Top.Mail.Ru
Человек и его профессия

Кукольных дел мастерица

Шестидесятилетняя Татьяна СВИТКО до сих пор наряжает кукол. Увлечение, непременное у девочек в нежном возрасте, стало для пенсионерки профессией. Ее работы украшают дома Хиллари КЛИНТОН и Наины ЕЛЬЦИНОЙ, певца Николая БАСКОВА и пародиста Александра ПЕСКОВА... А губернатор Подмосковья Борис ГРОМОВ сделал заказ на целую коллекцию кукол для выставки, посвященной истории русского костюма. В гости к кукольных дел мастерице отправилась корреспондент “Солидарности” Наталья КОЧЕМИНА.

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ


Началось все с того, что на Центральной станции связи при МПС решили: Татьяне Свитко пора на пенсию. И торжественно проводили. У новоявленной пенсионерки появилось неограниченное количество свободного времени, а также проблемы. Надо было решать, чем зарабатывать на жизнь, пенсия - крохи, да и сидеть без дела Татьяна не привыкла. Только где ж найти теперь занятие, если всю жизнь проработала связисткой и больше ничего не умеешь делать? И тогда женщина решила: “Не умею, так пойду учиться”,- и отправилась на курсы машинной вышивки.

Потом - просто повезло. Случай свел ее с директором мастерской кукол из фарфора Светланой Воскресенской, и та предложила работу. Сначала Татьяна занималась только вышивкой, а потом вошла во вкус и принялась придумывать наряды фарфоровым модникам и модницам. И снова пришлось учиться.
Большим спросом стали пользоваться куклы в национальных и исторических одеждах, и мастеру нужно было знать все тонкости костюма в соответствии с эпохой, сословием и родиной персонажа. Книжные полки в ее маленькой однокомнатной квартире запестрели историческими романами и сборниками с фотографиями старинных костюмов различных стран мира. А из телевизионных передач Татьяна начала отдавать предпочтение фильмам с реальными событиями минувших дней.

Опять пришлось учиться - шить, самостоятельно придумывать крой будущего наряда. И еще множеству дел: вышивать бисером, конструировать парики, соединять фарфоровые части тела куклы так, чтобы руки и ноги игрушки стали подвижными.

ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ ЯПОНИЯ

Сейчас Татьяна работает на дому, и квартира ее напоминает мастерскую. На комоде выстроились куклы в национальных русских одеждах, в шкафу - фарфоровые головы, ноги, руки, многочисленные баночки с мелким бисером. И повсюду - коробки и коробочки со всевозможными деталями будущих изделий: частями костюма, лентами искусственных волос и театральными парики, лысыми фарфоровыми красотками в ожидании своего наряда. А в большой коробке - скрытая от взглядов случайных посетителей, огромная, почти в половину человеческого роста, кукла-японец в дорогом вышитом кимоно.

- Эта кукла осталась от прошлогоднего заказа для японского ресторана, - рассказывает Татьяна. - Она, вернее он - мужчина все-таки, сделан по подобию актера японского театра “Но”. Видите, его лицо расписано на устрашающий манер - это традиционная маска злодея-аристократа. В театре “Но” была такая отличительная черта. А еще все его актеры выступали в очень дорогих костюмах. Самим служителям муз на такую роскошь денег, конечно, не хватало. Нарядами их одаривали многочисленные поклонники.

На кимоно японца золотой нитью вышиты узоры в круге, очень похожие на эмблему. Это, как объяснила мастер, отличительные знаки рода. У каждого японца, если он чтит своих предков, есть такие нашивки. Под верхним кимоно спряталось еще одно, из золотистой парчовой ткани, а еще штаны и дзюбан-рубашка. Актер бос, на ногах только традиционные японские носки с выделенным большим пальцем. “В театре “Но” все актеры ходили без обуви. И была даже особенная поступь - с носка сразу на пятку. Со стороны казалось, что актер подпрыгивает, а не идет по сцене”, - объяснила Татьяна. Удивительно, какие тонкости о культуре другой страны приходится знать кукольных дел мастеру!

- Да уж... Когда я делала этих кукол, а их было немало, - усмехнулась мастерица, - практически перестала спать. Ведь у них совсем не знают, что такое пуговицы. Вся одежда на шнурках, и каждый узелок, каждый бантик имеет значение. Если не знать все досконально, могут случиться курьезы. Вот однажды была выставка японских кукол в Центральном доме художника...

И Татьяна рассказала, как организатор выставки, желая выдержать экспозицию в японском стиле, поместила под каждую куклу листок рисовой бумаги с четверостишием иероглифами. Среди гостей выставки была японская делегация. Иностранцы долго бродили по залу, рассматривали кукол и цокали языками. Когда же их спросили, как им понравились экспонаты, старый японец ответил за всех: “Оцена халасо, но это, - он показал рукой на иероглифы, - лезыт квелху нога”...

ПОДАРОК ДЛЯ ХИЛЛАРИ КЛИНТОН

Татьяне приходится делать кукол всех национальностей. Но больше всего она любит русские наряды. Однажды, еще в 90-е годы, журнал “Домашний очаг” предложил мастерице заказ - две куклы в зимнем и летнем наряде русской барыни. Впоследствии, как узнала Татьяна, этих кукол подарили первым леди России и США во время визита четы Клинтонов в нашу страну. Наине Ельциной досталась барыня в летнем костюме, а Хиллари Клинтон - зимний вариант. За столь ответственный заказ мастерица получила от журнала всего 200 долларов.

Другими заказчиками стали организаторы концерта композитора Юрия Эрикона. Татьяне и ее коллеге предложили сделать кукол в подарок артистам, согласившимся выступить бесплатно. Шесть игрушек украсили дома звезд шоу-бизнеса. Русский Петрушка с балалайкой достался пародисту Александру Пескову, у которого, по словам Татьяны, собрана коллекция кукольных скоморохов и шутов из разных стран мира. Голосистый Николай Басков получил в подарок куклу в костюме русского князя, очень похожего на него самого. А вот самое любимое детище мастерицы - татаро-монгольский кочевник, которого хотели вручить Альберту Асадулину, попал в руки позабытой певице Азизе. Татьяна даже рас-строилась.

- Так хотелось, чтобы кукла досталась именно Асадулину, только он почему-то не приехал, - вспоминает она. - Интересно, что лицо этого кочевника, только без нарисованных усов и бороды, - точная копия одного “братка” из Подмосковья.

Оказывается, наиболее ценными и высокооплачиваемыми являются куклы - точные копии каких-либо людей. Поступают заказы на кукол, имеющих портретное сходство с известными персонами, современными олигархами или “братками”. Скульптор, или форматор, изготавливает форму, по которой отливается голова куклы. Но каждый настоящий кукольник обязан спросить клиента, можно ли использовать его портрет для отливки других кукол. Если человек не согласен, то форму просто разбивают в его присутствии. Видимо, подмосковному “авторитету” было все равно, и его лицо вышло в тираж.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И НЕМНОГО МИСТИКИ

Кукольные мастера стараются не использовать в своей работе человеческие волосы. Это запрещено. Татьяна Свитко рассказала о таком случае.

- Однажды я была на выставке кукол в одном из московских салонов. Прошлась по залу, и вдруг меня привлекла кукла, стоящая обособленно. Она была выполнена в полный рост девочки лет семи и издали казалась живым ребенком. Я почувствовала себя как-то неуютно, чудилось, что кукла постоянно следит за мной, в какой уголок зала я бы ни зашла. И взгляд такой тяжелый, злой и... осмысленный. Я подошла к девочкам-продавцам, поинтересовалась, кто же сделал такое “чудо природы”. Они назвали мне автора и пожаловались, что сами боятся этой куклы. Как оказалось, волосы у девочки были настоящие, человеческие, а вместо кукольных глаз в пустые фарфоровые глазницы вставлены глазные протезы для детей.

Кстати, Татьяна всегда считала, что с куклой могут быть связаны мистические истории, ведь в русской культуре кукол считали оберегами. Поэтому мастерица, отдавая свое очередное детище в руки заказчика, всегда приговаривает: “Смотри, там, в доме, не безобразничай, веди себя хорошо!” Татьяна искренне боится, что кукла может обидеться на своего владельца и наслать на его дом беду. Она сама никогда не изготавливала злых, демонических персонажей или очеловеченных животных.

- В другом салоне, - продолжила рассказ мастерица, - молодые девушки-кукольники выставили кукол-крыс, одетых по-человечески и застывших в очеловеченных позах. Проходя мимо, я почувствовала, что у меня резко заболела голова. Экскурсовод выставки потом рассказывала, что подобное чувство возникало у всех работниц салона. И уже на второй день экспозиции они обошли зал с церковной свечой. Представляете, около кукол-крыс свеча начала трещать и искриться!

К СЛОВУ О ПРЕКРАСНОМ

Кукол, сделанных своими руками, Татьяна не боится. Все они отвечают главному для мастерицы принципу кукольника - доставляют эстетическое удовольствие своим хозяевам.

- Представляете, как это важно для детей, когда вместо колченогих пупсов или рафинированных пластмассовых Барби они будут видеть такую красоту из фарфора, в дорогом платье. На недавней выставке в ЦДХ я наблюдала за маленькой девочкой, которая, в свою очередь, рассматривала моих кукол. Она была со своей бабушкой, и та спросила внучку: “Ну что, эти красавицы лучше твоих Барби?” На что малышка ответила: “При чем тут Барби? Она - шалава! А это - настоящая кукла”. Вот вам мнение современного ребенка. Кстати, наши куклы подвижны - фарфоровые ручки и ножки соединяются с туловищем набитой технической ватой тканью, внутри которой гибкая проволока. Игрушку можно посадить, согнуть ножки и ручки, ее удобно переодеть в новый наряд. Так что это не только красивая статуэтка - это настоящая кукла!

Татьяна рассказала, что в Подмосковной Щербинке для детей решили организовать художественный музей и салон кукол в исторических нарядах. И она стала одной из мастериц, чьи работы вскоре украсят его витрины. Татьяна делает куклы в сословных русских костюмах. Уже готовы царь с царицей и боярин с боярыней. На очереди - дворяне. А при салоне кукольницы, в том числе Татьяна, организовали свою первую мастерскую “Государыня”.

РАСХОДЫ И ДОХОДЫ

Сколько же зарабатывают мастерицы кукольных дел? Татьяна говорила только о себе, и у нее получается немного. Салон, который принимает ее работы, платит за каждое легко исполнимое изделие (крестьянка в сарафане, маленькая куколка) от полутора до двух тысяч рублей. Такие игрушки мастерица называет “хлебными”. Крупные или выполненные с портретным сходством куклы стоят дороже. Но за год удается сделать только несколько работ.

- К тому же мы ведь не одни над куклой работаем. Есть еще скульптор, формовщик, которые изготавливают фарфоровые части тела, расписывают лицо, - рассказывает Татьяна. - И потом, из нашего дохода покрываются затраты на материал: бисер, 50 граммов которого стоят 60 рублей, а его надо много и разного цвета и калибра, всевозможная тесьма, камни, ткани. Всегда мечтала делать куклу самостоятельно. Но в моей “однушке” некуда пристроить все необходимое для работы с фарфором. Сейчас западные мастера делают работы из пластика, который можно обжигать прямо в духовке. Только дорогой это материал, да и нет в нем фарфоровой живости. Но я решила: поднакоплю денег и попробую сделать все сама. Лепить я могу.

Татьяна Свитко наряжает фарфоровых кукол уже более десяти лет. Конечно, от кропотливой работы устают глаза и растут диоптрии очков. Но бросать профессию она не собирается и даже мечтает собрать собственную коллекцию кукол. А еще мечтает, что сделает точную копию Екатерины Второй - по картине, где царица изображена уже пожилой и мудрой. Эта кукла будет не на продажу, а себе, для души.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

ирина
12:34 от 30.05.2012
Татьяна! Очень рада что ты продолжаешь радовать людей своими произведениями!
Где можно увидеть твоих кукол и тебя?
Ирина Цыплакова.

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика