Top.Mail.Ru
Наша почта

“Думайте, как вывести ЗИЛ из болота”

В “Солидарности” (№ 41, 2005) было опубликовано интервью с генеральным директором ОАО “ЗИЛ” Константином Лаптевым и председателем профкома Леонидом Пчелиным - “ЗИЛ” как зеркало индустриальной реформы”. Леонид Пчелин рассказал о былой истории объединения “ЗИЛ”, в которое входило 17 предприятий-филиалов во многих городах. Данное объединение было самым крупным по выпуску грузовых автомобилей в бывшем СССР.

Причины развала гиганта автомобилестроения Леонид Пчелин не называет. А их, по сути, три:

1. В 1993 году объединение “ЗИЛ” ринулось в спешную приватизацию, не подготовившись ни технологически, ни технически, не имея в запасе модельного ряда новых видов продукции - а со старым багажом далеко не уедешь.

2. Объединение “ЗИЛ” бросило на произвол судьбы свои заводы-филиалы; многие из них, не начав выпускать продукцию, были растащены.

Так, в Ярцеве два завода были построены на голом месте: литейный и моторостроительный. В данные предприятия в начале 1990-х
годов были вложены миллионы долларов - на новое импортное оборудование. Не имея ни квалифицированных кадров, ни жилья, заводы после акционирования были разворованы. В настоящее время от них остались полуразвалившиеся корпуса.

На Рязанском заводе автоагрегатов был построен 3-й кузнечный корпус площадью 60 тыс. кв. м, приобретено и смонтировано новейшее оборудование. Одна линия по штамповке коленчатого вала с прессом усилием 2,5 тыс. тонн, которая не имела аналогов не только в России, но и за рубежом, была продана как металлолом. И такое положение сложилось на всех заводах-филиалах.

3. Руководители объединения “ЗИЛ” и заводов-филиалов, получив в результате приватизации тысячи акций лично для себя, на тот момент просто меньше думали об интересах объединения, а рабочие получили по четыре-пять акций... Жизнь показала, что непродуманная, а порой корыстная деятельность руководителей огромного объединения привела к краху его налаженной работы.

Вот если бы новые модели автомобилей (“Бычок” и другие) были запущены в производство в 1993 году, как “Газели” при приватизации на ГАЗе, то положение было бы другое. В настоящее время у московского завода “ЗИЛ”, по сути, нет перспективы развития.

Высвобождение вредного производства и площадей с целью продажи земли дальше разговоров не идет. На протяжении более двух лет генеральный директор строил такие планы (о чем говорил на встрече с профсоюзным активом в июне 2004 года), однако правительство Москвы не принимает решения по финансированию данных мероприятий. Помощи со стороны бывших заводов-филиалов фактически нет, так как многие находятся на грани банкротства или до такой степени сократили свой персонал и объемы производства, что еле сводят концы с концами.

Неоднократно принимались решения по выводу кузнечного производства в Рязань, издавались приказы, однако из-за отсутствия финансовых средств у ЗИЛа все это оставалось на бумаге.

Благие надежды председателя профкома Леонида Пчелина на более дешевую рабочую силу за пределами Москвы ушли в прошлое. С квалифицированными рабочими кадрами проблема не только в Москве, но и в других городах.

В этих рассуждениях просматривается бывший диктат руководства ЗИЛа, когда филиалы отправляли свою продукцию на головной завод по себестоимости, тем самым лишая свои коллективы перспективы развития. Дело доходило до парадоксов: чтобы ввести необходимую штатную единицу, необходимо было решение руководства объединения... Люди со всех регионов со своими проблемами катили в Москву на согласование технических и технологических проблем. Руководители многих предприятий в конце года жили в столице месяцами, выбивая привилегии для своих заводов.

О ЗИЛе и прежде говорили как о “заводе измученных лимитчиков”. Со всей страны ехали люди для получения прописки в Москве (с условием работы на неквалифицированных работах) с одной целью: получить через 15 - 20 лет какое-то жилье. При этом уровень оплаты их труда был на 10 - 15% ниже, чем у коренных москвичей. Подготовка своих кадров уходила на задний план.
Желание председателя профкома вернуться к старым временам вряд ли возможно в настоящее время.

Для возрождения имиджа зиловца необходима нормальная заработная плата в “разрезе” московских предприятий, а также строительство жилья и развитие социальной сферы. Однако желание руководства ЗИЛа сбросить то, что есть из социалки, на бюджет Москвы вряд ли поможет бедственному положению завода.

Леонид Пчелин рассуждает о том, что в результате реструктуризации завода из 12,5 тысячи работающих останется 8 тысяч. Но это приведет предприятие к плачевному положению, как было в ОАО “Москвич”. Невыплата зарплаты в течение 2,5 - 3 месяцев - вот о чем должна болеть голова профсоюзного лидера.

Непонятна мне и позиция Государственной инспекции труда Москвы, прокуратуры в отношении нарушения конституционных прав работников. За произведенный труд должна быть достойная оплата и в срок.

Руководству завода и профсоюзному комитету нужно стряхнуть пелену с глаз и искать пути вывода завода из того болота, в котором он находится в настоящее время.

Валентин БОРИСОВ, председатель Рязанской областной организации Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал