На днях опубликован доклад Международного бюро труда “Основные показатели рынка труда” (Key Indicators of the Labour Market - KILM). Вывод авторов доклада - глобальный экономический рост не приводит ни к созданию новых качественных рабочих мест, ни к сокращению бедности. При этом половина работников в мире зарабатывают менее двух долларов в день...
“Главный вывод заключается в том, что создание лучших рабочих мест и повышение доходов не стали приоритетами в политике государств, - заявил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия. - Глобализация не привела к созданию в мире достаточных и устойчивых возможностей для достойного труда. Эту ситуацию необходимо переломить, и уже многие лидеры заявили, что достойный труд должен стать главной задачей всей экономической и социальной политики. Опубликованный доклад может стать важным инструментом в выполнении этой задачи”.
Авторы доклада обнаружили, что в некоторых странах Азии экономическое развитие способствует устойчивому росту числа рабочих мест и улучшению условий жизни, но в других частях мира, таких как Африка и отчасти Латинская Америка, условия жизни все большего числа людей, особенно в аграрном секторе, ухудшаются. Для миллионов работников новые рабочие места зачастую едва обеспечивают доход, способный вывести их за черту бедности, либо эти рабочие места не отвечают стандартам приносящего удовлетворение и производительного труда. Общее число работающих мужчин и женщин, живущих менее чем на 2 доллара в день, за последнее десятилетие не сократилось, хотя эти 1,38 млрд. человек сегодня составляют чуть менее 50% общей численности рабочей силы (57% - в 1994 г.).
Основная проблема для развивающихся стран - скорее ограниченные возможности для достойного труда, чем безработица, отмечается в докладе. Женщинам и мужчинам приходится много и напряженно работать за мизерную плату, поскольку в противном случае им вообще не на что будет жить.
РАБОЧИЕ МЕСТА
В последние годы зависимость между экономическим ростом и ростом занятости ослабла - рост не ведет автоматически к созданию новых рабочих мест. Использованный в докладе показатель “гибкость занятости” (employment elasticities) позволяет установить связь между экономическим ростом, измеряемым в ВВП, и влияющими на него дополнительными переменными - изменениями уровня занятости и производительности. Авторы двухлетнего исследования выяснили, что в 1999 - 2000 гг. увеличение ВВП на один процентный пункт приводило к росту мировой занятости лишь на 0,3% (на 0,38% - в 1995 - 1999 гг.).
Самое большое увеличение занятости - при экономическом росте -
0,5 - 0,9% на каждый процент экономического роста - зарегистрировано в странах Ближнего Востока, Северной Африки, а также в государствах Африки южнее Сахары. Анализ других показателей, однако, показывает, что значительная доля увеличения занятости приходится на так называемую “самозанятость” мужчин и женщин в неформальной экономике с ее зачастую неудовлетворительными условиями труда и низкой производительностью. Большинство таких рабочих мест не обеспечивают работникам доход, достаточный для выхода из бедности. Так, с 1994 по 2004 г. в странах Африки южнее Сахары число работников, живущих на менее чем 1 доллар в день, возросло на 28 млн. человек.
Иная ситуация наблюдается в Восточной Азии, где экономический рост обеспечил рост занятости, производительности, а также в значительной степени снижение бедности. В то же время в государствах Латинской Америки было создано относительно больше возможностей для занятости женщин, чем мужчин, что является свидетельством преодоления в этом регионе гендерного неравенства в сфере труда.
В Западной Европе и Северной Америке наиболее динамичный рост отмечен в сфере услуг, в том числе числа рабочих мест. С 1991 по 2003 г. каждый процентный пункт роста в секторе услуг сопровождался ростом занятости: на 0,57% в Северной Америке и на 0,62% в Западной Европе. При этом в Северной Америке зависимость роста занятости от экономического роста сокращалась, а в Западной Европе - увеличивалась. А с 1999 по 2003 г. эта зависимость значительно ослабилась в Северной Америке и незначительно ослабилась в Западной Европе.
НЕРАВЕНСТВО В ЗАРПЛАТЕ
Четвертое издание доклада показывает, что с 1990 по 2000 г. зарплата работников высококвалифицированных специальностей росла быстрее, чем малоквалифицированных. Хотя такое положение дел не свидетельствует об общем ухудшении ситуации с зарплатой малоквалифицированных работников, все же это показатель возросшего в 90-е годы разрыва в оплате труда этих категорий работников.
Причина растущего разрыва в зарплате в развитых странах, как правило, объясняется большим и опережающим предложение спросом на квалифицированный труд и меньшим спросом на работников с низкой квалификацией. Среди менее значительных факторов называют расширение торговли с развивающимися странами и приток малоквалифицированных мигрантов.
В развивающихся странах рост разрыва в зарплате можно объяснить более высокой оплатой труда в отраслях, способствующих развитию торговли, увеличением объемов неформальной экономики с ее, как правило, более низкой оплатой и худшими условиями труда, нехваткой высококвалифицированных работников.
ИЗДЕРЖКИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Авторы доклада приходят к выводу, что для стран с высоким уровнем зарплаты низкие затраты на труд в других странах не представляют непосредственной угрозы. Причина в том, что страны с более дешевой рабочей силой, как правило, отличаются и низкой производительностью. В докладе разъясняется, каким образом влияет на конкурентоспособность сочетание таких элементов производственного процесса, как затраты на использование труда (компенсация за труд), производительность труда (объем продукции, произведенной одним работником), а также изменения обменного курса. Анализируя показатель “издержки на рабочую силу в единице продукции” применительно к конкурентоспособности, авторы приходят
к таким выводам:
- Конкурентоспособности стран ЕС-15 перед США угрожает не столько дорогая рабочая сила в регионе, сколько более низкая производительность в производственном секторе и рост курса евро.
- В Японии издержки на рабочую силу в единице продукции высоки и по сравнению с США, и по сравнению с ЕС-15. Но с середины 90-х годов этот разрыв сокращался благодаря сдерживанию роста зарплаты в Японии, ослаблению курса иены к доллару в 2005 г., а также сравнительному росту производительности японской промышленности.
- В Республике Корея отмечен активный рост производительности труда по сравнению с США, однако в результате повышения зарплаты в начале 90-х годов в этой стране увеличились издержки на рабочую силу в единице продукции.
- В Мексике производительность упала, но в связи с тем, что компенсация за труд там ниже, издержки на рабочую силу также остались ниже, чем в США.
США продолжают демонстрировать самый высокий уровень производительности труда на одного работника. В некоторых странах ЕС, особенно во вновь принятых, производительность растет, однако разрыв в производительности между наиболее развитыми государствами и США в пересчете на одного работника продолжает увеличиваться. Исключение - Ирландия, где по сравнению с США этот разрыв неуклонно сокращался с 1980 года. Несколько иная картина возникает, если рассчитать производительность труда в час. По этому показателю страны Европы опережают США, а разрыв между США и другими странами сокращается. Но надо учитывать, что большинство европейцев имеют более короткий рабочий день и более долгие отпуска, чем американцы.
В государствах Центральной и Восточной Европы переход к рыночной экономике привел к повышению производительности труда, но одновременно снизился уровень занятости. Государства - новые члены ЕС показывают хорошие результаты в росте конкурентоспособности, а затраты на рабочую силу у них составляют 70% от такого же показателя в США. Повышение конкурентоспособности, однако, не отражается на положении населения в плане создания новых рабочих мест и повышения зарплаты. В регионе отмечен один из наиболее высоких уровней безработицы, а многие безработные здесь просто прекратили поиски работы, что отразилось в высоких показателях инертности.
Развитые страны и ЕС столкнулись с огромным объемом “недоиспользованных” трудовых ресурсов, среди которых и безработные, и те, кто вынужден работать неполный рабочий день и стремится к полной занятости. Во Франции и Италии доля такой “недоиспользованной” рабочей силы достигла в 2004 г. 21% (17% во Франции и 12% в Италии - в 1994 г.).
По материалам Международной организации труда
Иллюстрация - рисунок с сайта www.sandersreseakch.com "Глобализация - как это работает". Мощные потоки сторонников и противников глобализации не замечают реального маленького человека.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте