Фото: ilaunion.org
Три дня длилась в США забастовка, во время которой 47 тыс. докеров остановили работу в 36 портах по всему Восточному побережью и Мексиканскому заливу. Среди основных профсоюзных требований: существенное повышение зарплаты и полный отказ от автоматизации работы в портах. Рассказываем о том, почему забастовка грозила стать самой разрушительной для экономики США за последние десятилетия.
Забастовка докеров США, которая началась 1 октября, стала первой подобной акцией Международной ассоциации грузчиков (ILA) с 1977 года, когда докеры прекратили работу более чем на шесть недель. Но тогда торговля составляла меньшую долю в общей экономике. Сейчас же с закрытием крупных портов, включая Нью-Йорк, Балтимор, Норфолк, Саванну и Хьюстон, длительная забастовка была бы разрушительна для экономики США, вызвала бы рост цен и дефицит товаров - от бананов до европейских автомобилей, включая комплектующие, необходимые для обеспечения работы американских заводов. Аналитики JP Morgan прогнозировали, что остановка работы портов будет обходиться экономике США в 5 млрд долларов в день.
Забастовка началась, когда истекло соглашение между ILA и Морским альянсом США (USMX), представляющим 40 судоходных и терминальных компаний. Это немедленно вызвало сбои в портах Восточного побережья и Мексиканского залива, через которые идет более половины объема торговли США, связанной с грузовыми контейнерами.
Изначально профсоюз просил повышения заработной платы на 77% в течение шестилетнего срока, улучшения здравоохранения и полного запрета на автоматизацию, утверждая, что технологии угрожают рабочим местам. Как заявил президент профсоюза Гарольд Даггетт, это необходимо для компенсации инфляции, поскольку долгие годы зарплаты повышались лишь минимально. Между тем, по американским меркам, докеры зарабатывают вполне неплохо. В настоящее время члены ILA получают базовую зарплату около 81 тыс. долларов в год (при медианной зарплате в США в 54 тыс. в год), но у некоторых выходит и более 200 тыс. в год, если они регулярно работают сверхурочно.
30 сентября вечером USMX предложил увеличить зарплату на 50% в течение шести лет, утроить взносы работодателей в пенсионные фонды и расширить возможности медицинского обслуживания, однако не готов был полностью отказаться от автоматизации, лишь сохранить ограничения на нее. Профсоюз это не устроило. Автоматизация портовых работ - основной камень преткновения в переговорах. В частности, профсоюз полностью прервал переговоры в июне, заявив, что порт в Алабаме использовал автоматизированные ворота в нарушение соглашения.
По словам Даггетта, причиной забастовки стала жадность международных судоходных линий. Профсоюз утверждает, что его члены (около 47 тыс. человек) заслуживают большей доли от тех сотен миллиардов долларов прибыли, которую операторы получили за последние годы, особенно после пандемии ковида.
“Без нас ничего не сдвинется с места”, - сказал Даггетт, пообещав, что профсоюз победит. “Они не смогут выживать слишком долго”.
USMX протянули всего три дня, после чего пошли на уступки и сделали предложение, от которого профсоюз не смог отказаться: повышение заработной платы на 62% в течение шести лет, что увеличивает среднюю зарплату с 39 до 63 долларов в час. При этом стороны решили продлить срок нынешнего колдоговора до января 2025 года, чтобы решить вопрос автоматизации портов позже.
Сразу после заключения предварительного соглашения докеры вернулись на работу, прекратив бастовать, но устранение задержек с грузами займет некоторое время. По подсчетам экспертов, по меньшей мере 54 контейнеровоза стояли в очереди за пределами портов, поскольку суда в портах еще не были разгружены.
“Решение прекратить текущую забастовку и разрешить открытие портов на Восточном побережье и побережье Мексиканского залива - это хорошие новости для экономики страны, - говорится в заявлении Национальной федерации розничной торговли. - Чем раньше они достигнут (окончательного) соглашения, тем лучше для всех американских семей”.
Большой вклад в профсоюзную победу внес и президент США Джо Байден, который не только поддержал бастующих докеров, но и отказался прибегнуть к закону Тафта - Хартли, чтобы заблокировать стачку. Согласно этому закону, президент может через суд отсрочить на 80 дней крупные забастовки, признанные “угрожающими национальной безопасности”.
- Будет справедливо, если работники, которые подвергали себя риску во время пандемии, чтобы сохранить порты открытыми, получат существенное повышение заработной платы, - заявил Байден и обратил внимание на рекордные прибыли на судоходных линиях, наряду с высокими зарплатами руководителей и выплатами акционерам.
Поскольку стороны уперлись и были крайне далеки от заключения соглашения, аналитики ожидали, что Белому дому придется вмешаться в ситуацию. Так и произошло. По словам источников, Белый дом активно участвовал в переговорах по заключению сделки. Исполняющая обязанности министра труда Джули Су сказала перевозчикам, что они могут уговорить профсоюз продлить контракт, если сделают более выгодное предложение по зарплате. Ранее USMX предлагал повышение зарплат на 50%, но к полудню 3 октября согласился еще увеличить сумму, и Су примчалась в Нью-Джерси, чтобы встретиться с профлидерами и уговорить их принять это предложение.
- Сегодняшнее предварительное соглашение о рекордной зарплате и продлении процесса коллективных переговоров представляет собой важный прогресс на пути к прочному контракту. Я хочу поблагодарить профсоюзных работников, перевозчиков и портовых операторов за патриотические действия по открытию наших портов и обеспечению доступности критически важных поставок для восстановления и реконструкции после урагана “Хелен”. Коллективные переговоры работают, и они имеют решающее значение для построения более сильной экономики, - приветствовал Байден заключение соглашения.
С ним согласилась и вице-президент, кандидат на пост президента США Камала Харрис:
- Речь идет о справедливости - и наша экономика работает лучше всего, когда рабочие получают долю от рекордной прибыли. Докеры заслуживают справедливой доли за свою тяжелую работу, - сказала она.
Байден активно поддерживает профсоюзы и их забастовки, в том числе зарабатывая для демократов профсоюзную поддержку на предстоящих выборах. В прошлом году президент открыто поддерживал бастующих работников автомобильной отрасли и даже принял участие в их пикете. В США еще не было такого, чтобы действующий президент присоединялся к бастующим рабочим на пикете.
- Этот президент серьезно относится к своей роли наиболее профсоюзного президента в истории, - сказал тогда Сет Харрис, бывший главный советник Байдена по трудовой политике.
В свою очередь, другой кандидат в президенты, Дональд Трамп, связал забастовку докеров с “огромной инфляцией, созданной режимом Харрис - Байдена”.
- Все понимают докеров, потому что эта инфляция уничтожила их, как и всех остальных в нашей стране и за ее пределами, - сказал Трамп.
Теперь профсоюз и Морской альянс должны договориться по всем остальным вопросам до 15 января, и самый сложный - вопрос автоматизации. Если согласия так и не будет, велик шанс, что забастовка в портах начнется снова.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно