ИНСТРУКТАЖ ПО РАСПРОДАЖЕ
Накануне рассмотрения правительством нового Лесного кодекса в Минэкономразвития прошел брифинг для журналистов. Брифинг в переводе означает “инструктаж”, а ведомство Грефа, как известно, основной разработчик этой “программы приватизации лесов”. О том, как нам эффективней продать лесные богатства, рассказывал замминистра Мухамед ЦИКАНОВ – основной докладчик по проекту Лесного кодекса и закона “О платежах за пользование лесным фондом РФ”.
Мухамед Циканов сообщил, что с принятием правительственного проекта Лесного кодекса частная собственность на лес, наконец, будет узаконена. Пока в РФ действует кодекс от 1997 года, по которому все лесные массивы отнесены к федеральной собственности. И он очень тормозит освоение экономического ресурса, не пускает рынок в отрасль и вообще обессмысливает земельные реформы. Потому как сейчас вырубается “только 25% рассчитанной лесосеки”. Корень наших бед, по мнению начальства, заключался в том, что нету в русском лесу хозяина.
Циканов с удовлетворением заявил, что теперь все будет не так, как прежде: “Если арендатор был добросовестным пользователем и выполнял все договорные и природоохранные нормы, то уже через 15 лет он сможет приобрести лесной участок в собственность, заплатив за это сумму десятилетней аренды”. Если процесс пойдет, то дополнительный доход бюджета от такой вкусной негоции перевалит за 900 миллионов рублей в год. Распоряжение лесным хозяйством перейдет к Минприроды, а также к новообразованным “экологическому агентству” и “спецагентству по лесу”.
По словам замминистра, распродаже не подлежат леса, расположенные в приграничных зонах, и особо охраняемые природные территории (ООПТ; в них входят леса по берегам рек, озер, водохранилищ, заповедники и ценные лесные массивы). По крайней мере, иностранцам их ну ни в какую не продадут и даже не позволят арендовать. Если, конечно, иностранец не выдаст себя за кого-то другого (нашему-то арендовать можно).
Запретить вам прогуляться в лесу, по этому своду правил лесопользования, вроде бы никто не может – ни бог, ни царь, ни арендатор. И собирать грибы-ягоды также не возбраняется: никакие огораживания кодексом не предусмотрены, как и однозначное запрещение пребывания граждан в лесах.
Леса можно будет арендовать на срок от десяти до девяноста девяти лет, а начиная с пятнадцати лет пользования, как мы помним, лесной массив можно выкупить в собственность и распоряжаться им по своему усмотрению. Хоть котлованы рой… Для краткосрочной и потому наиболее интенсивной рубки лес будет сдаваться в аренду на срок до одного года. Право пользования на остальные леса, не входящие в категорию запретных, будут распределять на аукционах, а не келейным административным способом, обрадовал общественность замминистра. Таким образом, аукционные схемы грефовского ведомства по изъятию наших биоресурсов на благо человечества обрели законченный вид.
И - на заметку приобретателям. Стартовая аукционная цена исходит из платы согласно сорту древесины (определяется государством в лице правительства РФ, что сильно обнадеживает), помноженной на площадь участка. Большинство этих коэффициентов пока точно не определены, частично отданы на откуп субъектам РФ, а когда их кто-нибудь нам посчитает, дело, само собой, пойдет с калейдоскопической быстротой. Но уже известно, что цена лесного участка согласно договору купли-продажи равняется десятикратной ставке годовой арендной платы на дату подачи заявления о выкупе. После удачной сделки придется вносить арендную плату, плюс налоги на прибыль и имущество. А потом - выкуп в собственность…
Вадим БАРАБАНОВ
"ЕЩЕ РАНО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ЛЕСА"
Представители “Лесного клуба” российских неправительственных природоохранных организаций недовольны одобренным правительством проектом нового Лесного кодекса. На прошлой неделе они провели пресс-конференцию, посвященную недостаткам этого документа.
Общественные экологические организации уже давно протестуют против поспешности принятия нового кодекса и заявляют о его недостатках. Единственное, чего им удалось добиться - это спасти заповедники; теперь в проекте есть статьи, запрещающие вести там рубку. Экологи по-прежнему считают, что в случае принятия подготовленного Министерством экономического развития варианта Лесного кодекса в российских лесах наступит полная анархия.
- Новый Лесной кодекс представляет весьма серьезную угрозу для лесов России, - сказал на пресс-конференции Алексей Ярошенко, координатор лесной программы “Гринпис России”. - Во-первых, с его принятием могут быть уничтожены лесхозы - последняя дееспособная часть лесной службы. Во-вторых, перспектива приватизации лесов по относительно невысоким ценам стимулирует начало нового криминального передела сфер влияния в лесной отрасли, прежде всего - арендных участков. Наконец, кодекс сохраняет приоритет воли министерских чиновников перед требованиями закона, - решение многих принципиальных вопросов оставляется составителям инструкций.
В новом кодексе, по мнению представителей общественности, много неоднозначного, допускающего вольное толкование. Например, собственник может не допускать на свою территорию лиц, причиняющих, по его мнению, ущерб его собственности. А растолковать это можно по-разному. “Например, бабушка собрала в лесу грибы, а собственнику это не понравилось, он может заявить, что она нанесла ущерб его грибам. Получается, что бабушка нарушила закон”, - возмутился Ярошенко.
Также кодексом не предусмотрены какие-либо меры по восстановлению вырубленных лесов. По мнению координатора студенческого Движения дружин по охране природы Натальи Курбатовой, возможно, что количество срубленных деревьев будет в итоге значительно превышать число восстановленных.
Новый Лесной кодекс, по словам координатора лесной программы Международного социально-экологического союза Владимира Захарова, не решает большинства проблем, существующих в лесном секторе. Кодекс в значительной степени остается декларативным документом: он предусматривает существование тринадцати так называемых “технических регламентов”, которые и будут определять важнейшие параметры управления лесами и лесопользования. С учетом региональных различий, количество “технических регламентов” может достигать девяноста одного. Фактически это означает, что, как и сейчас, в лесу будет править не закон (утверждаемый органом законодательной власти - Госдумой), а ведомственная инструкция (технические регламенты в соответствии с проектом будут утверждаться Министерством природных ресурсов).
Сама по себе необходимость разработки нового Лесного кодекса у представителей общественности не вызывает сомнений. Ныне действующий кодекс скорее тормозит развитие лесной отрасли, чем способствует ее развитию. Многие его статьи соответствуют принципам в большей степени планового государственного хозяйства, чем рыночной экономики. Другие написаны таким языком, что оставляют широкий простор для вольного толкования государственными чиновниками. А самое главное - большинство ключевых вопросов лесопользования регулируется не собственно Лесным кодексом, а многочисленными ведомственными инструкциями.
В идеале представители общественности видят Лесной кодекс без двояких толкований и противоречий, четким, конкретным, однозначным. И продолжают настаивать на прозрачности процесса его разработки, и участии в нем профессионалов.
“А вообще, если хочешь иметь собственный лес - купи землю и посади его сам”, - подытожил Владимир Захаров.
Алена КУЗНЕЦОВА
МНЕНИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ЛИДЕРОВ
Правительство в целом одобрило новый Лесной кодекс РФ, который вводит такое понятие, как “частные собственники лесных участков”. Мы попросили прокомментировать ситуацию заместителя председателя профсоюза работников лесных отраслей Владимира ПОЛЯКОВА и председателя Костромского обкома профсоюза работников лесных отраслей Леонида НИКОЛАЕВА.
Владимир Поляков:
Когда введут новый Лесной кодекс, появится возможность выкупать леса в частную собственность. Хорошо это или плохо? Я думаю, на этот вопрос уже ответил президент. С одной стороны, ничего страшного вроде бы и нет - во всем мире действует частная собственность на леса, но как это будет выглядеть у нас? Если я купил лес, кто мне запретит огородить его забором и никого не пускать? А если другой человек пойдет туда за грибами? Имеет он на это право?
Теперь предположим, что лесные угодья выставлены на аукцион. И есть предприятие, которое живет за счет переработки древесины, но средств на покупку леса у него нет. А новый собственник решит, что не нужно ему лес вырубать, будет как-то иначе его использовать. И что теперь делать целому поселку, который работал на этом деревоперерабатывающем комбинате?
Еще вызывает опасение то, что этот кодекс длительное время рассматривался, споры были, а тут вдруг раз - и в правительстве полное единодушие! Странно это. А что он в Госдуме без проблем пройдет, я не сомневаюсь. И какой будет итог? Смотрите, промышленность перешла в частные руки, она лучше стала работать? Нет. Ну и с лесом то же самое наверняка будет. Словом, вопросов возникает много, а Лесной кодекс на большинство их не отвечает.
Леонид Николаев:
Нас волнует судьба лесхозов. Про них в Лесном кодексе вообще нет ни слова. Лесхоз до сих пор выполнял функции охраны, защиты и восстановления лесных массивов. Судя по всему, в новых условиях охраной лесов займется лесная инспекция, которая должна будет следить за вырубкой деревьев. Это 400 - 500 человек из 3 тысяч, работающих сейчас в лесхозах области. Остальных переведут в федеральные государственные управления, которые, по идее, должны будут восстанавливать лес и следить за его ростом. Но до сих пор лесхозы финансировались только на 25% от требуемого объема. У них нет ни современной техники, ни средств, чтобы эту технику купить. И чтобы выжить, лесхозы прореживали лес, занимаясь его частичной вырубкой. И вряд ли что-то изменится в ближайшем будущем. Эти службы, которые должны следить за восстановлением леса, просто обанкротятся, а их задачу никто на себя брать не будет. В итоге, при нашем менталитете никто не станет заниматься восстановлением лесов. И мы можем их потерять.
Записал
Алексей РЕУТСКИЙ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте