Top.Mail.Ru
Монолог главного редактора

Модернизаторы...

Несколько дней назад глава Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс выступил на пресс-конференции "Что мешает модернизации России?". Считается, что ИнСоР - это такой "президентский мыслительный центр". Сам президент, правда, этого не говорил. Но ведь у нас главное - сформировать правильный имидж. Так вот ИнСоР - успешно сформировал себе имидж президентского, либерального и прогрессивного. Как говорится, тем и живем. К слову сказать, Игорь Юргенс долгое время работал в профсоюзах. С одной стороны - в свете нынешней работы это какой-то пердимонокль, то есть на редкость странное сочетание. Но с другой - после Эллы Памфиловой, выдвинутой в депутаты по профквоте, а далее занявшей позицию, крайне критически оцениваемую профсоюзами, - нас вообще удивить сложно.

Так что же мешает России успешно модернизироваться, с точки зрения "прогрессистов-либералов"? Будете смеяться - снова народ. Он-де не понимает инноваций, имеет низкую гражданскую активность, склонен к общинным жизни и ценностям (что на пресс-конференции отнесено к архаике). Соответственно, ведя такую, практически скотскую, жизнь, народ медленно деградирует, деквалифицируется, люмпенизируется и дебилизируется. Дословно - "мы не граждане, а какое-то племя". Преодолеть эти ужасы возможно только в далекой перспективе - не раньше 2025 года. Тем не менее процесс идет.

Цитирую "Российскую газету": "Идет мягкая политическая реформа, говорит Юргенс. - Продвигается судебная реформа. Принимаются решения, направленные на декриминализацию предпринимательства. В 80 раз выросло количество дел в арбитражных судах, которым раньше предприниматели просто не верили. Во всех министерствах созданы общественные советы, и бизнес участвует в обсуждении важнейших законов. Запущен проект по созданию российской Кремниевой долины в Сколково. Причем, как подчеркнул Юргенс, Сколково имеет значение не только как конкретный и единичный проект. С его запуском, напоминает Юргенс, произошли большие изменения в лучшую сторону в миграционном законодательстве. Большие изменения произошли в отношении с Западом. Евросоюз поддержал партнерство ради модернизации, напоминает Юргенс. В различные проекты, в том числе в сфере инфраструктуры, высоких технологий, будут вложены миллиарды европейских денег. Произошла перезагрузка отношений с США. Это важно, замечает Юргенс, поскольку именно оттуда пойдут в Россию новые технологии".

Не знаю, как вам, а мне понравились рассказы про инвестиции и "высокие технологии", которые "именно оттуда" пойдут в Россию. Живо напомнило рассказы, которыми нас кормили всю перестройку и потом еще лет десять. Про общечеловеческие ценности, развитие демократии, партнерство ради... Ради чего там у нас было партнерство с НАТО в 90-х?.. Ну и, конечно, про инвестиции и технологии, которые должны были пойти тоже - "именно оттуда". Кстати, про рабскую природу россиян тогда тоже было много разговоров. С тех пор прошло много времени. Все рассказчики нормально устроились в текущей жизни. И теперь пришел, я так понимаю, черед для нового круга "Денискиных рассказов". Почему-то каждый такой круг связан с падением уровня жизни основной части населения. То есть не то чтобы я был сторонником тиранства, врагом демократии и пр. Но когда слышишь абсолютно стандартные рассказы о "тысячелетней отсталости" и "люмпенизации", о необходимости демократизации, "перезагрузки", и знаешь, чем окончились предыдущие "перезагрузки", поневоле становится не по себе.

А тут еще чуть раньше - перед Юргенсом - на страницах "Известий" выступил бывший ельцинский экономист Александр Лившиц, со статьей о профсоюзах. Что характерно, статья вышла 1 сентября - такой день знаний. Так вот что происходит с его точки зрения: "Доходы поднимаются быстрее производительности труда. Разрыв увеличивается с каждым годом. Сейчас только часть прибавки человек получает за работу. Остальное - по сути не зарплата. Компенсация. Чтобы выжить в условиях инфляции. Раскручивает ее государство. А деньги труженику вынужден давать капиталист. Отдуваясь за чужие грехи". Пожалев капиталиста, Лившиц - как и Юргенс - характеризует население: "...немало трудящихся имеют лагерный опыт. Порой живут компактно. Общиной. Когда бывший зек работает на заводе, его племянник - в милиции, а школьный приятель - в прокуратуре. Там матом не ругаются. Потому что на нем говорят. Водку пьют прямо на улице. По ходу движения. Доставая бутылку из кармана. Сам видел... Держатся вместе. И не боятся. Никого и ничего. Злить их рискованно. Если откажут тормоза, всем нахлобучат. По самые брови".

Нахлобучив граждан "по брови", А. Лившиц приступает к профсоюзам: "Профсоюзы... Стремительно омолаживаются. Что важно - снизу. Приходят амбициозные руководители. С университетским образованием. Знают Трудовой кодекс не хуже, чем советский профсоюзник - Устав КПСС. Дерутся между собой. За членов и взносы. Действуют агрессивно. Поскольку нуждаются в победах над работодателями. Иначе не сделать политической карьеры. А о ней мечтают все. Рядом пристраиваются местные авторитеты. Приручают потенциальных лидеров. Наставляют. Помогают материально. Пугают хозяев остановкой предприятий. Мол, потеряешь не только финансы и репутацию. Еще и власть по голове настучит. Ей надо, чтобы было тихо. А у тебя народ начнет бузить. Шум пойдет по всей России... Могу помочь. За отдельную плату, разумеется. Откажешься - будут неприятности. Причем строго по закону". Далее - рассказ про профсоюзные права: "Наше законодательство перекошено. Профсоюзы вправе делать все, что захотят. Контролировать условия труда. Выставлять претензии. Требовать компенсаций. Затевать коллективные споры. Организовывать забастовки. Общая сумма прав в штуках - 23. Директор тоже имеет... Две обязанности. Принимать профбосса по первому требованию. И обеспечивать его кабинетом, столом, стулом, телефоном, компьютером. А вот по объему прав отстает изрядно. Законы хорошо бы сбалансировать. Присмотреться к окружению любимцев трудового народа. Чтобы не появились доморощенные мафиози типа Гамбино или Дженовезе. Каковые, напомню, активно использовали профсоюзы. Только этого нам не хватало. Вывод: властям надо бы заняться рабочим движением. И поплотнее".

Вот вам два либерала - Юргенс и Лившиц - как пример классической разводки. Один, обращаясь к аудитории, говорит о необходимости развития "гражданского общества". Другой - призывает власть "заняться профсоюзами", дескать, там Аль Капоне заводятся. Вообще-то логика совершенно понятна. Коллективизм - и следовательно, солидарность - относят к "архаике". Нежелание бегать по стране за низкооплачиваемой работой - "низкой мобильностью трудовых ресурсов". Демонизация профсоюзов и сверхпреувеличение их прав ("общая сумма прав в штуках"). И, кстати, апелляция к власти с просьбой "заняться профсоюзами". Вполне нормальная либеральная логика.

Александр ШЕРШУКОВ

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика