В минувший четверг 19 медсестер в знак протеста против реформы здравоохранения отказались покинуть гостевую галерею польского парламента и предпочли дневать и ночевать прямо в креслах, накрывшись своими белыми халатами. Так прошло уже несколько суток, а вчера появилась информация, что пять из них начали голодовку.
В Польше прекрасно помнят протест трехлетней давности, когда активистки Общепольского союза медсестер, борясь за свои трудовые права, на несколько дней оккупировали помещения в комплексе правительственных зданий и разбили напротив окон тогдашнего премьера Ярослава Качиньского целый палаточный городок. Как оказалось, опыт прошлого не забыт. Когда медсестры отказались покинуть польский парламент, охрана столь важного объекта не получила никаких указаний от руководства Сейма очистить помещение от посторонних.
Чем же недовольны медсестры нынче? Дело в том, что в конце марта комиссия по здравоохранению польского парламента приняла поправку в проект закона о медицинской деятельности, которая позволяет принимать на работу медсестер как на основании трудового договора, так и по контракту, заключив гражданско-правовой договор. С этим-то и не может согласиться профсоюз медсестер, хотя министр здравоохранения Эва Копач и пытается внушить полякам, что новый порядок найма принят в интересах персонала в белых халатах. По мнению правительственного чиновника, отныне закон предоставляет медсестрам право самим выбирать, на каком основании устраиваться на работу.
У медсестер - противоположное мнение. Они опасаются, что новая форма гражданско-правового договора не даст им права на отпуск и вынудит их отрабатывать до 300 часов в месяц. Кроме того, новая практика выгодна лишь руководству клиник и медицинских центров, которые отныне начнут отказываться от заключения прежних трудовых договоров и потребуют исключительно заключения договорных контрактов.
Мало того, в только что принятых Сеймом поправках к закону о здравоохранении, помимо прочего, предусмотрен порядок преобразования польских больниц в коммерческие фирмы. И хотя обязательным это нововведение станет только для новых медучреждений, законодательная поправка больно ударит по органам самоуправления и некоторым категориям медперсонала и сестер. Профсоюз уверен, что по новым правилам органы самоуправления, которые не преобразуют свои больницы в фирмы со статусом коммерческого лица, будут обязаны из своего кармана покрывать отрицательные финансовые результаты деятельности таких учреждений.
Недовольны и медики из отделов радиологии, радиотерапии, атомной медицины, физиотерапии, патоморфологии, гистопатологии, цитопатологии, цитодиагностики и судебной медицины, которых оставили теперь без возможности сокращения рабочего дня. Персонал других медицинских специальностей по новому закону переводят на новые льготные условия работы уже сейчас, а тех, что перечислены выше - не ранее мая 2014 года.
Надо ли говорить, что новый закон привел в уныние и членов Общепольского профсоюза медсестер и акушерок, которые с прошлого четверга внимательно следили за парламентскими дебатами с гостевых мест. Медсестры никак не могли взять в толк суть перемен, предлагаемых в проекте закона. Ведь они могли работать по контрактам и раньше, например, в случаях, когда возникала необходимость выезжать на дом к пациенту. Но для постоянной работы в больницах такого никогда не случалось. При необходимости требовалось лишь зарегистрировать коммерческую деятельность, что позволяло подписывать выгодные контракты с национальным фондом здравоохранения. Теперь же многих медсестер беспокоит тот факт, что многие директора больниц ищут способы заставить их подписывать контракты, называя уход за пациентами в больнице «работой по месту вызова».
- Мы хотим немедленных переговоров с правительством по поводу нового закона, который позволяет принимать нас на работу на основании контрактов, - заявила сразу после принятия поправки к закону президент главного управления профсоюза медсестер и акушерок Эльжбета Бучковска. - Профсоюзы не могут ограничивать формы приема нашего персонала на работу, и мы крайне озабочены тем, что контракты могут стать в больницах правилом. А это ведет к риску для здоровья, как пациентов, так и медсестер. Мы хотим, чтобы закон о контрактах был цивилизованным и в него были включены необходимые для нас гарантии.
Наши постулаты просты: закон должен запретить использовать нас как рабов и заставлять работать по 250 - 300 часов. Мы должны получить право повышать свою квалификацию, иметь гарантированные отпуска и достойную зарплату. Если в законе не будут прописаны пункты, защищающие медсестер, работодатели в поисках экономии будут неизбежно заставлять нас заключать именно контракты. Обессиленная же медсестра не сможет помочь пациенту...
Итак, главное требование медсестер, оккупировавших гостевые трибуны парламентского зала - повторно созвать комиссию по здравоохранению для внесения дополнительных поправок в закон. Несмотря на тяжелые условия ночевки в здании Сейма, профсоюзные активистки настроены очень решительно и намерены бороться за свои права до победного конца.
В новостных программах польского телевидения можно увидеть медсестер в белых шапочках и халатах, расположившихся в парламентском зале в креслах или прямо на полу. Вместо одеял - собственная верхняя одежда. Среди тех, кто пытается хоть как-то помочь протестующим женщинам - журналисты, работающие при польском парламенте. Они приносят медсестрам кофе и бутерброды, предоставляют свои рабочие ноутбуки, чтобы те могли проверить электронную почту, посмотреть, как освещается их акция в прессе. Самыми тяжелыми днями оказались суббота и воскресенье, поскольку в эти дни закрыт весь общепит в здании Сейма.
По мнению министра здравоохранения Эвы Копач, выполнение требований медсестер стало бы неконституционным, поскольку «каждый должен решать сам, на каких условиях будет принят на работу». В свою очередь, премьер Дональд Туск заявил, что отказ от приема медсестер на работу по контракту, на чем настаивают протестующие, означал бы увольнение нескольких тысяч тех, кто уже успешно работает на таких условиях и «эти люди мгновенно оказались бы без средств к существованию».
- Никто не должен нас убеждать, насколько для нас важны хорошие отношения со средой медсестер, – подчеркнул премьер. - Мы всегда шли вам на встречу и буквально несколько месяцев назад значительно повысили зарплаты. Однако я считаю выбранную вами форму протеста преувеличенной, ведь мы искренне пытаемся понять и принять во внимание интересы всех медсестер, а не какой-то одной отдельной группы…
Переговоры с протестующими возобновились только во второй половине дня в воскресенье. Позади – уже несколько ночей, проведенных медсестрами в Сейме…