Очень часто удивляют профсоюзные работники. Вроде бы взрослые люди. Серьезные и образованные. Пережившие и перестройку, и лихие 90-е. В существенной степени циничные. Короче - повидавшие виды. Но это до определенного предела, а потом - как зададут вопрос, так хоть стой, хоть падай.
Я с недавних пор начал коллекционировать разные заседания и собрания, где звучит фраза: “Когда, наконец, правительство (президент, Госдума - нужное подчеркнуть) обратит внимание на проблемы (название вставить) отрасли!” Вот сейчас, например, по целой группе регионов идет, без преувеличения, волна региональных разборок власти с автоперевозчиками (городские маршрутки) по теме стоимости проезда, цен на бензин и т.д. По моим прикидкам, за последний месяц минимум в восьми регионах - в крупных городах - прошли забастовки водителей. (Понятно, что “без предупреждения, не выдержав процедуру” - называйте как хотите. Факт простой: люди отказались работать.) Так была ли какая-то реакция “сверху”? Не заметил. А тогда кто заметит даже не акции, а просто обращения с трибун? А они продолжаются, коллекция растет.
Другой повод для удивления. Это семинары по теме “мотивации профсоюзного членства”. На днях побывал в Иванове на таком “круглом столе” по этой теме. Вот что поразило. То, что подавляющее большинство профработников воспринимает “мотивацию” как своеобразную рекламу, “пиар”. Как будто достаточно спеть песню “вступай в профсоюз”, рассказать о том, что “тебя защитят”, фактически чуть ли не “заманить”. А там - хоть не рассветай... Ну и - прилагаемые к “пиару” - попытки найти подпорку либо через поправку к ТК (“О профсоюзном счастье”), либо через работодателя (“профорганизация может быть помощником администрации”), либо через ту же власть (“когда обратят внимание”). И при всем этом существует почти абсолютное непонимание того, что большинство проблем находятся не вовне, а внутри профсоюза. Дело в структурных проблемах. В мотивации самих профработников (вот, кстати, тема, назревшая донельзя: как и чем мотивирован профработник?).
Возникла тема, что-де из Москвы ничем отраслевой профсоюз своему обкому не помогает.
- Почему?
- А, - говорит председатель обкома, - их там три человека в двух кабинетах сидит, ни денег, ни ресурсов.
Спрашиваю: так что ж вы не объединяетесь с “родственными профсоюзами”?
Отвечает: а они не хотят!
- Так у вас же крупнейший в профсоюзе обком - “контрольный пакет” практически. Вы сами - член ЦК профсоюза. Что же вы их не заставите?
Молчание...
...Сейчас собираются объединяться профсоюзы сталелитейщиков Англии и США. В одном два миллиона человек, в другом миллион. То есть, по нашим меркам, и без того большие профсоюзы. Так все равно - время заставляет, без этого не видят перспективу. А у нас - люди гибнут за развалившееся кресло. Вас это удивляет? Или уже нет?
Пару недель назад был в Перми. Там (как и еще кое-где) уже без малого год внутри профобъединения идет... назовем так - полемика. Как говорится, “о собственности и общем смысле жизни”. Ну, если в смысле собственности почти договорились, то со “смыслом жизни” есть вопросы. Но вот что здесь удивляет. С кем ни беседовал, почти все говорят: вы - ФНПР - наведите у нас порядок! И при этом на последнем пленуме крайсовпрофа в устав профобъединения предлагаются поправки, не то что бы качественно уменьшающие подчинение какое-то - а просто ликвидирующие коммуникацию крайкомов с крайсовпрофом. Например: о контактах с партиями - не информировать, о внутренних решениях - не информировать, консультаций по кадрам - не производить и т.д. Эти поправки не прошли. Но я никак понять не могу: как можно хотеть централизованных решений в децентрализованной структуре? Как в анекдоте - “либо умная, либо красивая”!
Ну и напоследок. Меня, как человека, работающего в профсоюзной газете, безумно удивляют руководители профсоюзных организаций, которые к нам обращаются: “У нас отчаянные проблемы, приезжайте-помогите и т.д.”. В “Солидарности” все встают на уши. Корреспондент выписывает командировку, покупает билет... И тут звонок: “Нам пообещали встретиться через недельку. Так что никакой помощи не нужно”. Особенно интересно это звучит в ситуациях с массовыми увольнениями. То ли считается, что всех вернут на место, то ли выдадут по 100 рублей. Напоминает цитату из “Обыкновенного чуда”: “Когда при нем душили его жену любимую, уговаривал: потерпи, может быть, обойдется”...
А вас что удивляет в профсоюзной жизни?
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте