Закон у нас таков, что по истечении президентского срока правительство обязано уйти в отставку. Независимо от того, переизбрался ли действующий глава государства иль наоборот. И вот беспокойство по сему поводу выказал 18 февраля глава Минэкономразвития Герман ГРЕФ. Выразилось это в том, что министр огласил ряд “программных” прожектов, кои, видимо, держал до поры про запас. Причем выступал он в тот день много и в разных местах. Большую часть своих планов генератор идей выдал в Академии народного хозяйства при правительстве РФ…
“Слава богу, что ругают правительство, - значит, живем в нормальной стране!” - так начал Греф лекцию о “перспективах развития экономики на ближайшие два года”. (Позднее Греф добавит: “Ответственность – штука очень тяжелая. Самое страшное – ответственность за собственные решения... Перечислять все структурные диспропорции и проблемы можно долго, но одно могу обещать: следующим поколениям реформаторов будет чем заняться!”) Греф заклеймил позором “некоторых экспертов, считающих, будто только ослабленный рубль может стать основой экономического роста. Сегодня мы видим, что и в условиях сильного рубля рост возможен!” Более того, Греф добавил, что “некоторые страны, выбравшие для себя политику слабого рубля (так и сказал, во множественном числе. – В.Б.), платят за это консервацией жизненного уровня населения”. Мы же подобных жертв, видимо, избежали…
“Перспективы развития российской экономики? Самые позитивные! И перспективы рубля по отношению к доллару хорошие, в трехлетнем прогнозе нашего министерства это записано”, - добавил министр экономики, и волноваться нет причины: обеспечить макроэкономическую стабильность и исполнять бюджетные обязательства удастся. Более того, “в 2003 году зафиксирован рекордно низкий в России уровень оттока капитала”, так что экономика наша уже переходит “от стадии экстенсивного роста к инвестиционному росту”. Интересным следствием этого заявления стало предложение Грефа узаконить “отмену гарантий для вновь открывающихся вкладов в банках, что в плане работы с новыми вкладчиками поставит все банки в абсолютно равные условия”. Вкладчиков, по-видимому, тоже…
Министр с подкупающей храбростью заявил, что считает президентское задание по удвоению ВВП выполнимым лишь при “очень большом везении и благоприятной мировой конъюнктуре (при очень высоких ценах на сырье. – В.Б.) и крайне амбициозной, радикальной реформаторской политике. Отсутствие хотя бы одного из этих условий удвоить ВВП не позволит!” - пригрозил Греф. Так что будущему правительству придется обрушивать на нас все новые и новейшие “амбициозные и радикальные” реформы.
Какие же преобразования сулит нам Греф, если коротко? Кабинет министров крепко возьмется за налоговую реформу к концу марта, то бишь после президентских выборов и в неизбежно новом составе. Тогда министры с новыми силами комплексно обсудят все налоговые проблемы.
Административная реформа: без нее “дальнейшее продвижение на пути рыночных преобразований невозможно”. Основой ее будет устранение избыточных, пересекающихся и дублирующих функций государства. Таковых спецы из министерства насчитали ровно 1708 – из 4095 проанализированных. (А ведь есть и другие, еще не охваченные анализом…) В первую очередь это функции, связанные с лицензированием и выдачей всяческих разрешений. Необходимо “распределить все функции так, чтобы исключить любой конфликт интересов”. В придачу Греф предложил в каждом конкретном случае “доказывать целесообразность госвмешательства” – то бишь при прочих равных условиях “госмашина” всегда должна умыть руки и быть в стороне.
Плюс требуется радикальное ускорение процесса приватизации государственной собственности, поскольку управление госпредприятиями по определению неэффективно. “Вообще, следует максимально сократить нерыночный сектор экономики! – провозгласил Греф. - Переизбыток неприватизированного имущества мешает конкуренции на рынке. Поэтому необходимо ускорить и ужесточить процедуру банкротства в отношении нерентабельных государственных компаний”.
Жизненно необходима и реформа естественных монополий. Прежде всего надлежит взяться за демонополизацию их инфраструктуры. “Должен быть демонополизирован сектор услуг для естественных монополий”, - заявил Греф. Естественные монополии “обросли системой внутреннего самообслуживания (каждая из них создает свой рынок для себя, свои строительные компании, свое страхование, консалтинговые и прочие услуги)”. По словам Грефа, “эта система чревата такой неэффективностью и неуверенностью для инвесторов, что должна быть подавлена в самое ближайшее время. Мы заставим монополии нормально работать в рынке, открыть свой сектор услуг, оказывать их только на рыночной основе и размещать заказы исключительно на конкурсных условиях! Иначе никакой эффективности от них ждать невозможно!” Соответствующий законопроект (о госзакупках) уже практически готов. Ну буквально вот-вот… А осенью его, глядишь, и примут. Вдобавок наши “искусственные монополии” непрозрачны. Так быть не должно. “Каковы сроки реформы Газпрома? Она будет, и все!” – с легкой угрозой обещал Греф.
Вдобавок нас постигнет настоящий обвал реформ в социальной сфере - образование, здравоохранение, ЖКХ и вообще “все сферы так называемых государственных услуг”. Греф, как работодатель, регулярно сталкивается “с изъянами высшего образования”. “У нас система “бесплатного” образования - вне рынка, это попросту легальный способ купить диплом или получить отсрочку от армии... – поведал он. - Рыночные отношения должны быть установлены также в здравоохранении и секторе жилищно-коммунальных услуг”.
Основой реформы здравоохранения станет изменение механизма обязательного медицинского страхования - ведь “гражданин обязан сам выбирать, в какое медицинское (или образовательное) учреждение ему пойти, а не ждать подачек от государства”. Посему правительство РФ к марту внесет в Госдуму новый проект закона об обязательном медицинском страховании. Второй этап “медреформы” - “преобразование больниц в специализированные некоммерческие организации, для чего будет принят закон. Эти организации останутся в госсобственности, но будут отличаться новым режимом распоряжения имуществом и финансовой самостоятельностью. Акционирования больниц не планируем! – пресек ужас слушателей реформатор. – Введение этого института позволит уйти от принципа сметного финансирования и привязать сферу здравоохранения к рынку, к спросу и предложению, к реальному потребителю услуг!”
Что до преобразований в сфере ЖКХ, Греф на этом вопросе подробно останавливаться не стал, отметив лишь, что реформировать этот сектор следовало еще позавчера и теперь нужно двигаться в этом направлении как можно быстрее. Однако слушатели из числа студентов академии задали наболевший вопрос о доступности ипотеки. Тут Греф будто вспомнил давно забытое: “Ипотечный кредит на жилье, думаю, будет доступен, и для молодежи тоже. Мы планируем принять поправки к 40 нормативным актам, в том числе к налоговому законодательству, которые очень удешевят ипотеку”. Потому что “этот институт получит по-настоящему рыночное развитие”.
Также Минэкономразвития считает, что приоритетом в реформировании единого социального налога (ЕСН) является перенос его части в размере 4% с работодателей на работников при одновременном снижении ставки ЕСН. Рассматривается несколько вариантов реформирования ЕСН, но какой из них лучший – Греф для себя и для нас, похоже, уже решил. Предлагаемая новая структура ЕСН, по мнению министра-пропагандиста, не увеличит налоговую нагрузку на граждан, хотя их попросят платить дополнительно 4%, но ведь затраты-то, оказывается, будут компенсированы повышением зарплат, так что “увеличения реальной нагрузки на зарплату работника” вроде как и быть не может…
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте