На прошлой неделе несколько дней пробыл в Брюсселе. Там под эгидой Всеевропейского регионального совета Международной конфедерации профсоюзов проходил семинар для профсоюзных информационщиков. Вернувшись на Родину, сразу же столкнулся с тем, что в тридцатые годы прошлого века называлось "обострением классовой борьбы по мере приближения к социализму". То есть с попытками различных внешних сил влиять на профсоюзы. И чем ближе к выборам, тем активнее.
ИХ НРАВЫ
Вначале - комические куплеты на профсоюзные темы. Так получилось, что среди людей, которые в национальных профцентрах занимаются сайтами, газетами, пресс-службами, оказался президент Всеукраинского объединения солидарности трудящихся (ВОСТ) Александр Джулик. То есть как бы начальник. Почему "как бы" - это потому, что хотя ВОСТ состоит в МКП, но лично я, длительное время читая украинскую прессу, со следами жизнедеятельности ВОСТ не встречался. С Федерацией профсоюзов Украины и Конфедерацией свободных профсоюзов Украины встречался, а с ними - нет. Значит, не повезло мне.
Так вот, сразу в начале семинара г-н Джулик поднял тему, что-де в МКП в виде ФПУ приняты "советские профсоюзы". Дипломатичные работники аппарата МКП пытались сдвинуть его с этой темы, но - не вышло. Тогда я сам с ним начал собачиться - в том смысле, что если уж мы в одной структуре, то коллег обижать нельзя. Градус дискуссии резко повысился. Запахло дракой. (Между прочим, почти не шучу.) И тут в Интернете появилась информация о том, что председатель ФПУ Василий Хара внезапно написал заявление об уходе и в этом заявлении назвал бывших коллег разными нехорошими словами. (Подробнее о заявлении и о том, что я по поводу него думаю, можно прочесть на сайте "Солидарности" в новостях и в моем блоге.)
Сцена, которая последовала дальше, живо напомнила третий фильм из серии про "неуловимых мстителей" - тот, который про корону Российской империи. Если помните, там один международный аферист привез корреспондентов со всех стран, чтобы оконфузить советскую власть, не сумевшую сберечь ценность. Там еще этот аферист бегал по царским покоям с криками "Короны нет, господа!". Такое же выражение лица я увидел у г-на Джулика, который, прочитав сообщение в Интернете, прервал всех выступавших требованием немедленно огласить бесценную информацию о том, что написал Хара.
Если вы думаете, что это было единственный раз, то зря. В течение трех дней он непрерывно возвращался к одному и тому же. В конце концов мне это надоело, и я сказал, что, мол, понятно - у соседа (ФПУ) сдохла корова. Но зачем три дня бегать с ее трупом и при этом демонстрировать ее предсмертное заявление? После этого был вскрыт мой личный моральный облик. Я был заклеймен как "ангажированный журналист", меня спросили: не получаю ли я зарплату у Шмакова? Я ответил, что не "получаю", а "зарабатываю". И не "у Шмакова", а "в ФНПР и газете". На этом трехдневная плодотворная творческая дискуссия окончилась. Такое впечатление, что собравшиеся коллеги из Грузии, Украины, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана получили большое эстетическое удовольствие. Жаль, что не была организована продажа билетов - участники могли бы подзаработать...
Теперь о серьезном. Интересные лекции были о европейском социальном диалоге, об экономической ситуации в Европе, о проблемах принудительного труда. Выслушав рассказ о том, как на разных уровнях в Европейском союзе профсоюзы общаются с правительством, наднациональной бюрократией, я спросил: "А вот если рассказывать рядовому члену профсоюза - то чего этими переговорами европейские профсоюзные структуры конкретно добились? На пальцах?" Из ответа я понял, что "на пальцах" не получится. На пальцах я понял только то, что если этот диалог не вести, то вся "социалка", присутствующая сейчас в документах ЕС, достаточно быстро "посыпется". И не только ЕСовская. Поэтому нужно как минимум "присутствовать" и "вести диалог". Поверим на слово...
Любопытный оборот возник во время обсуждения темы принудительного труда. Поскольку в России уровень долгов по зарплате продолжает оставаться довольно высоким, то в наиболее критических случаях имеет смысл говорить не о проблеме невыплаты зарплаты, а о реальном принудительном труде. Во всяком случае, по мнению специалиста МКП, как только затрагивается тема принудительного труда, реакция на долги по зарплате со стороны правительств становится явно интенсивнее.
Была хорошая встреча во Всеобщей федерации трудящихся Бельгии. Это один из трех основных национальных профцентров страны - социал-демократический. (Два других - христианский и либеральный.) На полтора миллиона членов профсоюзов приходится более 300 тысяч экземпляров издания федерации. Причем на двух языках. Каждый выпуск обходится в 30 тысяч евро и зарплату для четырех сотрудников. Нечто среднее между газетой и бюллетенем - цветное, выходит два раза в месяц. Правда, насчет содержания я бы поспорил. В том смысле, что в национальную федерацию входит 7 отраслевых профсоюзов и 17 региональных центров. Так вот в федеральном издании для каждого профсоюза и профцентра попросту забронирована страница - что хочешь присылаешь и публикуешь. По незнанию языка я не мог определить степень интересности публикуемых материалов. Впрочем, издание распространяется бесплатно, и вопрос о цене подписки не стоит. С другой стороны, количество членов профсоюзов в профцентре увеличивается. Так что, может быть, для Бельгии - это оптимальный вариант.
НАШИ НРАВЫ
Сразу два сюжета, напоминающие историю с Джуликом, в эти же дни развернулись на российской почве. Первый - в Волгограде, где близится к окончанию "дело Кобозева". Там судья постановил изъять из дела несколько показаний и вещдоков, которые были добыты следствием с нарушениями. Что справедливо. Но сюжет немного в другом. Местный руководитель одного незначительного якобы профсоюзного объединения, не имеющего отношения ни к ФНПР, ни к Волгоградскому облсовпрофу, обратился с письмом в областной суд. Суть письма в том, чтобы злодей Кобозев был жестоко и справедливо наказан. Самое комичное - это забота, которую проявила конкурирующая с совпрофом структура, о профсоюзной собственности. Как будто не пытались ее представители некоторое время назад безуспешно оттяпать у ФНПР эту самую собственность.
Второй сюжет - из Пскова. Там несколько председателей обкомов профсоюзов собрались с духом и предъявили претензии председателю совпрофа Ульяне Михайловой. Суть претензий "по профсоюзной линии" понимается с трудом. Точнее, совсем не понимается. А вот суть претензий по "политике" вполне ясна: поддержка профорганизациями области Общероссийского народного фронта. И даже эту претензию можно было бы понять - в конечном счете, живем вроде бы в демократическом государстве. Забавно только то, что среди подписантов несколько представителей ЛДПР и КПРФ. То есть политических конкурентов ОНФ, заинтересованных в его максимальном ослаблении. После этого совершено понятно, почему единственным изданием, рассказавшим об этом конфликте, стала газета "Правда". Тот же принцип, что и у геноссе Джулика, только с обратным знаком: одним не нравятся советские профсоюзы, другим - антисоветские. Формы борьбы похожие: у соседа должна сдохнуть корова. Сама она умрет или ее умертвят насильственно - дело десятое. Но если в варианте Украины и Волгограда все понятно - конкуренция профструктур, то в варианте Пскова другой оборот - использование партиями-конкурентами своих представителей в одной и той же профструктуре. Печально, когда партийная принадлежность становится выше профсоюзной солидарности...
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Вы вообще сначала в курс войдите, а потом "писульки" свои строчите. Как раз для госпожи Михайловой "партийная принадлежность" давно уже выше профсолидарности. Идет по головам несогласных на пути к своей политической карьере. А на профсоюзы ей давно уже плевать. Это - лишь ступенька. Г-жа Михайлова у нас ездит на съезды "ЕР", задает ОЧЕНЬ важные профсоюзные вопросы г-ну Путину, например, о жилье для ветеранов. Она устроила произвол, действует в нарушение положений Устава, транжирит профсоюзные деньги на разъезды на праймериз. При этом она твердо уверена, что профсоюзная собственность никакого отношения к членам профсоюза не имеет, поэтому должна полностью и единолично контролироваться ею. Ну конечно, муж уже усажен в кресло руководителя курорта "Хилово" (интересно, кто он по образованию).
Председатели отраслевых профсоюзов не "собрались с духом", а устали терпеть ее самодурство. Партийная принадлежность здесь совершенно ни при чем. Кстати, в ОНФ Михайлова сама нас "вступила". В нарушение норм Устава она собрала избранных, на которых и было принято это решение, столь важное для дальнейшей ее карьеры. Мнение членов президиума совпрофа при этом даже не учитывалось.
Комиссии ФНПР, недавно посетившей нас, все это было сообщено. Надеюсь, меры будут приняты.
P.S. До какого такого профдвижения ей дело, когда на носу выборы в ГД, не смешите.
Он из Бельгии туманной привёз учёности плоды?
Как они вообще коррелируют??? Это все равно, что сказать: печально, когда партийная принадлежность становится выше спортивных достижений (например). И вообще я заметил, что любая организация стремиться к тому, чтобы стать в жизни человека ГЛАВНОЙ и ЕДИНСТВЕННОЙ. И подчинить жизнь и интересы человека СВОИМ. Вот и профсоюзы...
Можно ли применить эту цитату к блогу Шаталова "Профсоюзам вход разрешен"?