Так получилось, что на прошедшей неделе был настоящий карнавал из высказываний представителей бизнеса и отдельных "примкнувших к ним" представителей государственной власти. С точки зрения содержания этих высказываний, надо сказать, что они совершенно последовательны и бьют в одну и ту же точку.
Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Выступает директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития Олег Засов и говорит: "Безработица у нас падает, к 2014 году есть риски, что она снизится до уровня меньше 5%". На просьбу пояснить, не ослышались ли собравшиеся относительно "риска снижения безработицы", он поясняет: "Конечно, риски, потому что это вызовет быстрый рост зарплат, и предприятия начнут терять конкурентоспособность, им будет тяжело развиваться".
Резюме: представитель государственного органа говорит, по сути, о необходимости поддерживать безработицу на уровне не ниже 5%.
То же самое заседание. Представлен законопроект о том, что работающие мамы детей возраста до трех лет могут трудиться неполную 25-часовую рабочую неделю и получать за это полную зарплату. Выступает руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и говорит, что законопроект "снизит возможности для женщин на трудоустройство". На просьбу пояснить отвечает: "Это популистское предложение на практике обернется тем, что работодатели просто не захотят принимать на работу женщин с маленькими детьми потому, что им нужно будет установить сокращенную рабочую неделю. Если женщина работает 25 часов в неделю, то работодателю нужно будет на то же самое место взять еще одного человека. Но это будет проблематично: кто согласится работать оставшиеся 15 часов в неделю?"
Резюме: представитель бизнеса выступает против социального законопроекта для явной социально незащищенной группы. И - точно так же, как и предыдущий чиновник - практически прямым текстом Шохин говорит, что уменьшение рабочей недели, которое может привести к дополнительной занятости (читай - сокращению безработицы), бизнесу совершенно не нужно.
Проходит "Социальный форум - 2011". Выступают представители работодателей и говорят: "Нужен отказ от монополии государства в социальной сфере, который бы означал, что частные организации будут поставлены в равные условия с государственными. В том числе с точки зрения доступа к госфинансированию".
Резюме: на социальную сферу бизнес хочет получить деньги государства, платить свои деньги он не заинтересован.
Проводит свою пресс-конференцию Евгений Ясин, известный либеральный экономист. И говорит о причинах роста производительности труда в США: произошло существенное снижение численности рабочей силы, уменьшение количества рабочих мест, а производство не упало. Поясняя связь российских реалий с американскими, он утверждает: "Если вы хотите модернизации, повышения производительности, то надо было дать свободу действия этому кризису. Да, это непопулярно. Но у нас огромное количество предприятий, которые дают рабочие места, но не составляют славу современной российской экономики".
Резюме: гуру экономических либералов прямым текстом предлагает провести (как в США) массовые сокращения, уменьшить количество рабочих мест, а на оставшихся работников возложить обязанности уволенных. Это, по Ясину, и будет "рост производительности труда".
Теперь о том, почему, собственно, произошел этот "выброс эмоций".
Мне кажется, что
после достаточно серьезных заявлений о финансировании государством "социалки" и "оборонки" (а на гособоронзаказ завязано существенное число российских предприятий),
после увольнения министра Алексея Кудрина, и, наконец,
после понимания, что социально-экономическая политика на перспективу не пойдет по их лекалам (во всяком случае, по состоянию на сегодня) -
после всего этого начались попытки отыграть потерянное. Хотя бы в психологическом смысле.
Эти попытки будут продолжены. Несомненно, что мы в самое ближайшее время снова услышим о крайне низкой производительности труда в России (без обязательств бизнеса вкладывать деньги в техническое перевооружение). О необходимости поддержания высокого уровня безработицы (иначе эти "лентяи" совсем распоясаются). О крайне высоких социальных и пенсионных взносах (без развития реального негосударственного пенсионного страхования). И, конечно же, снова - о необходимости "модернизировать" Трудовой кодекс, который-де не дает развиваться бизнесу.
Нас ожидает продолжение парада ультралибералов в средствах массовой информации. Это понятно, это нормально. К этому нужно быть готовыми.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
МРОТ не повысят в 2012 году, следует из проекта бюджета на 2012–2014 годы. Дальнейшее увеличение будет обусловлено наличием финансовых ресурсов — как бюджетных, так и собственных средств предпринимателей. Также рост МРОТ в 2014 году станет зависеть от положительной динамики развития экономики, поясняют в правительстве.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда в России составляет 4611 руб. Последний раз показатель повышали в июне 2011 года. До этого его не поднимали с 2009 года. За это время накопленный рост цен составил 24,3%, а минимальный размер оплаты труда был повышен всего на 6,5%, с 4330 до 4611 руб.
Проблема в том, что русский бизнес худо-бедно научился пользоваться этой свободой, а наши профсоюзы – нет. Профсоюзные дедушки до сих пор даже не поняли, что это такое: продремали два десятилетия в заповеднике ФНПР. Любовно оберегаемые властями.