26 марта прошел внеочередной съезд Всеобщей конфедерации профсоюзов. Формально произошло следующее: изменилась структура управления, поправлен устав, приняты Декларация и заявление в поддержку молдавских профсоюзов, в деятельность которых сейчас активно вмешивается государство. Что произошло фактически?
Общая конфигурация, в которой уже 10 лет существует ВКП, такова. Большую часть этого времени ВКП являлась, по сути, структурой, пытавшейся дублировать функции бывшего всесоюзного профцентра. Существовала точка зрения, согласно которой при реинкарнации СССР восстановление “единства национальных профцентров” на союзном уровне могло быстро пройти на базе уже существующего ВКП. Но на практике эта теория столкнулась с группой неразрешенных проблем. В чем они, на мой взгляд, заключались?
Во-первых, СССР - во всяком случае, пока что - не восстановлен. Разговоры о степени интеграции на постсоветском пространстве, которые все 10 лет велись на межгосударственном уровне, остаются на сегодня скорее разговорами. В качестве примера приведу ситуацию с миграцией трудовых ресурсов: в государствах экс-СССР (за исключением, пожалуй, России и Белоруссии) до сих пор не реализована работающая модель, позволяющая работникам государств легально, в нужном количестве и с выгодой для себя “перетекать” из страны в страну. Формула “ВКП как прототип будущего союзного профцентра” оказалась, в силу внешних обстоятельств, невостребована.
Вторая проблема была связана с тем, что ВКП в качестве приоритетного направления работы фактически избрала работу в межгосударственных структурах на постсоюзном пространстве. Сама работа по обслуживанию интересов организаций - членов ВКП, как мне кажется, понималась скорее как создание и лоббирование межгосударственных норм и обязательств, не имеющих формата “прямого действия”. Пример. ВКП разработало грамотный модельный трудовой кодекс. Но практическая модификация трудового законодательства в национальных государствах шла не “по паспорту”. В каждой стране профсоюзы были вынуждены противостоять антисоциальным “новациям” по одиночке. Максимум - самостоятельно апеллируя к Международной организации труда. Межгосударственной координации действий профсоюзов, общих кампаний солидарности - за прошедшие 10 лет не было. (Констатирую это не “во злобе”, а с грустью.)
Третья проблема связана с внутренними организационными вопросами. Пример. При создании ВКП в нее вошли 38 международных отраслевых объединений профсоюзов (МОП). Не знаю почему, но сейчас существенная часть МОПов представляют собой пару кабинетов и трех работников, извините за резкость. Причем почти без средств к существованию. При этом обладающих полноправным представительством на всех официальных мероприятиях. Как такие структуры, в которые формально входят несколько миллионов человек из нескольких государств, могут существовать таким образом, и что они могут “наработать” - я не знаю.
С описанным выше “клубком противоречий” и попытались разобраться на состоявшемся съезде. Что вышло? Съезд зафиксировал ВКП как региональное объединение профсоюзов, ставящее своей целью содействие членским организациям. То есть должен произойти переход от работы по формулированию проблем к работе по их реальному разрешению. (Кстати, сильным ходом со стороны обновляемой структуры была бы организация кампании солидарности с молдавскими профсоюзами, которые сейчас испытывают сильное давление местных чиновников.)
Повышена роль членских организаций ВКП в определении политики всей структуры. Теперь обязанности президента ВКП будет исполнять избираемый на очередном съезде руководитель членской организации (на V-м съезде президентом ВКП избран председатель ФНПР Михаил Шмаков, вице-президентом - Виктор Карнюшин). А текущую работу будет выполнять генеральный секретарь - на эту должность избран Владимир Щербаков.
Устанавливается более четкий и прозрачный порядок уплаты членских взносов в ВКП, когда за базовый показатель берется численный состав членских организаций, что логично. Определена ответственность за неуплату членских взносов без уважительных причин. Возможно, это решение изменит сегодняшнюю совершенно чудовищную ситуацию: по отчету ревизионной комиссии, доля членских взносов в бюджете ВКП составляла максимум 11%.
Сейчас невозможно и бессмысленно заниматься пророчествами о перспективах ВКП. Для превращения в структуру, в деятельности которой реально заинтересованы члены профсоюзов, ВКП предстоит не только продекларировать свои принципы, но и реализовывать их на новом качественном уровне. Пока можно лишь сказать, что сделан первый серьезный шаг в правильном направлении. Как говорится, “будем посмотреть”.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте