Top.Mail.Ru
Общество

Один день разведгруппы

Нечасто можно посмотреть на работу самых засекреченных людей страны - военных разведчиков. 22 августа у корреспондента “Солидарности” появилась такая возможность: на территории Таманской дивизии проходил конкурс на лучшую разведгруппу Московского округа. Туда съехались не только разведчики, но и высокое руководство.

КАК ДОБЫТЬ “ЯЗЫКА”


Этим летом август выдался на редкость жарким - всего 10 утра, а солнце светит во всю силу. Журналисты изнывают под его лучами, пьют холодную воду и ищут тень. Рядом же 11 разведывательно-диверсионных групп в полном облачении ждут нового задания. За вчерашний день они уже прошли передний край противника, вышли в назначенный район, нашли там нужный объект и передали в штаб его местоположение. Затем группы вышли в условленное место, устроившись на дневку. Причем и организация дневки судьями оценивается очень строго. Ведь малейшая оплошность, например, дым от костра или сигарет, в реальной боевой ситуации может стоить разведчикам жизни. Как рассказал начальник разведки Московского военного округа, присутствовавший на конкурсе (к сожалению, в тексте не будет имен - эти люди не имеют права себя афишировать), в Чечне боевики своих проводников специально трое суток не кормят, чтобы у тех обострилось обоняние. Запах сигарет или тушенки проводники чуют за километр.

По сути разведчики всю ночь не спали, а сегодня им предстоит самый насыщенный и сложный из трех дней соревнований. В Таманскую дивизию, где проходит конкурс, съехались лучшие разведгруппы из разных полков и дивизий Московского округа. Чтобы попасть сюда, им пришлось выдержать серьезные испытания в своих ротах и батальонах.

Вот руководство собирает командиров групп и дает задание:

- Вы должны выдвинуться к следующему объекту. Чтобы уточнить, где он находится, нужно провести засаду, взять пленного и допросить. “Язык” будет в машине. Машину взорвать, водителя убить. Есть вопросы?

У разведчиков нет вопросов. Цель ясна, надо выполнять. И вот уже первая группа - семь человек в камуфляже, с загримированными лицами, с рюкзаками и автоматами - устраивают засаду. Я прохожу рядом и не вижу их. Где же люди? Сплошные кусты зелени. Но я же знаю, что группа тут! Присматриваюсь внимательнее и с трудом замечаю черный ствол Калашникова. Из проезжающей мимо машины он точно не виден. Стрельба, взрыв - это разведгруппа выскочила из засады и остановила автомобиль. Один досматривает кузов, другой - кабину, третий захватывает пленного, остальные прикрывают товарищей. Все заняло буквально одну-две минуты, и вот уже на дороге остался стоять лишь подбитый автомобиль, а разведчиков и след простыл.

Пленного допрашивают на языке вероятного противника - на английском. Впрочем, в разведгруппах есть специалисты и по немецкому, и по другим языкам. Допрос также оценивается судьями. Ведь его нужно провести грамотно! Выяснить имя и фамилию пленного, его воинское звание, расположение вражеских сил и где находится объект (в данном случае - переправа). Всего разрешено задать пять вопросов, причем на это выделяется лишь несколько минут.

Спрашиваю потом бойца о том, что самое сложное в захвате пленного. Он отвечает:

- Самое сложное - чтобы пленный не пострадал. Ведь если он пострадает, то все задание будет провалено.

ПЕРЕПРАВА

Солнце замерло в зените, хочется только одного - купаться. И действительно, по озеру плывут несколько человек. Только на купальщиков они не очень похожи. Рядом с каждым плывет зеленый сверток, а венчает его автомат. Как пояснил мне наблюдающий за этим генерал-майор, переправиться самому не сложно. В разведке плавать умеют все. Трудно переправить все снаряжение и не намочить его. Как уложить вещи и связать плащ химзащиты таким образом, чтобы он не только не пропускал воду, но еще и самостоятельно держался на воде без помощи человека, - это один из секретов разведчиков. Казалось бы, намокнет камуфляж, ну и что? Тепло, на теле высохнет. Но это только так кажется. На самом деле бежать в мокрой одежде очень неудобно. К тому же она натирает кожу. Да и теплая погода бывает не всегда. Что если переправиться на другой берег нужно в ноябре? Вообще в разведке не бывает мелочей. Например, в процессе всего выполнения задания бойцы не разговаривают. Если нужно кого-то позвать - зовут звуками, имитирующими пение птиц. Что-то объяснить - знаками, жестами. Разговаривать на территории противника запрещено.

После “купания” - военизированный кросс. Бойцы бегут два с половиной километра, затем стреляют по цели, а потом снова бегут.

- Это очень сложный этап, потому что после бега срывается дыхание и очень тяжело стрелять. Бежать же опять после такого “отдыха” не менее трудно. Проще было бы пробежать всю дистанцию сразу, а потом отстреляться, - рассказывает начальник разведки Московского военного округа.

Тут уже каждая группа выбирает свою тактику: кто-то экономит силы на первой части дистанции, чтобы не сбить дыхание и точнее попасть в цель, кто-то делает ставку на скорость. Хотя очень быстро бежать, когда на тебе более 20 кг снаряжения, все равно не получится. По словам офицеров, прошедших Чеченскую войну, в зоне боевых действий разведчик передвигается со скоростью один километр в час. И дело не в том, что ему тяжело, а в том, что на земле находятся мины. Да и бойцам, конечно, тяжело. 20 кг - это лишь на учениях. В боевых действиях вес снаряжения доходит и до 40 кг. Ведь разведывательная группа уходит в автономный поход, и если с ней что-то случится - ее никто не спасет. Поэтому разведчик может рассчитывать лишь на то, что взял с собой.

На стрельбищах ужасный грохот: семь автоматов стреляют одновременно. Цель поражена, разведчики убегают дальше, а судьи разглядывают мишени.

- Одна десятка, три девятки, восьмерки... Неплохо, - комментирует судья.
Задание выполнено, сегодня разведчики могут отдыхать. Конкурс шел до 23 августа, после чего были подведены итоги, и лучшей разведгруппе вручили переходящий кубок. Победителем стала команда разведывательно-десантной роты отдельного разведывательного батальона 4-й танковой Кантемировской дивизии. Второе место заняла разведывательная рота 6-го мотострелкового полка 10-й танковой дивизии, третье - разведывательная рота 27-й отдельной мотострелковой бригады. Кроме того, победители каждого этапа также были награждены именными часами, радиоприемниками и грамотами.

Я спросила разведчика одной из групп, зачем лично ему это надо. Вот что он ответил:

- Я проверяю себя. В жизни это как-то пригодится, я в этом уверен.

Хочется пожелать всем нам, чтобы эти умения не пригодились никому...


Юлия РЫЖЕНКОВА
Фото Николая ФЕДОРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика