В заданной предыдущей публикацией стилистике отвечаем на типичные вопросы, которые задают профсоюзному активисту.
"В советское время у профсоюзов было огромное количество собственности. Я даже где-то читал - на несколько миллиардов долларов. Куда она вся девалась, и почему профсоюзы ее вообще продавали?"
История такая. Во-первых, в советское время профсоюзы не ставили целью получение дохода от собственности. А на сегодня профсоюзы в целом (да и члены профсоюзов) еще не определились - то ли они должны извлекать из собственности доходы, то ли на льготной основе предоставлять ее членам профсоюзов. Но в последнем случае - откуда брать деньги на поддержание ее в качественном виде? Сегодня программа, которую поддерживает ФНПР, - это 20-процентная скидка для члена профсоюза в профсоюзной здравнице.
Второе. В начале перестройки решением еще ВЦСПС основные финансы профсоюзов остались в первичке, а у всех вышестоящих профструктур финансов стало резко меньше. Затем начался экономический кризис 90-х годов, проблема долгов по зарплате. Раз не платят зарплату - нет профвзносов. Встал вопрос: за счет каких средств поддерживать работу профсоюзных специалистов, если денег по разделу "профвзносы" не хватает? Ответ понятен: начали продавать имущество для пополнения профбюджета. Кстати, когда начался экономический рост, продажи профсобственности резко сократились, профсоюзный бюджет стал в большей степени пополняться профвзносами.
Да, многое потеряли по неграмотности или по причинам коррупции. Да, продали многое. Но далеко не все. Возможно, именно профсоюзная собственность - причина регулярных "наездов" на профсоюзы со стороны, попыток забросить в структуру "парашютистов" со стороны. Есть даже мнение, что если бы у профсоюзов не было никакой собственности, то им было бы проще, свободнее защищать интересы работников. Мнение дискуссионное: мне кажется, что вопрос не в наличии или отсутствии собственности, а в том, насколько профструктура заточена под интересы работника. Не заточена - так и отсутствие имущества не поможет...
"В газетах если и пишут о забастовках, то либо не говорят о профсоюзах, либо критикуют профсоюзы, что они не защищают работников. Почему так?"
Проще всего на это ответить обвинениями СМИ в "продажности", "заказухе" и т.д. Но это примитивный подход. Откровенно говоря, профсоюзы сегодня охватывают далеко не всех работников. Особенно в малом и среднем бизнесе. Многие профструктуры действительно работают плохо. И часто нас совершенно правильно критикуют за недостаточную работу. Но далеко не всегда это справедливо. Согласно данным нашего мониторинга, в стране еженедельно происходит не менее пяти трудовых конфликтов разного уровня и разной интенсивности. В большинстве этих конфликтов единственной стороной, защищающей работников, обычно выступает профком отраслевого профсоюза системы ФНПР. Другое дело, что СМИ часто просто не связывают конкретный профком с общероссийской федерацией. Журналисты не знают профсоюзную структуру и, вообще-то, в большинстве своем не стремятся ее знать.
Именно поэтому одна из основных функций профсоюзной структуры любого уровня - не только сделать хорошее дело, но и рассказать об этом. Это не самореклама или пиар в его распространенном негативном понимании. Это работа на положительный образ профсоюза в глазах российских работников. Главное, чтобы это "хорошее дело" было таким не только в глазах профсоюзного работника, но и в глазах рядового члена профсоюза.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте