Top.Mail.Ru
Монолог главного редактора

Особенности профсоюзного партстроительства в весенний период

В прошлом номере "Солидарности" (№ 8, 2012) опубликовано обращение, которое подписали четыре профсоюзных активиста, в том числе я. В нем говорилось о необходимости создать на первом этапе профсоюзное общественно-политическое движение "Союз труда", а на втором этапе - если возникнет общественно-профсоюзный отклик - преобразовать это движение в партию. Вполне естественно, что после публикации у прочитавших пламенный призыв возникли вопросы совершенно разного уровня. От "почему такое название?" до "надо ли платить членские взносы?". Попробую высказать свое мнение на эту тему и вполне допускаю, что оно не есть истина в последней инстанции. То есть дальнейшая дискуссия об этом не только допускается, но и приветствуется.

Вначале сообщу, что идея встретила не только рукоплескания, но и оппонентов. Сразу оставим в стороне персонажей из некоторых "дружественных" структур - что справа, что слева, которые затеяли песню, что-де "ай, затянут профсоюзные бюрократы простых работяг в ярмо партийное, облапошат и бросят, обменяв на должности великие".

За всех подписантов не скажу, но у меня лично мотивация простая. Я всегда считал, что должна быть отдельная профсоюзная партия. Другое дело, что не только должна быть учреждена партия при участии профсоюзов и профактивистов, но и - раз она относится к профсоюзам, значит, не имеет права на выборах "набирать копейки". Если есть профсоюзная партия, значит, она должна помогать профсоюзам принимать нормальные законы. В этом ее смысл. Если же она до проходного барьера в Думу со скрипом не дотягивает, значит - это трата профбюджета и ухудшение имиджа для самих профсоюзов. В той партийной системе, которая существовала с 1999 года, шансов для создания и развития подобной партии не было вообще. Пытаться - можно было. Получить что-то - не думаю. Значит, надо было засунуть свои персональные устремления куда поглубже и действовать наиболее рациональным образом. Так, собственно, и происходило. Я не готов сказать, что сегодня ситуация радикально изменилась. Но если будут приняты поправки к партийно-избирательному законодательству и продолжится довольно сумбурное политическое отступление "Единой России" (с попутным ущербом для имиджа), то на фоне остальных партий шансы не выглядят так уж плохо. И поэтому в момент, когда возникает практическая возможность реализовать то, что ты считаешь правильным, - это нужно пытаться делать. Иначе Явлинским станешь.

По названию. В 90-х годах существовал "Союз труда". Он участвовал в политике как "общественно-политическое движение". Сейчас такой формы участия в выборах в законодательстве нет. Собственно поэтому, оценив общий расклад сил и отказавшись от преобразования в партию, "Союз труда" стал одним из учредителей партии "Отечество"... Название "Союз труда", на мой взгляд, не слишком принципиально, а просто отсылает знающих историю к первой попытке профсоюзов создать свою партию в современной России.

Почему не создавать сразу партию? Пока неясно, получит ли эта идея развитие. С другой стороны, нужна какая-то отдельная организационная форма для объединения профсоюзных активистов, разделяющих эту идею. Поэтому вначале берется форма "движение" как непартийной, протопартийной структуры. А в дальнейшем...

Нужно ли платить "партвзносы"? На мой взгляд, да. Потому что если ты сам платишь свои, личные деньги в связи с членством в партии, то и относишься к этому как-то более "лично". В Великобритании, где бюджет лейбористской партии в значительной степени состоит из взносов профсоюзов, все равно существуют членские взносы.

Можно ли будет состоять в "Союзе труда" и другой партии? Мне не кажется это правильным. Потому что у каждой политической партии своя программа, свой устав и свои приоритеты. Состоять в профсоюзе и в партии (от правых до левых), на мой взгляд, допустимо. А вот состоять в двух партиях - нет. Как в анекдоте, надо определиться: либо умный, либо красивый.

Нужно ли заставлять всех профсоюзных активистов состоять в своей политической структуре? По-моему, нет. В США тамошнюю Демократическую партию традиционно поддерживает профсоюзное объединение АФТ-КПП. И волонтерами, и деньгами. Так вот даже там около 25 - 30% членов профсоюзов традиционно голосуют за республиканцев. Хотя и по целям, и по методам, и по истории отношений Республиканская партия с профсоюзами качественно расходилась и профсоюзы регулярно давила. А вот все-таки голосуют... Поэтому - заставлять вступать не нужно. Равно как и бороться с теми, кто не вступил. Все-таки человек, вступая в профсоюз, подписывался под требованиями устава, а там про партии - обычно молчок...

Вот такая "первая порция" ответов на задаваемые вопросы. На сайте "Солидарности" мы сделали раздел, в котором можно и нужно обсуждать эту идею. Ждем ваших мнений. А также соображений - и по организационной структуре, и по программе, и по деятельности.

Александр ШЕРШУКОВ

Между тем в Екатеринбурге создано движение "В защиту человека труда"



Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Маматов Сергей
14:05 от 06.03.2012
Опять спрошу: а лидеры кто? У нас все партии создаются под конкретных людей.
Вячеслав Коцепчук
22:55 от 06.03.2012
Не надо создавать партию под кого-то, у партий такого типа есть риск развалиться если вдруг сильный лидер по каким либо причином из неё уйдет. Считаю, что ЛДПР без Жириновского, ЕдРо без Путина постепенно сойдут на нет, а например КПРФ без Зюганова возможно даже укрепится (т.к. у неё есть определенная идеология). Профсоюзная партия должна создаваться под профсоюзню идеологию, именно она должна стать тем цементом, который будет скреплять её. Но, с другой стороны нельзя впадать в такую крайность, когда каждое отделение само по себе.
Маматов Сергей
13:59 от 07.03.2012
Согласен с Вами насчёт КПРФ. Именно нехаризматичность Зюганова, его косность отбирает голоса у этой партии. Но всё же, на данном этапе развитя отечественной демократии партия олицетворяется с его лидером. Поэтому и Прохорову проще создать партию "с нуля", чем покупать уже готовое "Правое дело".
Вы знаете кого-нибудь из профсоюзной "верхушки", у кого есть определённая популярность и авторитет? К Шмакову отношение неоднозначное, в первую очередь из-за отсутствия обратной связи в "первичках". К тому же, будет лучше, если партию возглавит человек, не запятнавший себя сотрудничеством с властью. Может, Шершукова в лидерыбольшая улыбка выдвинем?
Маматов Сергей
14:00 от 07.03.2012
"не запятнавший" забыл поставить в кавычки...
Андрей
12:22 от 06.03.2012
Полностью поддерживаю инициативу создания профсоюзной политической партии. Путь этот не простой и как показывает практика скандинавских профсоюзов долгий, но идти по нему нужно начинать уже сейчас, тем более что условия (в случае внесения изменений в законодательство) позволяют.
Однако считаю, что координатором такой работы должно стать ФНПР и процесс этот должен быть управляемым если мы хотим действительно получить профсоюзную паритию. Это я к тому, что создание общественного движения в Свердловской области идет как мне кажется не по профсоюзному сценарию: Устав этой организации "пестрит" профсоюзными функциями, а в составе потенциальных членов этой организации могут оказаться "любые" общественные организации (работодателей, других заинтересованных групп и т.д.), тоже "заботящиеся" о благе человека труда. К тому же прописаны какие-то предпринимательские функции, наличие возможности приобретения собственности и т.д.
Возникает вопрос: "Зачем профсоюзам ТАКОЕ общественное движение, которое фактически может и будет вытеснять с предприятий профсоюзные организации, т.к. будет решать теже задачи???"
Как мне кажется, Устав должен содержать направления политического лоббирования интересов профсоюзов - это главное, и конечно же политическая партия должна в первую очередь не навредить самим профсоюзам, их структуре, объединив членов на решение своих проблем политическими методами. Поэтому я призываю ФНПР вновь возглавить эту работу, а поддержка, в том числе и на выборах, я думаю будет!
Вячеслав Коцепчук
22:48 от 06.03.2012
Андрей не надо ФНПР возглавлять эту работу, пусть созданием движения будут сами члены профсоюза, при некоторой организации и информировании со стороны вышестоящих профорганизаций. Боюсь у ФНПР нет серьезного авторитета для привлечения рядовых членов профсоюза в партию, у многих лидеров в первичках или в обкомах авторитета намного больше. Именно такие люди и должны стать основным организационным ресурсом движения-партии, ну и плюс ещё активная молодежь, которая не видит в существующих партиях свою партию.
Игорь
05:54 от 07.03.2012
Да, Вячеслав, партия должна создаваться с "низов", как и профсоюз. Только как это практически сделать? Пастух и стадо, а если стадо большое, то одним пастухом не обойдёшься. Грубоватый пример привёл, но верный. Эх, все эти теории партстроительства...
КИМ
05:46 от 07.03.2012
Как это не возглавлять? Остаться в стороне? ФНПР все равно хоть и незримо, но будет присутствовать при создании этой структуры. Я очень сильно сомневаюсь, что несистемные профсоюзы откликнутся на призыв. И это неудивительно - с одной стороны членские организации совместно с работодателями ведут непримиримую борьбу с такими провсоюзами (взносы на сторону уходят у одних, а другим не дают беспредельничать), а с другой - зовут единым фронтом и т.д.. Странно все это. Сомневаюсь я что-то в жизнеспособности такой партии. У нас в России все что с верху спускалось - отмирало. Ибо все это от лукавого.
Оксана
12:20 от 03.03.2012
Ура! Наконец - то профсоюз возрождается и набирает обороты!!!
Игорь
17:36 от 01.03.2012
Хочу дать пожелание явным и скрытым карьеристам. Быстрее садитесь в партийный вагон. Здесь принцип финансовой пирамиды. Прибыль получают ПЕРВЫЕ участники. Смотрите не опоздайте! Быстрее записывайтесь!
Стас
07:34 от 02.03.2012
Игорь, а может это будет историческим периодом в создании "Союза труда". И имена этих ПЕРВЫХ навечно войдут в историю партии и профсоюзов! улыбка
Игорь
08:53 от 02.03.2012
Да, пожалуйста! Пусть даже в бронзе войдут!
простой профсоюзник
17:33 от 01.03.2012
Моя точка зрения: данная тема заявлена перед выборами 4 марта. Пройдут удачно выборы для Путина и всё угаснет не разгоревшись. Левые взгляды явно не в почете у разного рода администраций и функционеров от профсоюза. В природе не скрещиваются львы и трепетные лани (обычно в природе одни питаются другими).
Надеюсь, это инакомыслие не будет удалено без предупреждения.
Любовь Прилуцкая
14:49 от 01.03.2012
"...это трата профбюджета и ухудшение имиджа для самих профсоюзов."
Когда же ФНПР и её членские организации, наконец, займутся вопросом улучшения своего имиджа, в глазах членов профсоюза в первую очередь?
Игорь
16:58 от 01.03.2012
Люба, Вы сегодня в "ударе"! Ваши комментарии в блоге А.Брусницына тоже имею в виду.
Любовь Прилуцкая
14:23 от 02.03.2012
Спасибо. Просто вопрос имиджа профсоюзов для меня особенно актуален - пишу дипломный проект на сию животрепещущую тему грустный
Алексей
10:40 от 01.03.2012
Добрый день Александр полностью согласен с вами тема парт строительства очень не простая для профсоюза. Наша организация объединяет людей с разными политическими взглядами. И в связи с этим любой вопрос связанный с политикой встречается очень болезненно. Да время сегодня позволяет и даже требует нашего вмешательства в политические процессы профсоюзов. Так как те не многочисленные представители, которым удалось по партийным спискам пройти в думы разного уровня, не представляют большинства, т.е. не имеют права решающего голоса! А меньшинство по партийной дисциплине подчиняется большинству и сколько бы профсоюзы ни вводили в своих представителей в партийные структуры, опыт показывает толку мало, да еще и любая из выше указанных партий хочет получить денег из проф. бюджета. Много прорех в законодательной базе только ленивый сегодня не говорит об необходимой доработке ТК РФ. И если в сложившейся ситуации не воспользоваться возможностью ввести команду профессионалов от профсоюза было-бы, по меньшей мере глупо. Мы самая крупная общественная организация России, нацеленная на защиту прав человека труда. И не нужно нас делить на трудяг и интеллигентов. Мы объединяем трудовой народ, кто-то трудится руками, а кто-то интеллектуально и плодами этого труда является продукция, которую выпускают наши предприятия! В этом производственном процессе занята вся страна: и врачи, и педагоги, и дворники и даже сантехник дядя Вася. Мы живой единый организм.
Я лично считаю что создание "Союза труда" своевременным и взвешенным решением. Еще раз подчеркну , что члены профсоюза придерживаются разных политических партий, в связи с этим предлагаю следующую схему: желающие и готовые вступить в союз труда могут сделать это прямо сейчас, а остальным предложить вступление в совет сторонников. Оглядятся, посмотрят и определятся, в конце концов. А то придётся, как некоторым политикам обещать: «каждой женщине по непьющему мужику, а каждому мужику по бутылке».
В общем-то, это выход и в кадровой политике есть куда направить усилия нашей молодежи. Хотя им и сейчас ни кто не запрещает работать завоевывать авторитет и быть избранными, по себе знаю. Быть может эти места позволят все-же объединить отраслевые профсоюзы более безболезненно. И если мы сегодня и сейчас этим не займемся, то займётся кто-то вместо нас, а нам останется лишь грызть локти. В общем, плюсы очевидны я за!!!
m_a_g_
07:08 от 01.03.2012
Полностью поддерживаю автора. Игорь, а вы умный или красивый? ... ваши комменты всегда однобоко удручающие.
Игорь
07:48 от 01.03.2012
m_a_g_, не удручающие, а жизненные.улыбка
Игорь
05:55 от 01.03.2012
"...это трата профбюджета и ухудшение имиджа для самих профсоюзов."
Золотые слова!улыбка На заграничные гранты и бабло типа прохоровых, профсоюзам рассчитывать не стоит. Так, что...
Генек
16:06 от 06.03.2012
С учетом обещания властей принять в ближайшее время поправки к партийно-избирательному законодательству вопрос о профсоюзном партстроительстве становится весьма своевременным и реальным. Тем более что такая работа фактически уже начата в Екатеринбурге и в центре – несколькими функционерами ФНПР создан соответствующий Оргкомитет.
Понятно, что вопрос этот очень сложный и требует, на мой взгляд, оперативного, чтобы не упустить время, изучения в членских организациях ФНПР и принятия соответствующего решения Генерального Совета Федерации, а может быть и внеочередного съезда ФНПР. И решиться он должен, я полагаю, не позднее конца текущего года. За это время можно было бы решить главные идеологические, финансовые и кадровые проблемы создания такой партии.
Но исподволь, до принятия такого решения, необходимо развернуть в центре и на местах, одновременно, создание под эгидой ФНПР оргкомитетов по образованию партии под условным названием «За достойный труд и социальную справедливость» и ее филиалов во всех регионах страны. В состав оргкомитетов профсоюзными организациями ФНПР должны быть делегированы склонные к политической работе опытные молодые или среднего возраста профсоюзные руководители и функционеры разного ранга профсоюзной вертикали, а также активисты профдвижения, зарекомендовавшие себя энергичными и успешными организаторами и доказавшие на деле преданность профсоюзным идеалам. Они должны быть приняты в состав оргкомитетов на штатной основе, без какой либо потери в заработной плате, а, наоборот, с ее повышением, но без права совмещения работы в других местах. Считаю, что укрепление и расширение оргкомитетов может и должно происходить с привлечением в их состав повсеместно на договорной или контрактной основе сторонних высококвалифицированных специалистов партстроительства, ранее на деле подтвердивших свою квалификацию и эффективность.
Партия и ее филиалы, основные документы, должны быть созданы в течение первого полугодия 2013 года, а с июля того же года после регистрации в Минюсте должна повсеместно начаться ее активная и эффективная работа в политическом пространстве страны.
Думаю, что все этот процесс должен происходить без предварительного этапа создания профсоюзного общественного движения, т.к. этот мы уже проходили. Нужно только учесть все его недостатки и ошибки, отсеять весь наносной политизированный «мусор», чтобы вновь не наступить на грабли, отобрать все, что было положительное и хорошее, и использовать это в строительстве новой партии.
Безусловно, что партию должна создать ФНПР. Но создать как отдельный от профсоюзов политический институт, не пересекающийся с ней в деятельности, а разделяющий и поддерживающий ее идеологию, цели и задачи, и в законодательном порядке продвигающий ее инициативы. Совмещение должностей в профсоюзах и партии недопустимо, ротация кадров – приветствуется.
Партия должна быть партией нового типа. Партией открытой для всех разделяющих профсоюзные идеалы, Устав, позицию, цели, задачи и действия. В частности, - для ветеранов, пенсионеров, молодежи, «зеленых» и других, их политических организаций и движений.
Уверен, что создание такой партии будет на пользу профсоюзам, профсоюзному и рабочему движению в нашей стране.
тов. СаАХ!ов
18:57 от 06.03.2012
Бумага написана правильно, да!
На практике бы так.
Любовь Прилуцкая
17:07 от 06.03.2012
"Совмещение должностей в профсоюзах и партии недопустимо, ротация кадров – приветствуется". Мысль полезная и дельная, но увы, думаю, что на практике останется не реализованной. В профсоюзах дефицит кадров, особенно молодых. Вряд ли кто-то пожелает "поделиться" ценным кадром.
Генек
09:09 от 07.03.2012
Под «ротацией кадров» я имею в виду переход работников по разным основаниям из профсоюзов ФНПР в партию и наоборот. Кроме того, на мой взгляд, требуется обновление выборных органов и там и там на одну треть после каждого съезда. Это обеспечит постоянное вливание новых мыслей и крови в эти институты. Партийные работники, попавшие в эту треть, должны быть, безусловно, обеспечены работой в профсоюзах , но без ухудшения материального положения, а лучше после их улучшения. Максимальный срок работы на выборных должностях в каждой из организаций не должен превышать 5-10 лет, в зависимости от заранее оговоренных обстоятельств. Понятно, что заработная плата в профсоюзах и партии должна быть на уровне сравнимом с другими ведущими партиями, т.е. – повышена в разы. Естественно, для этого ФНПР нужно найти соответствующие источники финансирования, спонсоров, создать соответствующие фонды. Может быть, следует пересмотреть финансовую политику, повысив эффективность сбора членских взносов, отдачу от использования собственности и т.д.
Соответствующие кадры у профсоюзов есть. Им просто нужно открыть дорогу. Нужно энергичнее использовать имеющиеся у профсоюзов, утвержденные резервы кадров для выдвижения на руководящие должности, а также потенциал молодежных советов. Думая о будущем, в системе профессионального профсоюзного образования, в частности, в Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, необходимо с осени текущего года начать обучение студентов по специальности «Профсоюзное партстроительство», создав для этого необходимые условия (соответствующую кафедру, факультет, набор преподавателей, студентов и т.д.).
«Делиться» ценными кадрами не нужно. При создании конкретных условий с рынка труда они потянутся к нам сами.
Но для этого, понятно, надо шевелить мозгами и настойчиво работать. Под лежачий камень вода не течет!

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика