Top.Mail.Ru
Монолог главного редактора

Процессы и цифры

Что мы имеем в социально-трудовом смысле на сегодняшний момент?

Первое. На повестку дня вернулась проблема, подзабытая в последние годы, а именно - задолженность по выплате заработной платы. На 1 марта эта задолженность была 8,087 млрд рублей, причем эта сумма за февраль выросла на 16,1%. То есть динамика понятна, а главная причина - отсутствие у организаций собственных средств. Кстати, в эту сумму входит и примерно полмиллиарда долгов бюджетникам всех уровней (динамика роста - 42%). Бюджетные долги - не только региональные, но и федеральные (с динамикой роста - 88,5%).
Второе. О росте безработицы известно всё и всем. На 1 апреля количество безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составило 2198,7 тысяч. При этом еще в конце февраля, по оценке, 6,4 млн человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда).

По данным на 1 апреля, 1184 тыс. работников находятся в простое по вине администрации или в вынужденных отпусках, а также трудятся неполное рабочее время. А вот с этими цифрами никто разбираться не собирается. А надо бы. Не только потому, что это те же потенциальные безработные. Это работники формальные, то есть они числятся на предприятии, но не получают (в большинстве своем) зарплату, обеспечивающую воспроизводство рабочей силы. Грубо говоря - не безработный, но и не зарабатывающий работник. По существу, это работники, скрыто кредитующие как своего работодателя, так и - одновременно - государство, которое избавлено от обязанности платить им пособие. Нужно понимать, что состояние этой “псевдозанятости” не может длиться вечно. Очевидно, к осени распущенные в двухмесячные отпуска на огороды работники попытаются вернуться на свои предприятия. Не уверен, что это у них получится.

Обе эти проблемы в большей степени характерны для работников внебюджетных отраслей. Но есть и третья проблема. Мне кажется, что уже пора заявить, что “король голый”. Имеется в виду новая система оплаты труда (НСОТ). Да, для низкооплачиваемых работников был “подтянут” нижний уровень дохода, а у руководства организаций были - чего скрывать - развязаны руки для самостоятельного “вершения судеб” подчиненных. Для остальных же НСОТ обернулся как сокращением доходов (по-разному), так и сокращением рабочих мест. Можно, конечно, оправдывать это тем, что НСОТ предполагался, кроме всего прочего, “не для кризиса”. То есть не для условий, когда у бюджетов всех уровней существенно падают доходы. Но это оправдание - даже не в пользу бедных. Сегодня можно навскидку перечислить десяток регионов, где возникли существенные проблемы, связанные с падением доходов или сокращением ставок и рабочих мест у врачей и учителей. А в тех из регионов, где не переходили на НСОТ, сейчас стараются правдами-неправдами оттянуть этот момент.

Абсолютное сокращение доходов существенной части работников (речь идет о сотнях тысяч, даже о миллионах людей) происходит одновременно с ростом цен как на потребительские товары, так и на услуги ЖКХ, электроэнергию, топливо.

Подобное “стечение обстоятельств” неминуемо влечет за собой рост протестной активности работников. Которая - отмечу - никак не попадает в поле зрения официальной статистики.

Вот примеры лишь отдельных ситуаций в марте.
2 марта работники первоуральского ООО “Ураллеспром” начали забастовку из-за невыплаты зарплаты (рабочие не получали ее с декабря).

19 марта было заявлено о забастовочной акции в компании ООО “Швей-сервис” в Курске. Причина - с ноября есть задолженность по зарплате.
26 марта рабочие компаний “Строительно-монтажный поезд-321” и “Интэк-Строй”, астраханские субподрядчики московского ООО “Корпорация “Инжтрансстрой”, выполнявшие реконструкцию городских каналов Астрахани, объявили о забастовке из-за невыплаты им зарплаты. По словам бастовавших, многие не видели зарплаты еще с ноября 2008 года. Точную сумму задолженности, объясняют бастующие, им не сообщают, а по их предположениям она составляет около 7 млн рублей.

31 марта в Октябрьском районе Ростовской области 10 горняков шахты им. Чиха отказались подниматься из забоя. ЗАО “Шахта имени Михаила Чиха” задолжало своим 800 работникам больше 15 млн рублей.
Могу поспорить с желающими на один МРОТ, что ни одна из этих ситуаций не войдет в отчет Росстата как забастовка: “гранаты у него не той системы”. Между прочим, отсутствие подобной статистики влечет за собой разрыв информационного поля - власть и общество понимают действительность по-разному.

(Продолжение следует)
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика