Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Проблемы в работе преподавательского состава, проект для школьников и молодежи “Большая перемена”, снижение бюрократической нагрузки на учителей… Эти и другие темы обсуждались во время “Профсоюзного подхода”, который состоялся 17 июня в официальной группе газеты “Солидарность” во “ВКонтакте” и в аккаунте издания в YouTube. Участниками стрима стали Александр Шершуков, зампред ФНПР, и Михаил Авдеенко, зампред профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Еще в апреле российские вузы были исключены из Болонского процесса. Михаил Авдеенко считает, что это никак не отразится на работе преподавательского состава. Однако, по его словам, существует другая проблема в этой сфере - длительность контракта.
- Условия труда у ППС - профессорско-преподавательского состава, - как и в сфере общего образования, это рост нагрузки. Более того, если в системе общего образования бессрочный трудовой договор, то в высшем образовании - это одна из главнейших проблем. Контракты можно заключать до пяти лет. Что значит “до”? Особо ретивые ректоры, которые очень любят, наверное, гибкий рынок труда, особенно начитавшись в том числе наших коллег из РСПП, ежегодно хотят все больше интенсифицировать труд. Потому контракт у ППС доходит до года. Вы понимаете, что это такое? То есть год работаешь, а дальше не знаешь, возьмут тебя или не возьмут, ты все время в подвешенном состоянии. Притом у нас есть предел нагрузки для ППС - 900 часов, но во многих вузах он не соблюдается. Потому что у нас, с другой стороны, нужно выдерживать параметры указа президента - 200% от средней заработной платы по региону, - сообщил зампред профсоюза работников образования и науки.
Авдеенко также добавил, что у преподавательского состава большая доля переработки из-за внутреннего совместительства.
- Кстати, у нас уникальная ситуация: у нас теперь два отраслевых соглашения, поскольку два министерства - Минобрнауки и Минпрос. И в одном, и в другом документе мы все-таки договорились с ними и сделали акцент на том, что контракт необходимо заключать сроком не меньше чем на три года. Но опять-таки - это рекомендация. Вы прекрасно понимаете, что закон в этой части никто не менял и пока вряд ли будет менять, - рассказал профсоюзный лидер.
В начале июня законопроект о создании нового молодежного движения “Большая перемена” был принят Госдумой в первом чтении. Напомним, что профсоюзы не были включены в перечень организаций, имеющих право участвовать в работе этого движения. Гости “Профсоюзного подхода” дали оценку этому проекту.
- У меня такое ощущение, что, отказываясь от минусов опыта капиталистической России, которая строилась последние 30 лет, зачастую пытаются снова пересобрать Советский Союз, - сказал зампред ФНПР Александр Шершуков. - Об этом разговор возникает регулярно. Но пересобрать - на другой платформе и при других политических и экономических отношениях, потому что Советский Союз строился все-таки на основе общенародной собственности, а не на основе частной собственности и частных капиталистических взаимоотношений. И сразу, соответственно, вспоминают пионерию, комсомолию… Люди, которые сейчас уже находятся в возрасте, считают, что тогда и трава была зеленее, и прочие вещи были интересней, и поэтому нужно родить все обратно. Но это иллюзия. <…> Данный законопроект носит рамочный характер, он о том, что будет создано такое движение. А вот чем оно будет наполнено, по каким методическим материалам оно будет работать и кто будет писать эти методические материалы - это совсем другая история.
Авдеенко согласился с Шершуковым, что попытка возродить те институты, которые были в Советском Союзе, обречены на провал, “потому нет главного - идеологии и экономического фундамента”:
- Стержнем всей ВЛКСМ и пионерии была партия. Это были одни из инструментов выстраивания партийной политики, то есть Коммунистической партии Советского Союза. А в законопроекте прямым текстом написано, что партии не имеют права участвовать в этом проекте, они как раз исключены, в черном списке вместе с профсоюзами. А если изначально выдергивают из проекта сразу партийную часть, тогда это чиновничий проект. Более того, у меня есть скрытые подозрения, что этот проект для того, чтобы кто-то более комфортно дальше жил, когда это все будет бюджетировано.
По мнению Авдеенко, главные вопросы, которые возникают в связи с “Большой переменой”, - каким образом будет финансироваться этот крупный проект? И кто будет отвечать за патриотическое воспитание подрастающего поколения?
- Мы искали: а где же деньги, Зин, на это все? Там же какая структура? Федеральная, региональная, местная и первичная. В каждой школе должна будет вот эта ячейка действовать. А кто за этот “банкет” заплатит?! И туманно написано, что вопрос решат потом. Мы же сразу смотрим со стороны педагога: на кого ляжет это реальное воспитание человека, патриота? Много красивых слов написано, постарались в этом плане авторы. Кто это будет делать? Опять тот же учитель? За 5 тысяч рублей, которые ему за классное руководство даны указом президента с федерального уровня? А у нас и так уже средняя нагрузка учителей практически 36 часов, а должно быть 18 часов на ставку. Это еще один громаднейший проект, это еще громадная работа, и опять в законопроекте написано черным по белому: это все должен делать тот же самый педагог, - подчеркнул заместитель председателя профсоюза.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, определяющий перечень учебно-методической документации, которую преподаватель обязан заполнять при выполнении своих непосредственных обязанностей. Это должно снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Михаил Авдеенко пояснил, что это вторая попытка принять такой законопроект. Первая была в прошлом созыве Госдумы, но тогда проект сочли преждевременным.
- Сейчас практически тот же проект взяли из-под сукна, добавив какие-то моменты, на наш взгляд, не совсем правильные, сделав его еще более сумбурным, - сказал он. - В целом мы поддерживаем такую инициативу, но дьявол всегда кроется в деталях. На наш взгляд, одним из “дьяволов” является тот самый перечень. В самом законе он не указан, а делается отсылочная норма, что опять чиновник будет сидеть где-то в кулуарах и писать эти перечни. На наш взгляд, в перечне, если мы возьмем учительскую профессию, должно быть три документа: дневник, журнал и рабочая программа. А если берем еще классного руководителя - должен быть план работы классного руководителя, поскольку это дополнительная обязанность. Но это - с нашей точки зрения, а что скажет Министерство просвещения, мы не знаем. Это первое. Второе - фокус этой нагрузки, по нашему мнению, движется в сторону цифры. Учителя сейчас ведут родительские чаты - это практически круглосуточное общение. То есть наши уважаемые родители могут и в два, и в три часа ночи написать сообщение педагогу, им почему-то кажется, что у педагога нет личного времени. И важно тоже какие-то ограничения вводить, потому что здесь назревают, к сожалению, большие проблемы.
Запись “Профсоюзного подхода” от 17.06.22 вы можете посмотреть в группе газеты “Солидарность” во “ВКонтакте”, а также на YouTube.
А как вы относитесь к возможному отказу от Болонской системы образования? Пройти опрос.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно