Top.Mail.Ru
Оборона

Россия готовится к всеобщей мобилизации

"Партизаны" XXI века

Военные сборы солдат и офицеров запаса - не новость для людей старшего поколения. В советские времена практически все военнообязанные хотя бы раз были призваны для подготовки к военной службе. Такие великовозрастные призывники назывались в народе “партизанами”. В начале 90-х подобные мероприятия прекратились, но в последние два года военнообязанных запаса снова стали призывать на сборы. Корреспондент “Солидарности” Наталья КОЧЕМИНА попыталась выяснить, как проходят военные сборы сейчас, и узнала, что в итоге люди лишаются зарплаты, а иногда и работы. Через сборы прошли уже десятки тысяч мужчин.

РАССКАЗ “ПАРТИЗАНА”


Андрей Суровикин, 41 года, слесарь по ремонту теплосетей из Ставрополя, не раз проходил подготовку к военной службе. Впервые - как “срочник” в авиационных войсках, а потом еще дважды - на уборке урожая и на ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АС. Поэтому, когда 3 сентября 2003 года получил четвертую повестку на военные сборы, ничуть не удивился - привык.

- Повестка пришла за день до начала сборов, - рассказывает Андрей. - Все как обычно - “явиться утром в военкомат для прохождения военных сборов сроком на 25 дней”. Я и не пытался как-то уклоняться, что толку? Если не придешь добровольно, то приедут ночью, прямо на дом и с милицией, все равно придется ехать по месту назначения. А все эти штрафы в 50 рублей - ерунда, все равно заберут. У нас ведь как говорят в военкомате: “Пришла повестка - обязан явиться, и точка”. А скандала я не хотел, у меня в военнике - “водитель авто” стоит. Таких часто призывают.

Утром всех призывников отвезли к месту прохождения сборов, в 40 километрах от Ставрополя.

- А медкомиссия у вас была? - спрашиваю.

- Ну, как сказать... - отвечает Андрей. - Формально все. Заходишь, тебя спрашивают: “Здоров?” - отвечаешь: “Здоров”. А значит, годен. Но одного все же комиссовали. Правда, на самих сборах был госпиталь, лечили по необходимости.

“Партизан” разместили в обычных солдатских палатках на 22 человека. Условия - спартанские. Спать приходилось практически на земле, которую прикрывали грубый деревянный настил и тощие матрасы. Из удобств - только вешалка для одежды, в лагере не было даже душа.

- Раз в неделю нас отпускали домой на день, - продолжил Андрей. - Помыться, родных повидать. Я очень переживал за своих. У меня, понимаете, сын 16-ти лет, я его воспитываю один, без жены, да родители на 2 группе инвалидности. Позвонить в лагере было неоткуда, вот я и дергался каждый день, как там они одни - старые да малый. А еще простудиться боялся. У нас, конечно, теплый климат, но все равно - сентябрь на дворе, и ночами холодно, палатки-то не отапливались. Да и кормили, честно говоря, не очень... Солдаты готовили. Я первые два дня держался, ничего не ел, а потом - голод не тетка - потихоньку привык.

Вместе с Андреем Суровикиным военные сборы проходили еще около 600 солдат и 100 офицеров запаса. По его словам, были сформированы рота связи, авто- и дорожная рота, о других он просто не узнавал. Занимались строевой и огневой подготовкой, изучали устройство мин и машин, были и полоса препятствий, и наряды. Так провели воины запаса в общей сложности 23 дня, получив за это материальную компенсацию в размере тысячи рублей.

“ЩЕДРАЯ” КОМПЕНСАЦИЯ

- Нет, я не против этих сборов, - говорит Суровикин, - надо так надо. Но вот обещанный в военкомате средний заработок мне не выплатили. Моя зарплата - 3-4 тысячи в месяц. Вот и считайте, больше половины потерял. Так что на военные сборы я больше не хочу, уж увольте. Пусть идут те, кому это надо. А то им звездочки надо зарабатывать, а мы отдувайся!

Андрею повезло. На предприятии МУП “Теплосеть”, где он работает, профком во главе с председателем Федором Куникиным и директор Геннадий Макаров не оставили без внимания материальные проблемы своих сотрудников. Всем работникам, прошедшим военные сборы, решено выплатить компенсацию из прибыли предприятия. Для Андрея она составит 2847 рублей.

- Я не понимаю, почему предприятие должно тратить свои деньги на то, за что обязано платить государство, - возмущался Федор Куникин. - Почему сумма компенсации не продумана в законе? Ведь даже по Ставрополю прожиточный минимум равен 1904 рубля...

Ничтожная сумма компенсации предопределена постановлением Правительства РФ от 26.06.93 № 165 (в ред. от 08.08.03), в статье 30 главы 4 “Материальное, техническое и финансовое обеспечение граждан, призываемых на военные сборы”. Призывники “освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии... в размере не более 1000 рублей”.
Интересно также, что согласно приложению 6 к Федеральному закону “О Федеральном бюджете на 2003 год” на обеспечение мобилизации и вневойсковой подготовки определены расходы в размере 4 160 780 тысяч рублей. Причем, как сообщает “Правозащитный анализ” (выпуск 51 от 21.02.03), открытая часть средств на проведение мобилизационной подготовки и переподготовки резервов, на учебно-сборовые мероприятия с гражданами РФ (по целевой статье расходов 608) выделена только Министерству обороны. Средства, которые должны быть выделены для тех же целей другим федеральным органам власти, субъектам федерации и медучреждениям, закрыты или не выделены.

МНЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

Я рассказала историю Андрея Суровикина юристу общероссийского движения “За права человека” Юрию Бровченко. По его мнению, для слесаря из Ставрополя все закончилось очень благополучно.

- Бывает гораздо хуже, - рассказал Юрий. - Один из московских “партизан” Александр после недельных сборов вот уже год разбирается с руководителем небольшого частного предприятия. Парня просто уволили. Но и директора можно понять: инженер-механик - незаменимый человек на производстве, и в его отсутствие работа всего предприятия просто остановится. Получается, что из-за военных сборов человек потерял хорошую работу.

Секретарь координационного совета Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова припомнила ситуацию начала 90-х, когда в Краснодарском крае военнообязанных запаса хотели призвать на сборы и отправить воевать. Тогда женщины перекрыли аэропорт в Краснодаре и не выпустили самолет со своими близкими. Она считает, что сейчас отправить “партизан” в зону военных действий практически невозможно, общественность не позволит. Но по закону каждый военнообязанный должен являться на сборы по повестке.

- К нам обращаются люди, в панике: “Нам нужно делать то-то, ехать по делам...” Действительно, человек может занимать определенный пост, быть незаменимым сотрудником. Зачем прерывать работу? Да и зарплата большинства во много раз превышает смешную компенсацию государства. Некоторые говорят: “Если сейчас заберут на сборы, то меня уволят”. Конечно, потом его по суду восстановят, но не всякий человек будет судиться, да и жизни ему на той работе потом не будет. Значит, сделай так, чтобы твои семейные и служебные обстоятельства не позволили тебя забрать. Есть масса совершенно законных причин, к примеру, состояние здоровья.

По мнению Валентины Мельниковой, сборы - это, в первую очередь, немалые материальные затраты. Ситуация в стране со времен СССР изменилась, и сейчас практически невозможно возложить на предприятия дополнительные материальные нагрузки, связанные со сборами. А государственных денег не хватает даже на финансирование обычных “срочников”.


ГЕНШТАБ О ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ

О том, как должны проходить и как проходят военные сборы, кто и в какие сроки подлежит призыву на них, “Солидарности” рассказал начальник направления мобилизационного управления Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал-майор Александр ПОГОРЕЛОВ.


Список призывников утверждается военным комиссариатом и представителями тех частей, к которым они приписаны. Каждый кандидат тщательно изучается, его могут вызвать в комиссариат для беседы, или просто штудируют документы воинского учета. К тому же представители военного руководства выясняют семейное и служебное положение призывника и возможные законные (ст. 55 Закона “О воинской обязанности и военной службе”) причины, по которым этот человек может быть освобожден от призыва на сборы.

Ограничения годности по состоянию здоровья установлены тем же законом. В Положении о военно-врачебной экспертизе, принятом Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.03, обозначены категории годности: а - годен к военной службе, б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, в - ограниченно годен, г - временно не годен, д - не годен к военной службе. Под призыв на сборы попадают только люди с категорией “а”. Есть в статье 55 закона и оговорка о серьезных обстоятельствах, рассмотрев которые, военный комиссар может освободить “партизана” от сборов. На мой вопрос, что же это за причины, генерал-майор Погорелов ответил так:

- Все может быть - жена или дети у человека заболели, или нужно выполнять срочную работу, да и дома бывают дела. К примеру, затеял человек капитальный ремонт, нанял бригаду рабочих, вложил деньги - неужели он это сможет бросить? Все эти моменты нельзя определить в законе, так что решается индивидуально и с каждым. В таких случаях военный комиссар поступает чисто по-человечески и житейски. Если причина признается уважительной, то прохождение сборов откладывают на следующий цикл мероприятий.

Все в том же Положении о военно-врачебной экспертизе, которое сейчас доступно гражданским читателям (его можно посмотреть в Интернете), перечислены все заболевания, дающие кандидатам право на освобождение от сборов. “Гражданских” справок от врача недостаточно, призывник должен пройти еще медкомиссию по направлению военкомата. Если он не согласен с ее решением, он может обратиться в вышестоящие комиссии регионального и федерального уровня для повторного освидетельствования. Специалисты запаса сложных военно-учетных специальностей проходят эту комиссию один раз в пять лет, вне зависимости от участия в сборах. Александр Погорелов назвал некоторые из таких специальностей. По статье 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, медицинскому освидетельствованию подлежат все офицеры запаса 1 и 2 разрядов воздушно-десантных войск и плавсостава, а также специалисты запаса, имеющие военно-учетные специальности продовольственной службы.

Сборы бывают двух видов - проверочные и учебные. Генерал-майор рассказал, что проверочные сборы проводятся с разрешения Министра обороны РФ и начальника Генштаба для выяснения реальной мобилизационной готовности войск. Призывники узнают о том, что должны участвовать в сборах, внезапно и обязаны, чем бы они ни занимались в момент оповещения, тут же отправиться к месту назначения.

- На проверочные сборы могут призвать и с милицией, - рассказывает Александр Погорелов. - Сейчас создаются специальные команды, в состав которых входят работники военного комиссариата, жилищно-коммунальной сферы и сотрудник ОВД. Такие летучие отряды занимаются тем, что оповещают и доставляют граждан к месту сборов, продолжительность которых, по закону, не более 10 дней. Проводятся сборы во всех регионах России, чтобы проверить законопослушность граждан.

Учебные сборы в зависимости от их цели подразделяются на три вида. Во-первых, учебные сборы приписного состава, которые проводятся для проверки готовности соединения, части, подразделения. На это мероприятие призывают столько граждан, сколько необходимо для укомплектования части в военное время, на срок не более 10 суток. Гораздо продолжительнее - целых два месяца - сборы для подготовки по военно-учетным специальностям. За это время, по словам генерал-майора Погорелова, можно подготовить специалиста по профессии, которая необходима в армии. Название третьего варианта говорит само за себя: учебные сборы по обслуживанию техники НЗ. “Кадровый состав, которым сейчас располагает армия, незначителен, - рассказывает Погорелов, - и не успевает обслужить всю технику вовремя и качественно. Для этого и нужны призывники”. Длительность таких сборов - до 25 дней.

О проведении учебных сборов каждый призывник должен оповещаться повесткой о вызове в военкомат за 2 месяца, не позднее, чем за 10 дней до их начала. О тщательности медицинского освидетельствования генерал-майор высказался так: “Медкомиссии должны проводиться так, как это предписано законом. А все нарушения пусть будут на совести этих медицинских комиссий”. И еще, призванные на военные сборы люди не могут быть направлены ни в горячие точки, ни на уборку урожая, ни на устранение последствий различных катаклизмов. “Призывник может заниматься только военной подготовкой. Если людей заставляют выполнять какие-либо другие действия, то это прямое нарушение закона”, - подчеркнул Погорелов.

Во время сборов призывники живут по военному распорядку, определенному воинскими уставами. Занятия по огневой, строевой, физической и профессиональной подготовке проводятся в соответствии с программой сборов, для каждой части она своя. А в остальном все, как у “срочников”: казарма или полевой лагерь, солдатский паек и полная экипировка, увольнения и баня в назначенный день. На сборы могут призвать в любое время года. Но даже в полевом лагере должен быть аппарат, нагревающий воду для умывания, так что зимой под ледяной водой солдаты не мерзнут. И еще, после сборов особо отличившиеся призывники могут получить очередное звание, которое присваиваются военными комиссарами, командующими войсками военных округов и Министром обороны. Дослужиться таким образом можно и до полковника.

Финансируются сборы из госбюджета через Минобороны. Сколько именно денег тратится на организацию и проведение этих массовых мероприятий, мне узнать не удалось - информация закрыта. Сколько человек должны пройти подготовку в течение года - тоже секрет. Генерал-майор сказал только, что эта цифра определена Президентом РФ, и в 2003 году осуществлен призыв нескольких десятков тысяч, что составляет приблизительно 50% разрешенной нормы.

- К сожалению, мы сейчас не можем призывать в полном объеме - денег не хватает, - посетовал Александр Погорелов. - Да и база для проведения сборов недостаточна. Если боеприпасы еще имеются, то горючего и техники может не хватить. Хотя армия нуждается в том, чтобы резерв был хорошо подготовлен. И еще проблема - маленькая компенсация призванным на сборы, определенная законом в 1000 рублей. Эту проблему мы пытаемся решать вместе с местными администрациями и руководством предприятий, где работают наши призывники. Иногда добиваемся, чтобы людям за время сборов выплачивали их средний заработок.

Кроме финансовых проблем, организаторы сборов сталкиваются с явным нежеланием людей идти на военные сборы. “У людей нет стимула. Особенно много уклонистов в крупных городах, сельские жители более дисциплинированны, - рассказывает генерал-майор. - В Москве очень сложно призвать людей, были случаи, когда приходили к военкомату с адвокатами. А так - и двери не открывают, и, получив повестку, отказываются от сборов уже в военкомате”. Явных нарушителей наказывают в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Но как армия защищает своих призывников, если они из-за сборов теряют работу?

- Это нонсенс, - ответил генерал-майор. - Такого быть не должно, и вопрос с увольнением должен решаться через суд. К тому же руководитель организации, уволивший призывника, является нарушителем закона, так как препятствует выполнению воинской обязанности. Его надо наказывать за административное нарушение.

Записала Наталья КОЧЕМИНА


ОПРОС: “А вы на военные сборы ездить любите?”

“Солидарность” провела опрос профактива, дабы выяснить мнение профлидеров-мужчин о военных сборах. Профсоюзным руководителям задали следующие вопросы: участвовали ли они в военных сборах, и если да, то какое впечатление у них осталось от этого мероприятия; нужны ли, по их мнению, военные сборы в их нынешнем виде в современной России.


Сергей ОЧЕРЕТНЫЙ, председатель профкома ОАО “Ростсельмаш” (Ростов-на-Дону):


- Я последний раз проходил военные сборы в 1990 году. Еще при социализме, как говорится... Был вызван на сборы и откомандирован в танковую группу войск, во Владикавказ. Помню, участвовал в маневрах, в танковых стрельбах. Мне понравилось... А как сейчас эти сборы проходят, как организованы - даже и не знаю. Судя потому, что пишут, - не очень хорошо.

Валерий ВАХРУШКИН, председатель Московского областного комитета Всероссийского “Электропрофсоюза”:

- Я в военных сборах не участвовал никогда. В настоящее время, считаю, эта практика себя не оправдывает. Я со многими людьми, не только с коллегами, общался и сделал вывод, что сборы им ничего не дали. Вот раньше водителей, например, собирали - и отправляли на уборку урожая: с одной стороны, государству помощь, но с другой - ведь у водителя водительская практика сохраняется и без сборов. А если он не водитель больше, так он по определению эту практику давно утерял. То есть сборы превратились, в общем-то, в чисто формальное мероприятие.

Виктор ШАОВ, председатель профкома АО “Воскресенские минудобрения” (Воскресенск, Московская область):

- Это было лет тридцать назад. Помню, в 70-м я пришел на завод, и года через три вызвали... Может быть, мой пример не очень типичный. Какие воспоминания? Честно говоря, в тот момент я считал, что это лишнее - отвлечение от работы только... Сейчас не знаю, насколько грамотно сборы организованы, но раньше это делалось ради проформы. А с тех пор меня как-то не трогали.

Геннадий ШАНДАРИН, заместитель председателя Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности:

- В полноценных военных сборах мне не доводилось участвовать. Да я и не военнообязанный давно - человек-то я уже в возрасте, 56 лет... Были, помню, какие-то недельные сборы в каких-то учреждениях - не в полевых условиях. Как с этим дело обстоит сейчас, мне судить трудно, но, полагаю, сборы надо проводить - люди хотя бы не будут забывать, как носить оружие. А то часто забывают. И если хорошо поставлена организация дела, сборы, думаю, не должны превратиться в формальное мероприятие. Естественно, надо сборы проводить с отрывом от дома, с выездом, в полевых условиях. Может быть, не два месяца (это, конечно, много), но две-три недели - это вполне... Тут еще многое, в том числе продолжительность, должно зависеть от военной специальности, но такая практика должна быть. Я был по специальности ракетчиком, так что “сборы” у меня были в МВТУ имени Баумана, на военных кафедрах, выезжал на неделю - и было очень интересно и полезно. Ничего страшного в этом нет, если, конечно, правильно организовать.

Опрос провел Вадим БАРАБАНОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

мария
21:14 от 29.09.2012
еще и 1000 платят,уроды.....................
мария
21:12 от 29.09.2012
дурость все это,когда были пацанами,они долг государству уже отдали,так почему взрослые мужики,те у кого семья и работа,должны стоять в наряде,ходить на построение и жить в полевых условиях,бред полный,дебильное государство.Вызвали на учебные сборы,так учите,а не стройте по струночке.

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика