Top.Mail.Ru
Дата

Прекрасный день календаря

Что и как следует отмечать россиянам 4 ноября, большинству населения до сих пор непонятно. Пока политологи усиленно обсуждают этот вопрос, придумывая, какие традиции внедрять, националистические организации уже объявили “День национального единства” своим праздником. Второй год подряд в России проходит “Русский марш”. В первый раз шествие фашистов по центру Москвы стало неожиданностью и вызвало настоящую панику в среде демократически настроенной общественности. К нынешнему “Русскому маршу” готовились не только националисты. В этом году впервые 4 ноября на улицу вышли антифашисты.

ПЕРЕХВАТИТЬ ИНИЦИАТИВУ


Второго ноября, в преддверии странного праздника, известные политологи собрались на “мозговой штурм”. “Что объединяет россиян в день национального единства, кроме доверия к президенту Путину?” - так был сформулирован вопрос, вынесенный на обсуждение политического клуба газеты “Известия”. Ответа на этот вопрос так и не последовало. Зато прозвучало немало откровенных признаний.

- Праздник становится настоящим праздником, - заметил президент фонда “Политика” Вячеслав Никонов, - когда он задевает пласты исторической памяти и перекидывает мостик к современной России. Пока этого нет.
- Мы прекрасно понимаем, что 4 ноября - дата искусственная. 4 ноября свалилось “сверху”, - поддержал коллегу генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин.

Президент Института политических исследований Сергей Марков сформулировал “классовую природу” 4 ноября.

- Этот праздник, - заявил Марков, - появился в процессе декоммунизации. Миллиардеры не желают отмечать 7 ноября как бунт бедных против богатых. Но отобрать у людей праздник - это негуманно. Если не предложить другого, они будут все равно праздновать, да еще и власть поругивать.

И, наконец, самое интересное о 4 ноября сообщил собравшимся Глеб Павловский. Подчеркнув важность возрождения “русского духа”, чему должен служить новый государственный праздник, политтехнолог набросился на “тех, кто пытается этот день присвоить”, то есть на организаторов “Русского марша”.

- Как только появилась идея, что мы - русское государство, - считает Павловский, - сразу же появились некие “специальные” русские, которые заявили, что выведут нас на “Русский марш”. Я не буду называть фамилий. Но ни по одной из опубликованных расистских систем они сами не прошли бы ни в один из органов власти столь желанной им “русской республики”. Их высказывания поразительны. Половина этих людей - агентура силовых структур. Это нормально. Правоохранительные органы должны создавать агентуру. Ненормально, когда агентура выходит на марш и он проходит в центре столицы. Если этот марш необходим, пусть его проводят на специальных полигонах. “Русский марш” - достаточная тема для того, чтобы работники спецслужб набрали телефоны своих агентов и распорядились воспрепятствовать его проведению.

Собравшиеся говорили и о том, как избежать присвоения государственного праздника “фашистскими товарищами”. Основные версии сводились к необходимости выработки определенной атрибутики и проведения костюмированных представлений с целью возрождения исторической памяти народа. Но пока все эти предложения остаются мечтами и на улицах происходят события, совсем не похожие на народный праздник.

И ГДЕ ЗДЕСЬ ПАТРИОТЫ?

“Провокаторов распознать достаточно легко, - инструктировал будущих участников националистического сборища один из соответствующих сайтов. - У них будут мрачные выражения на лицах. Настоящие русские люди будут в этот день радоваться, а подосланные шпионы и провокаторы не смогут скрыть досады”.

Если принять данное замечание за чистую монету, то можно подумать, что “настоящих русских людей” на митинге партии “Народная воля”, прошедшем 4 ноября в Москве, просто не было. Может быть, оттого, что “Русский марш” все же был запрещен властями города и “патриотам” пришлось ограничиться лишь скромным митингом, а скорее всего - в силу эмоциональной ущербности собравшейся там публики: спектр эмоций, отражавшихся на лицах участников, был весьма мрачным. Непрерывно матерящиеся одетые в спортивные штаны парни со стеклянными глазами наркоманов или тяжело больных людей... Торгующие “жидоборческой” литературой старухи с перекошенными, словно от непереносимых мук, лицами... Нервно дергающиеся неопрятные бородачи с бутафорскими хоругвями...

Напрасно “чистокровный русский патриот” Виктор Имантович Алкснис пытался поднять настроение собравшихся хвастаясь тем, что “впервые на патриотический митинг пришла молодежь”. Напрасны были горячие поздравления с новым праздником других ораторов. “Слава России!”, время от времени завываемое толпой, звучало траурно и фальшиво.

Главный герой митинга, лидер “Народной воли” Сергей Бабурин призывал соратников к терпимости по отношению к милиции и журналистам (правда, только “в этот день”). Слухи о готовящихся погромах заставили власти Москвы отказать организаторам в проведении шествия. Очевидно, непримиримые борцы с “захватившими Россию инородцами” опасались, что в случае неприятностей на митинге эти “инородцы” в следующем году не дадут разрешение на проведение даже пикета.

Но на словах все были храбры и полны решимости. Пересказывать бредовые монологи Альберта Макашова, Дмитрия Рогозина или Александра Белова (Поткина) не хочется - противно, да и неинтересно. Сказать что-то новое эти люди уже, по-видимому, не в состоянии. Все как всегда: “Главная проблема России - засилье приезжих”, “Русские, объединяйтесь”, “Изгоним захватчиков” и т.п.

Единственное, что стоит отметить - явное отсутствие единства в “патриотических рядах”. В самом начале митинга один из пришедших поиздеваться над фашистами левых внезапно выскочил на трибуну с флагом “Народной воли” и принялся кричать: “Люди русские! Что вы здесь делаете? Это же жидовская партия!” Шутника быстро скрутили (в руках фашистов, к счастью, он находился недолго - милиция подоспела), но в рядах “русских людей” приключилась паника и некоторые действительно предпочли покинуть устроенный “неправильной” партией митинг. Кроме того, чувствуя себя “хозяевами”, лидеры “Народной воли” пытались не дать слова более популярным националистам - Рогозину и Поткину, несмотря на то, что последние мобилизовали явно больше народу.

Всего в митинге приняли участие около тысячи человек. Плотно набившись в специально для них сооруженный вольер, они слушали своих вождей, махали черно-желто-коричневыми флагами и кричали “Слава России”. Простояв так пару часов, митингующие разошлись с такими же злобными лицами, что и в начале мероприятия. Впрочем, некоторые решили “продолжить праздник” и отправились на антифашистский митинг, который проходил на Болотной площади.

ОБРЕТЕННОЕ ЕДИНСТВО

Антифашисты в этот раз проявили себя хорошо. Забыв идеологические разногласия, правые либералы из Российского антифашистского фронта и левые радикалы из Левого антифашистского фронта вышли на митинг без партийной символики и даже не ругались в этот раз друг на друга.
Удивительно, но пожилые активистки Союза правых сил не били портретами Ходорковского молодых анархистов и троцкистов. Невероятно, но даже весьма консервативные в вопросах морали члены “Авангарда красной молодежи” мирно стояли рядом с представителями организации геев и лесбиянок “Насилию нет!”. Очевидно, осознав одинаковую для всех опасность фашистской угрозы, активисты различных партий и организаций, наконец, научились терпимо относиться друг к другу.

Таким образом, народное единство все же состоялось. И хотя Игорь Бунин говорил, что мобилизация против фашизма в день народного единства не нужна, что она лишь породит новые раны и размежевания, реальность оказалась несколько иной.

Фашисты на антифашистский митинг попасть не смогли. Они были отфильтрованы сотрудниками правоохранительных органов, так что массовой драки не состоялось. Правда, несколько разъяренных “патриотов” растянули все-таки свои погромные транспаранты поблизости от места проведения митинга, но их тотчас разогнали силами милиции.

На антифашистском митинге на Болотной площади выступали такие известные деятели культуры, как Игорь Иртеньев и Мариэтта Чудакова, политики Сергей Митрохин, Никита Белых и многие другие.

Примечательно, что отдельное антифашистское мероприятие, возле памятника Тельману у метро “Аэропорт” проводили члены КПРФ. Если на Болотной собрались в общей сложности около тысячи человек (не меньше, чем фашистов, что радует), то к Тельману пришли в лучшем случае человек 10 - 15 - таков результат многолетней “патриотической” пропаганды руководства компартии.

В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ

К сожалению, в других городах столь мощной альтернативы фашистам не было. Так, в Питере они благополучно, несмотря на запреты властей, прошли по Невскому проспекту. Небольшая антифашистская группа пыталась остановить шествие, но здесь милиция решила встать на сторону фашистов.

В связи с этим мы обратились за комментарием в Федерацию профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Как сообщила заместитель председателя Федерации Галина Келехсаева, профсоюзы в тот день ни в каких мероприятиях не участвовали, ограничившись лишь поздравлениями с праздником накануне. Сама она 4 ноября находилась за городом. По словам Галины Келехсаевой, “профсоюзы занимаются своими узкими проблемами, мы защищаем трудовые права, и в политические вопросы не вмешиваемся. Что касается “Русского марша”, у профсоюзов нет определенной позиции по этому вопросу, мы полностью поддерживаем позицию президента Российской Федерации и губернатора Санкт-Петербурга. У нас хорошие отношения с властями и мы считаем, что можем полагаться на их мнение”.

Что бы там ни говорили политологи, традиции 4 ноября уже появляются. Для одних это день национальной нетерпимости. И день единения против фашистов всех мастей - для других. Остается лишь надеяться, что последних в конечном счете окажется больше.

Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика