В истории с Институтом современного развития (открывшим в нашем обществе "низшие классы") и Михаилом Прохоровым (предложившим выкинуть Трудовой кодекс на помойку) проявляются новые грани. Еще неделю назад предполагалось, что вся эта история вертится исключительно вокруг трудового законодательства. Соответственно, прошла неделя. И что объявилось нового?
Появился вброс информации о том, что якобы РСПП предложил провести пенсионную реформу в формате повышения пенсионного возраста для женщин - до 63 лет. Через пару дней РСПП эти сведения дезавуировал, но в такой форме, которая у меня оставила вопросы.
Далее. Появляется информация о том, что Федеральная миграционная служба разрабатывает концепцию миграционной политики, которая вообще отменяет квоты на привлечение иностранной рабочий силы. То есть рынок труда становится открыт для недобросовестной конкуренции. (Недобросовестной потому, что главное основание для привлечения трудовых мигрантов - это возможность экономии на фонде оплаты труда. То есть более дешевое, а не более качественное выполнение работы.)
Следующий пункт. Я могу утверждать с абсолютной уверенностью, что в Интернете, в частности в блогосфере, началась кампания против ФНПР. Причем сейчас именно тот случай, когда говорят о заказной кампании. Одновременно, сразу в нескольких крупных сообществах и личных блогах, появились однотипные публикации следующего содержания: "Принятый в далеком 2000 году Трудовой Кодекс наконец-то может претерпеть кардинальные изменения. Соответствующую инициативу выдвинуло руководство РСПП в надежде на исправление ситуации с системой профсоюзных организаций, которая осталась в закостенелом состоянии образца 1972 года. Именно тогда были приняты последние поправки к КЗОТу СССР, которые дали основу (если совсем точно - были полностью скопированы) для принятия текущего Трудового Кодекса. Сказать, что он устарел и для теперешней экономической ситуации не подходит - не сказать ничего. Сам факт того, что в ТК прописана монополия старой профсоюзной структуры, свидетельствует о его несовершенстве и необходимости в реконструкции. Однако есть те, кому это невыгодно - и, к сожалению, они имеют очень неплохое лобби в правительстве. Речь о руководстве ФНПР в лице Михаила Шмакова и Андрея Исаева, которые всеми силами препятствуют принятию любых изменений в действующий ТК. Принятие поправок будет весьма полезным в плане развития свободных профсоюзов, переходу на отраслевую систему профсоюзов, однако это повлечет за собой неминуемый распад ФНПР, чего постараются не допустить Исаев со Шмаковым. Их сопротивление может оттянуть решение об изменении ТК на довольно длинный срок, что было бы очень неполезно для развития промышленности в стране".
Желающие могут провести эксперимент самостоятельно. Зайдите на сайт Яндекса в раздел "Блоги" и через поиск по ключевому слову "ФНПР" найдите сообщения за 15 апреля, идентичные вышеприведенному или очень похожие.
Но вот что интересно. До прошлой недели информационную борьбу с ФНПР вели, по сути, бизнес-сообщество и ультралибералы, рассказывавшие читателям о том, что, дескать, "низшие классы" из доклада ИНСОР - это такой типичный "научный термин". На прошедшей неделе ситуация изменилась. К "разоблачениям" профсоюзов присоединились издания, которые в российской политической трактовке относятся скорее к оппозиции. 12 апреля "Новая газета" публикует статью Андрея Колесникова с подзаголовком "На Институт современного развития "наехали" за то, чего в его докладе просто нет". Ну, понятно чего нет - по мнению автора, социальной розни. Колесников как раз и утверждает, что "низшие классы" - это "не оскорбление, а научный термин".
Но дело рознью не ограничивается. Качественно увеличивается количество публикаций, где излагается следующая связка: "профсоюзы, которые симпатизируют Путину, наехали на ИНСОР, который написал программу для Медведева". Подобные "аналитические" публикации включают в себя и откровенный бред, наподобие утверждений о том, что-де "в срочных трудовых договорах заинтересованы сами работники". Бред бредом, но обилием этих публикаций у общества формируют представление о том, что якобы все уже решено. Трудовой кодекс "не очень полезен для промышленности", он стоит на пути модернизации и инноваций. И вместе с ТК на пути инноваций и модернизации стоят все люди и организации, которые выступают против раздербанивания трудового законодательства. Логика проста и понятна. Но дело обстоит еще более интересно.
К информационному шуму вокруг ИНСОРа подключились леваки. 13 апреля (на следующий день после "Новой") "Независимая газета" публикует заметку Бориса Кагарлицкого - мыслителя левого, околотроцкистского толка. Основные тезисы статьи сводятся к критике ТК теперь уже слева. Но самое интересное расположено в конце его материала: "Вопрос сегодня заключается не в том, состоится ли пересмотр трудового законодательства, а в том, как и в чьих интересах это произойдет. Блокирование публичной дискуссии приводит к тому, что именно РСПП выглядит единственной силой, выступающей за перемены, владеет инициативой, ведет пропаганду своих взглядов". Понимаете? Логика совершенно та же, что и у ультралибералов, просто знак другой. Ультралибералам "совершенно понятно", что в ТК слишком много соцгарантий, и поэтому, несмотря на "ретроградов из ФНПР", ТК должен быть - и будет! - "отвечать велениям времени". Левакам "совершенно понятно", что ТК никого не устраивает, слишком мало соцгарантий, а значит, он должен быть - и будет! - "отвечать велениям времени". Кстати, именно цитаты и ссылки на статью Кагарлицкого появились в блогосфере 15 апреля в рамках кампании, которую я выше оценил как заказную.
Бывают ситуации, когда интересы сторон сходятся независимо от разницы политических взглядов. Сейчас мы имеем пример такого сходства интересов. Справа хотят расшатать ТК и открыть бессмысленную "публичную дискуссию" о пользе срочных трудовых договоров для работников. Для чего? Для того, чтобы по результатам этой дискуссии еще на один уровень "уронить" соцгарантии. Слева вроде бы хотят увеличить права профсоюзов в ТК. Хорошо? Хорошо звучит. На практике это приведет к пресловутой "публичной дискуссии", по итогам которой... см. выше.
По идее, правые должны выступать против левых, но в данном случае они скорее поддержат Кагарлицкого. Почему? Потому что он тоже за "публичную дискуссию". Ну а то, что по итогам этой публичной дискуссии из ТК выбьют пару профсоюзных прав - что ж... Значит, не смог Б. Кагарлицкий защитить работников. Боролся как лев, но не смог. Сил не хватило. Подумать только - а мы думали, что он всесилен, раз звал народы на бой.
Но для чего вся эта катавасия самому Кагарлицкому? Можно, конечно, предположить личную заинтересованность, но это мелочно, поищем идейный принцип. Ответ имеет место в статье: "...независимо от того, кто победит в борьбе за пересмотр трудового законодательства, именно старые профсоюзы рискуют стать главными пострадавшими, а сама федерация может оказаться на грани распада". Чтобы твоя хата была лучше, чем хата соседа, не нужно заниматься дополнительным строительством. Достаточно спалить хату соседа. А если в процессе пожара пострадают трудовые нормы - дело житейское. Тем более, если в процессе вовлечения в "публичную дискуссию" ваши идеологические враги готовы будут обеспечить вам полное информационное содействие. Именно так и происходит: именно материал Кагарлицкого сейчас активно цитируется бизнес-изданиями. Это обеспечивает атаке на ТК широту фронта - от ультраправых до ультралевых.
Что в такой ситуации делать профсоюзам? Во-первых, не давать заморочить себе голову ссылками на "мировой опыт" или "ученых экспертов". Во-вторых, объяснять членам профсоюзов суть происходящего. Чтобы им тоже лапши не навешали. В-третьих, использовать все имеющиеся возможности - от рядовых встреч до Первомая - для того, чтобы из раза в раз фиксировать позицию: мы не дадим поломать ТК, его слом приведет только к снижению соцгарантий.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте