На прошлой неделе меня пригласили на запись программы телеканала ТВ3 “Право голоса”. Кроме меня в программе участвовало много разных интересных людей - от бывшего министра Александра Починка до политолога Сергея Маркова. А посвящена она была обсуждению социальной части статьи Михаила Шмакова и Андрея Исаева “Три запроса России к Путину” (“Солидарность” № 32, 2012). Программа получилась длинная и буйная. Собственно, она и по стилистике напоминает столкновение “стенка на стенку”: стоят у двух барьеров четыре человека с одной стороны и четыре с другой и доказательно орут на соперников, пытаясь отстоять свою точку зрения... Каждый раз после участия в ней приходится некоторое время адаптироваться к тихому миру. А иначе - приходишь в академическую аудиторию после такой программы и начинаешь чисто автоматически орать на почтенного оппонента... Ну, это антураж, а теперь по содержанию.
Вообще-то в “Солидарности” уже возникала тема право-левой реакции на “социальный фрагмент” статьи Шмакова - Исаева (“Поделить не отнимая”, № 33, 2012). И основные аргументы “против” - от “это невозможно” до “это нарушит социальную справедливость” (?!) - уже звучали.
Но в этот раз я услышал и много оригинального. В частности, представители бизнеса и “обслуживающего бизнес персонала” буквально бунтовали против всего. И против участия работников в управлении производством (оказывается, ни сами “токари”, ни их представители - профсоюзы - не в состоянии понять тонкости управления предприятием). И против прогрессивной шкалы налогообложения (угрожая переехать в страны, где налоги ниже - Казахстан, Китай). Впрочем, “социальная сторона” дискуссии сразу предложила им переехать во Францию, где сейчас новый президент-социалист Франсуа Олланд продвигает идею 75% налога на личные доходы свыше миллиона евро в год.
Но основной удар обрушился именно на сформулированное в статье предложение “Антиваучер”: собрать госкомпании в одном фонде, раздать неотчуждаемые акции фонда гражданам России и выплачивать по акциям ежегодные дивиденды. При этом “правые” сулили предприятиям горести и предрекали, что денег для раздачи будет мало. А вот “левые”, наоборот, говорили, что это все придумали враги народа, чтобы затуманить сознание граждан и примирить их с капитализмом...
Все эти крики звучали довольно долго. А мне во время стояния за барьером пришла в голову интересная мысль...
Собственно, с самого начала было непонятно - почему на программу “Антиваучер” ополчились представители бизнес-сообщества? Если бы авторы предложили, скажем, национализировать частные предприятия, претензии и обвинения в духе “вы хотите снова отнять и поделить” были бы понятны. Но здесь же никакой национализации не предполагалось! У кого отнять? Точно так же совершенно бессмысленны обвинения во “второй приватизации”: раз акции неотчуждаемые, то их нельзя продать (в отличие от приснопамятного ваучера), поэтому госактивы как были, так и остаются - НЕ частной собственностью.
И тут я вспомнил о... программе продолжающейся приватизации. То есть как раз о продаже акций сегодняшних государственных предприятий. Эта программа еще в прошлом году подвергалась критике, поскольку продавать предполагалось не только ущербные или малодоходные предприятия, а, к примеру, пакет акций “Сбербанка”. Грубо говоря, предлагалось зарезать курицу, регулярно несущую золотые яйца, сварить из нее суп и съесть. Один раз. То есть доходы от продажи акций один раз перечислить в бюджет. И все!
А вот теперь представьте себе, что завтра программа “Антиваучер” начинает работать. Несколько десятков миллионов граждан России становятся пожизненными владельцами этих “куриц” и начинают регулярно получать свой конкретный финансовый бонус. Это значит, что приватизировать эти предприятия уже нельзя. Все, лавочка закрылась, и претензии бизнеса на привлекательные куски госсобственности больше не удовлетворяются. В рамках такой схемы становится сразу понятно, почему бизнес против программы “Антиваучер”. Она лишает его потенциальных доходов. И поэтому любые аргументы против нее становятся допустимыми. Не готов положить голову на плаху, но эта модель выглядит вполне логичной.
Теперь интересно - останется ли изложенная модель в финальной версии телевизионной программы? Поглядим - увидим!
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
В франциях, англиях они уже свой бизнес свернули. Жаловались, что там "работать" невозможно Тамошние профсоюзы не дают им беспредельничать как в России. Но напрямую они не говорят, что профсоюзы им там не дают извлекать сверхприбыли, а говорят про некие барьеры. А в России им лепота-а-а! Крупный бизнес и власть едины, работники безмолвствуют. Крутить ими и обводить вокруг пальца не составляет труда.
В гостях "Российской газеты" Юрий Викторович Герций руководитель Федеральной службы по труду и занятости
Юрий Викторович расскажет о том, как гражданину защитить свои трудовые права.
Свои вопросы вы можете задать в четверг, 27 сентября, с 12.00 до 13.30 по московскому времени по телефону 8-800-200-09-09 (бесплатно из всех регионов России) или уже сейчас по электронной почте zavtrak@rg.ru, а также по факсу 8-499-257-58-92.
Давайте зададим ему вопросы. Потом почитаем в газете, что он нам ответит.
Он уже "защитил" наших работников от заёмного труда. Отписал нам, мол зарплату заёмным работникам платят, значит всё нормально. Закрыл глазки на трёхсторонние трудовые отношения. Он является одним из основных лоббистов заёмного труда и аутсорсинга в России.