Top.Mail.Ru
Наша почта

Хлеб, розы и энергетика

Уважаемый Александр Владимирович!

Пишет вам давний друг газеты “Солидарность”, который, как вы написали в письме на мое имя, порой критикует вашу газету.

И это верно, т.к. я люблю “Солидарность” и хочу, чтобы она стала необходима каждому члену профсоюза. Чтоб ее читали в каждой профгруппе, каждой семье. Это вступление.

Теперь о тех вещах, что заставили меня написать вам.

О ПЛАЧУЩЕМ КРАЙКОМЕ

В “Солидарности” № 20 за этот год Н. Кочемина изложила “Правдивую историю из жизни энергетиков”. Все, что написано в этой статье, правда. Я в этом не сомневаюсь, только это правда о беспомощности профлидеров крайкома “Алтайэнерго”. Об их неумении и, если хотите, неспособности работать в новых условиях, при “светлом капитализме”. В статье - плач, причитания и надежда на помощь сверху. А где их инициатива? Где действия?
Но сначала об особенностях заключения колдоговоров у энергетиков на 2005 - 2006 годы.

До 2005 года абсолютное большинство предприятий энергокомпаний, входящих в РАО “ЕЭС России”, заключали коллективные договоры самостоятельно. Единых колдоговоров не было. Отраслевое тарифное соглашение от РАО “ЕЭС” подписывал А.Б. Чубайс, от “Электропрофсоюза” - председатель ВРК и, как гарант, министр труда. Сегодня создано объединение работодателей-энергетиков РаЭл во главе с О.В. Куликовым. Все энергопредприятия входят в РаЭл, в том числе и ОАО “Алтайэнерго”.

В конце 2004 года в РаЭл разработали и направили во все АО макет единого коллективного договора, разработанного в соответствии с ОТС на 2005 - 2006 годы, принятого и подписанного председателем ВРК “Электропрофсоюза” Вахрушкиным (сторона работников). Переговоры были очень трудными и неоднократно на грани срыва. В.Н. Вахрушкин несколько раз обращался в территориальные комитеты - просил поддержки с мест. Кто-то откликался на эти призывы, кто-то нет.

ОТС все-таки подписали. Вот после этого и родился макет (болванка) колдоговора от РаЭл. Смысл единого колдоговора для предприятий, входящих в любое АО-энерго (а их 72 в РАО “ЕЭС”), не понимали многие профсоюзные лидеры, и не только они, но и директора предприятий. Не случайно О.В. Куликов в письме № 259/04-5 от 01.10.2004, чтобы убедить их (директоров), пишет, что “макет единого колдоговора разработан для защиты интересов работодателей в процессе проведения переговоров с социальными партнерами”. Цинично, но верно! Это капитализм, с его законами! Но раз так, то и профлидеры должны были понять, что шутки кончились.

Как проходили переговоры в АО “Челябэнерго”? За месяц до начала переговоров началось психологическое давление на профсоюз, точнее на меня, работников обкома и Объединенного профкома АО “Челябэнерго”. “Профсоюз надо поставить на место. Слишком вольно себя ведет. Много берет на себя”, - цитирую в пересказе “доброхотов”, которые приносили эти известия нам. Не реагирую. На вопросы, что будем делать отвечаю: “Говорить буду не с холуями, а с хозяином”. Нарыв созрел. Встретились. Объяснились.

Пишем письмо о необходимости начала переговоров по колдоговору на 2005 - 2006 годы. Колдоговор нужен и работникам, и работодателю. Нужен срочно, т.к. с 01.02.2005 АО “Челябэнерго” разделился на 4 акционерных общества. А 31.12.2004 заканчивалось действие старого коллективного договора. Времени было мало - месяц.

Сложность в том, что в АО “Челябэнерго” с 1993 года принимался единый колдоговор для всех предприятий АО, а их было 25. Колдоговор отработан и вполне устраивал все трудовые коллективы АО. “Болванка” РаЭл, а ее наши хозяйственные руководители приняли как указание к исполнению, и что там написано надо внести в наш колдоговор от слова до слова и ничего больше. Нам (стороне работников) эта трактовка не подходила. Мы предлагали наш колдоговор пролонгировать.

На трех заседаниях обстановка была накалена до предела. Сторона администрации грозила, давила, не соглашалась с нашими предложениями, но наконец-то мы убедили, что “болванка” - не догма и начали в “болванку” РаЭл вносить пункты из нашего колдоговора.

25.12.2004 колдоговор подписали. Все льготы и гарантии из ОТС вошли в текст колдоговора. Внесено большинство положений из нашего прежнего колдоговора. Приняты 7 приложений к нему. Кроме того на каждом предприятии приняли свои приложения по дополнительным отпускам, спецодежде, СИЗ и т.д.

Колдоговор принят с двумя пунктами разногласий:
- Оплата 50% стоимости за электроэнергию и тепло энергетикам. (Не принимает этот пункт региональная энергетическая комиссия. Не внесли в тарифы. Нет источника на оплату льгот).
- Выплата зарплаты 1 раз в месяц. (Мы особо не спорили, т.к. этот пункт “ловится” при регистрации колдоговора в администрации города. За этим следит прокуратура - заставят соблюдать ТК.)

Что потеряла профсоюзная организация? С 1995 года действие колдоговора распространялось только на членов профсоюза. С 2005 года - на всех работников. Пришлось уступить. Но из профсоюза пока еще никто не вышел.
В “Алтайэнерго” профсоюз и не требовал от администрации заключения колдоговора на 2005 - 2006 годы.

Чего же возмущаться? А если нет колдоговора, то что? Есть ОТС, в п. 1.8 которого сказано, что в этом случае все пункты ОТС обязательны к исполнению работодателем. ТРЕБУЙТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ! Не выполняют - судитесь. Организуйте серию судебных исков к руководству “Алтайэнерго”. Дело работников правое. При желании и напоре его можно выиграть. Приписки в колдоговорах “при наличии финансовых возможностей” суды не признают. Решают в пользу работника.

Что мешает так поступить профсоюзному лидеру? Ответ: трусость. “Подашь в суд и “загремишь под фанфары”. На местах - боятся, особенно если лидер не освобожденный, а тогда где крайком? А там нет юриста. А почему? Наверняка - нет денег. Зря корреспондент не написала, сколько первички отчисляют крайкому.

Круг замкнулся: нет отчислений в крайкомы, нет юриста, нет технического инспектора, нет отдачи от крайкома. Зачем такой профсоюз? Из 8000 работников уже 2000 решили, что им профсоюз не нужен.

Нет колдоговора, нет положенных по ОТС льгот. Наверняка администрация нарушает Трудовой кодекс (профлидеры и себя- то защитить, судя по статье, не могут, разве они защитят рядового члена профсоюза?).

Вот какие грустные мысли навеяла эта статья в газете. Еще мне непонятны “плачи” о плохой спецодежде (“ткань как марля”, “рукавицы рвутся”). А где у профсоюза комиссии по охране труда? Где комиссии по приемке спецодежды, спецобуви и других СИЗ? Где работа доверенных лиц по охране труда? Если всего этого нет, то какие могут быть претензии? Профсоюз-то не работает. А тогда зачем он нужен? “Аттестация рабочих мест - работники потеряли доплаты за вредность”. Это хорошо или плохо? Если администрация все сделала, чтобы на рабочих местах отсутствовали факторы вредности, то это хорошо. Если администрация подкупила фирму, и та при аттестации “не обнаружила” факторов вредности, то это плохо.

Но снова - возникает вопрос: а почему при замерах не было представителей профсоюза? У профсоюза, кроме того, есть право и самим провести независимую экспертизу (нанять независимую фирму). По результатам этой проверки есть право опротестовать выводы комиссии, “купленной” администрацией, добиться лишения лицензии такой фирмы. А без доказательства умышленного исключения факторов вредности на рабочих местах утверждение Щетинина голословно.

О ДЕНЬГАХ И ЗАБАСТОВОЧНЫХ ФОНДАХ

Но чтобы провести независимую экспертизу, нужны деньги, а их-то профкомы зачастую умеют только тратить на второстепенные нужды. Собирать и вкладывать в профсоюзные спецфонды не желают. И это беда. Наша общая профсоюзная беда. Трудная задача - убедить председателей первичек в необходимости объединять профсоюзные средства в единый кулак.

Нравятся мне такие напористые председатели, как М.Г. Катаева из Перми (“Солидарность” №18, статья “Нам нужны забастовочные фонды!”). У машиностроителей Турции столько средств, что профсоюз может финансировать забастовку работников, если она продлится в течение года. Работодатели это знают, а посему переговоры по колдоговору идут без угроз шантажа, “без дураков”, на полном серьезе. Ваша идея хороша, но до ее серьезного воплощения далеко. Забастовочный фонд можно создавать в каждой первичке. Начните с малого.

Одиннадцать лет назад мы в объединенном профкоме АО “Челябэнерго” создали кассу взаимопомощи (КВП) “Солидарность”. Во всех профорганизациях кассы взаимопомощи распались, а мы стали создавать! Сегодня 25 профорганизаций вложили в КВП 9 миллионов рублей. Годовой оборот средств за 2004 год - 35 миллионов. Даем ссуды, в том числе и на приобретение жилья членам профсоюза. За 2003 год с нашей помощью приобрели 25, в 2004 - 9. На первую половину 2005 - 7 членов профсоюза. Жилье! А оно дорого. 1796 человек получили ссуды в 2004 году.

Но КВП “Солидарность” мы рассматриваем в перспективе как забастовочный фонд. А теперь вопрос: 9 миллионов - это много или мало? Членов профсоюза в двадцати пяти организациях - учредителях КВП около 15 000. Разделите 9 миллионов на 15 тысяч - получите 600 рублей на члена профсоюза. Сколько дней может продлиться забастовка? В КВП “Солидарность” 11 лет назад было 20 000 рублей. В 2002 году - 4 миллиона, в 2003-м - 6, в 2004 г. - 9 миллионов. Перспектива есть.

После публикации в газете “Солидарность” в № 9 за 2003 год “Профсоюз - это касса взаимопомощи”, во-первых прекратили (наши высокие профлидеры) безответственные заявления “профсоюз - это не касса взаимопомощи”, во-вторых, идея создания таких касс все больше овладевает массами. До сих пор идут звонки и просьбы помочь советами, документами в организации таких КВП. (В 2003 - 2005 годах к нам обратились профорганизации Перми, Кемерово, Нижнего Тагила, Рефты, десятки профорганизаций территориальных и первичек различных отраслей.)

И за это надо сказать спасибо “Солидарности”, вспомнить добрым словом Дениса Панкина, пожалеть о том, что так трагически оборвалась его жизнь. С моей точки зрения газета, с его гибелью понесла невосполнимую утрату.

Для понимания. В статье “Правдивая история из жизни энергетиков” утверждается, что 75% оклада в качестве премии (п. 3.11 ОТС) закладывается “только для расчетов расходов на оплату труда при формировании тарифов”, а будет выплачена эта премия работнику или нет - это, мол, зависит от результатов его труда. Вариант о большой премии для энергетиков, изложенный в газете, - это ляп корреспондента.

ПРОЩАНИЕ С ПРОФСОЮЗОМ

25.05.2005 прошла отчетно-выборная конференция в Челябинском обкоме Всероссийского “Электропрофсоюза”. Избрали нового председателя - Абросимова Юрия Викторовича. Больше года назад я стал готовить себя к переходу в новое сословие - пенсионеров. Тут и А. Шершуков в одном своем монологе посоветовал обновлять кадры. Стариков просил уступить место молодым, а мне 69 лет. (36 лет работы в турбинных цехах электростанций, 16 лет - в профсоюзе, общий трудовой стаж 52 года). Вот и подготовил замену.

Перед моим уходом “пробили” коллективный договор для работников АО “Челябэнерго”, а с 01.02.2005 - и для выделенных из АО “Челябэнерго” акционерных обществ: сетевой, генерирующей, сбытовой и ЮУГРЭС компаний. Реструктуризация! Но люди-то все наши, им без колдоговора нельзя.

В 2004 году выпустили книгу “Профсоюз Челябинских энергетиков”. Книгой заинтересовались аж в Германии - узнали о ней от Челябинского издательства, где печаталась книга, и попросили прислать один экземпляр.

Можно было еще работать 5 месяцев, но идет реструктуризация, приходят новые руководители. С ними должен работать новый председатель. На отчетно-выборной конференции работу обкома оценили, как хорошую. Может, и перехвалили, но за 4,5 года обком действительно ожил. Это без хвастовства. Значит, ругать меня не будут. И это приятно.

Поскольку письмо мое практически прощальное, то, Александр Владимирович, хочу перед вами извиниться. Вы прислали мне кассету с фильмом “Хлеб и розы”. Мне фильм не понравился, но вот сюжет все-таки задел за живое. Я думал, что у нас пока такого безобразия по отношению к людям быть не может.

И как Господь Бог надо мной посмеялся! При реструктуризации из энергетики выделяют всю социальную сферу и увольняют всех ее работников. Решили изгнать даже уборщиц, передав их в такое образование, как ООО “Агроспецэнерго”. Администрация заставила их писать заявления по собственному желанию. В профсоюз работницы не обратились. Спохватились, как только оказались у нового хозяина. Поняли, что они многое потеряли, а главное, - защиту профсоюза. Новый хозяин заявил: “у меня нет профсоюза, и не будет”. Почти сюжет присланного вами фильма. Сегодня договорились, что работницы пишут заявления о вступлении в профсоюз в новой организации. Выбирают профгруппорга. Далее обком берет инициативу на себя - заставит крутого хозяина вести переговоры о заключении колдоговора с работниками. Параллельно начнем давить на администрацию АО “Челябэнерго” чтобы “просветлить” мозги этому хозяину, т.к. работает ООО “Агроспецэнерго” в помещениях энергопредприятий.

Короче, все идет по сюжету фильма “Хлеб и розы”, только в нашем варианте. Так что еще раз извините за некорректный отзыв о фильме. Кассету я передал новому председателю обкома и посоветовал просмотреть ее всем председателям профкомов.

С уважением к вам и всей редакции,
В.Б. МОРОЗОВ, бывший председатель Челябинской областной организации Электропрофсоюза, а ныне “пенсионер профсоюзного значения”
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика