Фото: Михаил Родин / Wikimedia Commons
В редакцию поступил ответ АО “Аэропорт Южно-Сахалинск” на наши вопросы о конфликте администрации с первичкой. Треть ответа состоит из обвинений в том, что наша статья содержит “сведения, порочащие как деловую репутацию АО “Аэропорт Южно-Сахалинск”, так и его руководителя Крутцова А.С.”, остальное - ответы по существу. Делимся.
Редакция “Солидарности” получила ответ АО “Аэропорт Южно-Сахалинск” на наш запрос о предоставлении информации. Приводим всю содержательную часть ответа полностью. С пояснениями, в чем этот ответ противоречит документам и видеозаписям, имеющимися в распоряжении редакции.
1. “В рамках проводимых организационно-штатных мероприятий, а также оптимизации производственных процессов Общества, за счет применения цифровизации, с целью минимизации участия работников, исключения человеческого фактора при оформлении документации и сокращения расходов предприятия, в Обществе осуществляется процесс сокращения диспетчерского состава службы спецтранспорта АО “Аэропорт Южно-Сахалинск” в соответствии с требованиями трудового законодательства. Часть процессов, которые ранее выполняли диспетчеры, перераспределены между работниками Общества по направлению их деятельности, а оставшаяся часть выполняемого ранее функционала, автоматизирована с помощью цифровых технологий и решается с помощью компьютеризированных систем”.
Мы спросили у председателя профкома Ирины Кондратенко, какую часть работы диспетчеров можно автоматизировать.
- Основная часть нашей работы - оформление путевых листов и внесение данных из них в базу. Отказаться от этой процедуры нельзя - это требование закона, это первичные бухгалтерские документы. Летом их оформляется меньше - 44 в день. Зимой - около сотни, в сильный снегопад бывает и больше. Делается это, естественно, в компьютере, но все данные должен вбивать человек. Выписать путевой лист при наличии опыта занимает 3 - 5 минут. Еще 1,5 - 2 минуты - вбить данные этого путевого листа по окончании рабочей смены: данные спидометра, расхода топлива, сверка с системой ГЛОНАСС. Еще какое-то время у диспетчеров занимает устранение недочетов: например, выяснить, почему произошел перерасход топлива, или исправить ошибку в дате при проведении медосмотра. Сейчас эту работу переложили на механиков и инженера по безопасности движения. При этом у механиков своя работа - проверить каждую машину, заполнить “дефектовку”. Им теперь надо делать это одновременно.
Итого выходит, что на оформление путевых листов летом надо тратить 220 минут (3,6 часа), а зимой 500 минут (8,3 часа). Вряд ли эта нагрузка будет для механиков незаметной… Но это не единственные обязанности диспетчеров.
Диспетчеры принимают и заявки на транспорт. Например, надо подать машину к ВИП-залу или для поездки в суд или Сбербанк. Надо запланировать машину, известить водителя, что он будет нужен к определенному времени, проконтролировать, приехал ли вовремя. Составлять план заявки - требование Минтранса. Это тоже нельзя автоматизировать. Эту работу перебросили на начальника колонны либо инженера. Ведение отчетов отдали главному инженеру. То есть просто распределили наши обязанности между другими работниками, нагрузка на которых возросла.
2. “Проводимые организационно-штатные мероприятия направлены не на увольнение работников, а именно на сокращение должностей, ввиду вышеуказанных обстоятельств. Всем диспетчерам, затрагиваемым сокращением, предложены имеющиеся в Обществе вакансии. Предложенные должности соответствуют квалификации и профессиональным навыкам сотрудников. В настоящее время мы ожидаем их решения о согласии на перевод. В случае положительного ответа они продолжат свою работу в нашем коллективе”.
Итак, диспетчерам предложили должности: инженер связи (телекоммуникаций), уборщик производственных помещений, водитель автомобиля (легкового), механик по ремонту спецтехники (с выполнением обязанности водителя пожарной машины), мастер смены по эксплуатации аэродрома. Но раз работодатель считает, что любой диспетчер может быть инженером связи (должности “соответствуют квалификации и профессиональным навыкам сотрудников”), то почему бы диспетчерам и не согласиться?
- Я согласилась на должность водителя легкового автомобиля, - говорит Ирина Кондратенко, - и сразу была создана “комиссия по подтверждению квалификации при сокращении”. Провели устный экзамен: смогу ли я поменять колесо, “а если мост отвалился, как ты его поменяешь?”, готова ли я ездить в командировки. “Легко”, - ответила я. “Тогда устроим экзамен, предоставим автомобиль с механикой, автомобиль с автоматом, и вы покажете свои навыки вождения”. А нанимаемым водителям такой экзамен не устраивают. Я первая? Мне дружно ответили: “Да, вы первая”.
3. “В связи с проведением запланированных ремонтных работ, в прежнем кабинете, занимаемом профсоюзной организацией Общества, в целях осуществления профсоюзной деятельности, организации было предоставлено другое полностью оборудованное помещение, которое отвечает всем требованиям закона и имеющегося Коллективного договора”.
Согласно колдоговору, работодатель обязан “предоставить профкому оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение”, “обеспечить оргтехникой (компьютер, принтер, сканер)”, “установить отдельный телефонный номер, закрепленный за ППО”. Собственно, именно это гарантирует и ст. 377 ТК РФ. На деле же помещение для профкома первичке не было выделено. Ни при этом председателе ППО, ни при старых.
- Я обращалась письменно к руководству, и неоднократно, - говорит Кондратенко. - Мне сказали, чтобы мы свой рабочий кабинет и его оргтехнику считали помещением профкома. На деле никогда не подписывались ни приказ о выделении какого-то помещения, ни акты приема-передачи помещения.
4. “Компьютер с документацией первичной профсоюзной организации Общества не изымался, и данная документация представителями администрации Аэропорта не фотографировалась”.
Мы упоминали в предыдущей статье (№ 32, 2025), что в распоряжении редакции есть видеозапись, как начальник ССТ В.В. Михальчук фотографирует документы первички на телефон. Есть и копии письменных запросов первички о возврате документов и обращения в прокуратуру.
5. “Какие-либо нарушения, связанные с трудовой деятельностью диспетчерского состава службы спецтранспорта и ППО Общества, не допущены”.
Утверждение более чем спорное. Председателю профкома недавно выдали обновленный пропуск без доступа в хоззону - туда, где работают ее члены профсоюза. Хотя работодатель не может ограничивать доступ представителя профсоюза: вести общественную деятельность на предприятии - законное право…
Видит нарушения и Дальневосточная ТО Общероссийского профсоюза авиаработников (ОПАР). “Устойчивая судебная практика в пользу работника подтверждает тот факт, что если создаются новые должности с тем же или частичным функционалом, то сокращение считается незаконным. Из служебных записок следует, что предлагается создать должность специалиста технической поддержки в УИТ, в чьи обязанности входит: диспетчеризация; прием и обработка заявок; контроль путевых листов и движения транспорта; учет топлива; работа в ИС “УАТ” и “Автограф”. Данные обязанности входят в компетенцию диспетчеров. Следовательно, сократив должность диспетчера, часть функций распределяется на уже существующие должности, и часть функций - на вновь созданную в будущем”, - высказался в своем мотивированном отказе на увольнение членов профсоюза терком ОПАР.
В ответе АО “Аэропорт Южно-Сахалинск” было и требование.
“Также сообщаем о том, что 27.08.2025 в сети Интернет на сайте www.solidarnost.org в разделе “Статьи” размещена статья под заголовком “Расстрельная выборная должность”, содержащая сведения, порочащие как деловую репутацию АО “Аэропорт Южно-Сахалинск”, так и ее руководителя Крутцова А.С.
Поскольку данная статья была размещена до момента получения официального ответа Общества на поступивший запрос главного редактора центральной профсоюзной газеты “Солидарность”, а также учитывая то, что сведения, размещенные в данной статье, не соответствуют действительности, на основании ст. 152 ГК РФ требуем в течение 3 дней с момента получения настоящего письма разместить на сайте www.solidarnost.org в разделе “Статьи” опровержение к заголовку “Расстрельная выборная должность” о несоответствии действительности и порочащими деловую репутацию АО “Аэропорт Южно-Сахалинск” ранее размещенных сведений.
В ином случае АО “Аэропорт Южно-Сахалинск” оставляет за собой право обращения в суд о признании не соответствующими действительными и порочащими деловую репутацию сведений, размещенных 27.08.2025 в сети Интернет, возложении обязанности опубликовать опровержение сведений, взыскании убытков и судебных расходов”. Подпись - врио гендиректора Д.А. Аристов.
К слову, опровержение к заголовку на сайте мы уже написали. Читатели могут лично убедиться.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно