На прошлой неделе меня пригласили в Екатеринбург, где 1 февраля отмечали праздник - День профсоюзного активиста. Праздник - хороший. Поздравили. Вручили. На следующий день собирался с утра обратно. Но внезапно выяснилось, что днем 2 февраля состоится учреждение оргкомитета общественно-политического движения "В защиту человека труда!". Поэтому пришлось менять планы и билет.
История следующая. Пару месяцев назад во время телемоста с Владимиром Путиным начальник танкового цеха Уралвагонзавода Игорь Холманских предложил премьеру, чтобы группа уральцев приехала в столицу "разобраться" с оппозицией. До этого дело так и не дошло. А 28 января в Екатеринбурге прошел митинг, организованный Федерацией профсоюзов Свердловской области. На тему "В защиту человека труда". Поскольку у нас в стране сейчас, как все знают, обострение политической борьбы в самой резкой форме, то сразу же обнаружились как сторонники, так и противники. Сама по себе тема никаких претензий не вызывала. В конечном счете, даже самые отмороженные бизнесмены на людях отзываются о тружениках обычно хорошо. Претензии пытались выдвинуть только по двум линиям - что-де "на самом деле" собрали всех агитировать "за Путина" и что-де "на самом деле" всех свезли насильно. Хотя я бы посмотрел на начальника, который "насильно" попытается куда-то повезти группу металлургов или танкостроителей...
Так вот, прошло несколько дней после этого митинга, и у его организаторов возникла идея развить тему. То есть создать прототип трудовой партии. Правда, пока еще уральского масштаба. В результате 2 февраля примерно в 13.30 в кабинете у председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Андрея Ветлужских собралось 11 человек. Десять - подписавших заявление о необходимости создания движения и, собственно, я, как своего рода случайный наблюдатель. Кроме Ветлужских и Холманских, только известный екатеринбуржский политический деятель Евгений Артюх имел еще какое-то отношение к политике. Остальные - это взрослые, нормальные мужики с производства: горновой доменной печи, начальник отдела, два замначальника цеха, два слесаря, старший мастер. В известном смысле, даже аполитичные (если считать политикой желание активно навязывать свои взгляды на жизнь окружающим). Никаких политтехнологов не было. Никаких околовластных персонажей не было. На пресс-конференции, где инициативная группа преобразовалась в оргкомитет, эти же самые мужики совершенно спокойно, без надрыва, говорили, почему, собственно, они считают, что нужно создавать политическую организацию в поддержку наемных работников. Не буду перечислять все задачи движения, которые они себе записали в заявление. Ну, да - первым пунктом стояла поддержка Путина. Остальные шесть касались обустройства социальной жизни в стране. Причем все в один голос говорили, что их, собственно, волнуют даже не президентские выборы, а то, что будет происходить после них. И что как раз после выборов и нужно будет заниматься основной работой.
На данный момент никакого движения, никакой отдельной организации еще нет. Есть оргкомитет, который будет недели три ездить по предприятиям, встречаться с работниками, высказывать свои соображения и смотреть, есть реакция или нет. После чего уже должно состояться учреждение самого межрегионального движения.
Мне кажется, что и на уровне России профсоюзам имеет смысл вернуться к идее создания похожего движения, только с более четко выраженным профсоюзным содержанием. Вернуться к "Союзу труда". Сегодня - на уровне движения. А завтра - если, конечно, будут приняты законы об упрощении регистрации политических партий - то и, возможно, в форме партийной организации. Это не должно, конечно, негативно повлиять на сегодняшних профсоюзных депутатов, избранных от других (другой) партии. Но раз уж эта партия проголосует, чтобы "расцветало сто цветов", то, наверное, она будет не в претензии на эти самые цветы, за которые она голосовала?! Конечно, процесс создания отдельного профсоюзного движения или профсоюзной партии достаточно ресурсоемок. Это и деньги, и люди. И - не обязательно высокие результаты на выборах. С другой стороны, это возможность более четко представлять свою аудиторию, ее интересы. Есть, правда, часть аудитории, на которую никогда не угодишь: то не нравится чужая политическая партия, то своя партия недостаточно "своя". Но вообще-то нужно учитывать, что чем больше организация, тем больше внутри нее групп и взглядов. В тех же США местное крупнейшее профобъединение АФТ-КПП всегда поддерживает на выборах демократическую партию. И при этом около 20 - 25% членов профсоюзов регулярно голосуют за республиканцев. Вот вам и демократия...
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Сейчас у нас конечно есть "Народный фронт" (кстати, что-то давно о нём ничего не слышно), но и ежу понятно, что НФ не сможет объединить те же РСПП и ФНПР в единую политическую структуру. Это хорошая площадка для дискуссий, но не для работы со своей аудиторией.
Получается, что если сейчас появится много различных политических партий, которые дополнительно “разберут” "Единую Россию", через несколько лет профсоюзам вновь придётся решать, кого поддерживать на новых выборах? Конечно, какая-нибудь новая (или старая) партия обязательно предложит нам союз. Но будут ли исполняться гарантии этого союза в последствии никто не знает. Так почему бы нам не создать собственную партию, чтобы ни от кого не зависеть? В идеале, вложенные в создание партии и предвыборную кампанию деньги должны окупиться не только дополнительными депутатскими мандатами, но и возросшей популярностью профсоюзного движения. Это, кстати, будет неплохо и для молодёжной политики. Одно дело состоять в пусть крупнейшей, но общественной организации, а другое дело – участвовать в политической жизни. По жизни-то, оно конечно выходит, что первое важнее, но второе в умах молодого поколения как-то… статуснее, что ли.
А так - идея здравая, потому как даже девять представителей профсоюзов в нынешней думе погоду не сделают.