Есть классический советский анекдот. Семья смотрит телевизор, где передают сообщение о повышении цен на водку. Сын радостно говорит отцу: “Папа, теперь ты будешь меньше пить!” На что тонко понимающий микроэкономику семьи отец отвечает: “Нет! Это ты будешь меньше есть!” Примерно таким образом работодатели современной России пытаются решать свои производственно-финансовые проблемы...
Огласим весь список. Что мы имеем на сегодня в перечне мер, которые частный работодатель предлагает сотрудникам для “спасения предприятий”?
Представитель РСПП Прокопов говорит о необходимости переложить на государство обязанность выплачивать двухмесячное пособие по увольнению.
Существенная часть банков и иных финансовых структур уже прибегла к массовым увольнениям персонала.
Переход на сокращенную рабочую неделю уже имеет место на значительном числе крупных предприятий - начиная от сектора автопрома и заканчивая лесной отраслью. И там уже объявлено о предстоящих сокращениях сотрудников.
Где сокращений персонала или рабочего времени (и, соответственно, заработка) еще нет, там есть отказ работодателей выполнять законодательные нормы Трудового кодекса. Живой пример. Только что - звонит корреспондент “Солидарности” на промышленное предприятие, спрашивает: “Как дела?” - “Дела идут и жизнь легка, - отвечают ему в стилистике песни. - Вот только сверхурочные платить прекратили”. - “К ак прекратили? То есть сверхурочно не работают?” - “Работают, - отвечают. - Только деньги за это не платят”.
На этом фоне первой ласточкой - что характерно, ласточкой, пытающейся летать в рамках законодательства, - выглядит сообщение о том, что объединение работодателей обратилось к профсоюзу машиностроителей с предложением снизить нормы подписанного отраслевого тарифного соглашения.
В совокупности мы имеем дело с попытками понизить уровень доходов членов профсоюзов. Причем попытками как связанными с реальными последствиями финансово-экономического кризиса, так и не связанными, мнимыми, в варианте “заодно прокатит”.
Определенной проблемой видится и то, что наряду с рациональными попытками правительства смягчить падение рынка и реального сектора экономики можно наблюдать решения, мягко говоря, странные.
Почему на фоне нынешних и перспективных сокращений не уменьшена до минимума квота на привлечение рабочей силы? И это на фоне сокращения большинства частных инвестпроектов.
Когда премьер Владимир Путин говорит о готовности государства выкупать непроданное жилье у строителей “по сегодняшним, а не по вчерашним ценам” - это по идее правильно. С той поправкой, что за счет снижения нормы прибыли застройщиков вполне допустимо снижение цен не на 5 - 10%, а на 25 - 40%. А это цены “послезавтрашние” для того самого суперперегретого рынка, чьи вчерашние сверхприбыли до рядовых строителей все равно не доходили...
Но это частности. А если вернуться к проблеме наступления на доходы членов профсоюзов, то сегодня одним из основных направлений профсоюзной работы становится оперативный мониторинг.
Где идут увольнения членов профсоюзов?
Где сокращают рабочий день?
Где пытаются уменьшить социальные гарантии?
Где под предлогом кризиса демонстративно нарушают Трудовой кодекс?
Это работа, которой нужно заниматься всем вместе.
Со своей стороны “Солидарность” открывает “горячую линию”. На факс (495) 688-3700, по электронной почте
info@solidarnost.org нужно отправлять информацию о том, как кризис повлиял на зарплату, работу и гарантии членов профсоюза вашего предприятия.
А мы не только напишем при необходимости об этом, но и своевременно передадим информацию в соответствующий профсоюз.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте