Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Госдума 12 ноября приняла в первом чтении законопроект, согласно которому самозанятые граждане (их сейчас в стране около 15 миллионов) смогут делать добровольные взносы в Социальный фонд России с тем, чтобы в случае временной нетрудоспособности получать “больничные”. Кому и зачем это нужно, “Солидарность” пытается понять вместе с депутатами.
Правительство озаботилось вопросом распространения гарантий системы социального страхования на самозанятых. Напомним, это россияне, которые решили воспользоваться предоставленной с 2019 года (и пока что на десять лет) возможностью “работать не на дядю, а на себя”. То есть вместо 13% НДФЛ, как в случае трудоустройства по трудовому договору, вы платите 4% или 6% от прибыли, в зависимости от взаимодействия с физическими или юридическими лицами и ИП. Отчисления в страховые фонды при этом не идут.
В общем, кругом сплошные плюсы, на минусы которых правительству с самого начала указывали профсоюзы: социальная незащищенность самозанятых (а их сегодня в стране около 15 млн человек) и возможность насильственного перевода в эту категорию работников с трудовыми договорами ради экономии работодателей на социальных взносах. Что, как отмечают в ФНПР, буквально сразу же и стало происходить.
И вот 12 ноября Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, общий смысл которых в том, что до конца 2028 года параллельно с “самозанятым” экспериментом на всей территории России будет проводиться еще один - “спецналогообложенцам” разрешат вступать с Социальным фондом “в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности”. Казалось бы, как говорится, за что боролись. Однако законопроект вызвал при обсуждении в первом чтении бурную дискуссию. Которая, если коротко, строилась вокруг опасений, не выходит ли таким образом государственный Соцфонд в сферу коммерческой страховой деятельности. И, соответственно, кому это выгодно.
- По состоянию на 31 декабря [2024 года число самозанятых] составляет 14 миллионов 900 тысяч человек. По данным Социального фонда России и Федеральной налоговой службы, примерно половина из них не имеет другого места работы, где они были бы застрахованы, а значит, у них нет права на оплату больничных листов, - пояснил депутатам замминистра труда Андрей Пудов. - Законопроектом предлагается предоставить самозанятому гражданину право выбора страховой суммы, из которой будут исчисляться размеры взносов и пособий по временной нетрудоспособности. При ежемесячном платеже страховых взносов - 1344 или 1920 рублей - максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности составит соответственно 35 тысяч или 50 тысяч рублей за полный месяц.
Как добавил глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, “касается это только временной нетрудоспособности - не отпуска по уходу за ребенком, не травмы на производстве, профзаболеваний, а только касается временной нетрудоспособности, когда человек находится на больничном”. А как доложил Андрей Пудов, за три года правительство рассчитывает привлечь к новому варианту страхования 1,2 млн самозанятых - это, по его словам, “реальный потенциал”. Из пятнадцати, напомним, миллионов человек.
Однако чиновники исходят из позитивного, по их мнению, опыта: как напомнил Пудов, “у нас в систему обязательного пенсионного страхования уже есть возможность платить добровольные платежи, и у нас уже более 490 тысяч самозанятых таким режимом воспользовалось”. То есть система обязательного страхования - пенсионного и социального - плавно перетекает в добровольную. Что звучит хорошо, но на деле означает “необязательную”. И здесь вопрос в том, будет ли признан в итоге эксперимент с самозанятыми удачным (а пока ничто не предвещает иного) и сколько еще в итоге людей, кроме нынешних 15 млн, будут вытолкнуты за рамки классической системы социального страхования. Всего, для справки, работающих людей в России сейчас около 75 млн.
- Принцип добровольности является базовым, никаких других двусмысленностей у нас в законопроекте нет и не предусмотрено, - насколько нечаянно в этой фразе Андрея Пудова появилось слово “других”, остается только гадать. Но недолго.
Между тем, коммунист Николай Коломейцев спрашивал недвусмысленно: “Вы вообще отдаете себе отчет, что у нас 14 с половиной миллионов [трудящихся] не формируют пенсионных прав? Правильно ли мы понимаем, что вы в принципе планируете Социальный фонд похоронить?” Но замминистра труда тоже любил недвусмысленность и в благородстве не уступал Деточкину (зачеркнуто) Коломейцеву. И на эту часть вопроса не ответил.
- Мы на самом деле на будущее планируем [подобными инициативами] самообеспечение пенсионное, медицинское, по другим случаям. У нас ведь что получается? Для того чтобы хорошо отчитываться перед президентом, придумали самозанятых. Теперь... Ну, красиво же - 2,3% безработица. Я вас спрашиваю: 14,9 млн самозанятых - их можно замотивировать, чтобы они стали нормальными плательщиками и формирователями себе пенсионных, социальных и других прав? Может, Минтруда заняться этим? - предлагал Коломейцев уже в выступлении от фракции. - У нас, с одной стороны, дефицит кадров, а с другой стороны - 15 млн самозанятых. Ну, какой же это дефицит кадров? Может, нам надо с головой подружиться и разобраться, почему это происходит и кому это выгодно?
Были, впрочем, и другие мнения, даже за вычетом того, что законопроекты поддержало в итоге большинство из “Единой России”. Так, независимый депутат Оксана Дмитриева (доктор экономических наук) выступила за представленные инициативы, поскольку “лучше, если этими вопросами займется государственная структура - Социальный фонд”.
- Если этого фонд не сделает, то самозанятые будут под разными предлогами вовлечены в систему негосударственных пенсионных фондов, добровольного долгосрочного страхования, сбережения, и на самом деле их защищенность будет существенно меньше, - считает Дмитриева. Но предупреждает: - Учтите, что законы должны писаться чрезвычайно корректно, недвусмысленно, чтобы сотрудники Пенсионного фонда могли давать разъяснения.
Однако, например, у справоросса Николая Новичкова нашлись свои разъяснения:
- Когда мы предлагаем данную норму, - говорит он, - мы, по сути дела, говорим самозанятым: мы вас немножечко обманули, когда призвали вас выйти из тени - становитесь самозанятыми, платите налоги, и вам, что называется, за это ничего не будет. А теперь выясняется, что будет: нужно будет доплатить за это, еще нужно будет заплатить за это и за это. То есть вы сначала обозначьтесь, а потом мы вас ковшом нахлобучим! Но так, наверное, неправильно…
В защиту депутата - последнее он произнес без тени сомнения. Не сомневалась в своих тезисах и член комитета по труду, справоросс Светлана Бессараб. Которая предложила поверить рассматриваемую инициативу “простейшей математикой”: “14,9 млн самозанятых, из них примерно 7 млн трудоустроены, то есть для них самозанятость - это второй вид дохода”. Остается 7,9 млн человек. Еще 1,2 млн человек - “это те, кто уже получает страховую пенсию”. И таким образом мы получаем 6,7 млн “тех, кто не формирует… право получать пособие по временной нетрудоспособности”. При чем здесь страховые пенсии, осталось, честно говоря, неясным, но итоговый тезис был понятен: те самые 6,7 млн самозанятых получат-таки право на пособие, если будут добровольно оплачивать страховку.
Это тем более радостная перспектива, что, по словам Андрея Пудова, “законопроект появился исходя из инициатив, которые были непосредственно от самозанятых и от индивидуальных предпринимателей - запрос от них”. Что, конечно, должно снять последние сомнения. Мы ведь помним, как, например, совсем недавно школьники заваливали Госдуму письмами с требованиями разрешить им работать на выходных? Вот и самозанятые от школьников не отстают.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно