Держу в руке маленький квадратик плотной бумаги, на котором написано на польском: “Капитан ИГНАТОВ Леонтий Стефанович (1907 года рождения, Курская область), погиб от ран 20 апреля 1945 года, похоронен в городе Доброшин (прежнее немецкое название местности - город Тамзель), гмина Малый Камень, повят Гожув Великопольский. После войны останки эксгумированы и перенесены на военное кладбище советских воинов - ул. Вальчака, город Гожув Великопольский, Люблинское воеводство”. И приписка: “Имя капитана Игнатова вписано в книгу указанного кладбища...”
БЕСЦЕННАЯ КАРТОТЕКА
Пьем чай с Эльжбетой Рейф (на фото), человеком, на которого буквально молятся тысячи и тысячи родных и близких тех, кто не вернулся с польских полей сражений в годы Великой Отечественной войны. Неудивительно, ведь она уже много лет является руководителем Бюро информации и розыска Польского Красного Креста - единственной организации в Польше, официально подтверждающей место захоронения воина и выдающей соответствующий документ.
Всего же в этой организации пани Эльжбета трудится на протяжении 48 лет. Именно ей торжественно вручили благодарственное письмо от президента России Дмитрия Медведева. И есть за что! Причем захоронения советских воинов не единственная ее забота. Множество поляков, немцев, граждан других стран продолжают искать могилы своих близких. Только за минувший год в бюро пришло 13 тысяч письменных запросов, более 10 тысяч посетителей побывали здесь на приеме.
- Письмо о завершении розыска капитана Игнатова мы отправили в московский центр одним из последних, - говорит пани Эльжбета. - Его сыну пришлось ждать ответа с апреля прошлого года...
А если точнее, значительно дольше - с апреля 1945 года, почти 65 лет. Но, конечно, это имя не последнее. Вслед за ним появятся новые и новые. Да и как не появиться, если вся территория Польши усеяна мемориалами советских солдат и офицеров. На этой земле находится 638 установленных захоронений советских воинов. В них покоятся около 600 тысяч военнослужащих и еще свыше 800 тысяч военнопленных (их списков практически нет, на кладбищах, оставшихся от лагерей, - лишь безымянные могилы). Установлены имена более 105 тысяч павших воинов.
ПО СЛЕДАМ ЗАТЕРЯННЫХ МОГИЛ
Карточки, карточки, карточки. Электронная база здесь еще только создается. Вытягиваю чуть пожелтевший документ за 1984 год: “Косинов Александр Кузьмич, 1925 года рождения, г. Дебальцево Донецкой области (воинское звание не указано), погиб 21 октября 1944 года в бою под городом Санок Краковского воеводства...”
- Официальный запрос, как видите, пришел из Москвы еще в советское время, - поясняет пани Эльжбета, доставая именную папку с документами. - Заявителем стала сестра погибшего Раиса Кузьминична Червякова. А коллеги из исполкома Красного Креста и Красного Полумесяца указали, что по данным Центрального архива Министерства обороны СССР в 1944 году бойца захоронили на кладбище возле села Соменки Санокского района. С тех пор многое изменилось. После скрупулезной проверки мы установили и ответили в Москву, что этот боец покоится ныне в братской могиле советских воинов под номером 79 коммунального кладбища города Санока...
По словам пани Эльжбеты, с 1947 года по всей послевоенной Польше началась эксгумация военных захоронений. В этом ее служба участия тогда не принимала, всё поручили городским и сельским властям и их так называемым коммунальным службам. Известно, в каком состоянии была тогда страна, какие испытывала трудности. Люди, занимавшиеся эксгумацией, плохо знали языки, не хватало даже бумаги для составления списков. Документы о количестве найденных останков, установленных именах погибших, местах перенесения захоронений оформляли буквально с помощью огрызков карандашей.
Так или иначе, в последующие годы Польскому Красному Кресту передали с мест все имеющиеся документы. По ним начали оформлять паспорта на каждое кладбище с указанием количества похороненных воинов, данными о том, кто, когда и где производил эксгумацию, куда перенесли отдельные захоронения, сколько тел найдено, имена скольких погибших установлены, а скольких нет. Понятно, последних было куда больше. Только одна пятая от общего числа найденных останков (около 70 тысяч) значилась в документах под именами.
В те годы была заложена именная основа нынешней территориальной картотеки советских воинов, погибших и похороненных на польской земле. Кого-то сразу после боя предали земле в придорожном лесу, поставив на скорую руку фанерную табличку с именем. Кого-то, не вынесшего ран, похоронили неподалеку от полевого госпиталя, правда, без документов в гимнастерке. Зато записав в боевом донесении, что такой-то боец, находясь на фронте, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 21 марта 1945 года и похоронен возле деревни Штангевальде Данцигского воеводства.
А дальше - уже, скажем, в 2006 году (именно эту карточку я достаю следующей из архива) - бюро в Варшаве получает из Москвы запрос на поиск захоронения красноармейца Тесленко Дмитрия Матвеевича, погибшего, как указано выше, возле деревушки с немецким названием. И снова в ход идут архивные документы. Устанавливается, что Штангевальде - это после войны поселок Едлово, повят Прушч Гданьский. Останки солдата с таким именем эксгумированы и перенесены на военное кладбище советских солдат в Прушче Гданьском Поморского воеводства. Могила под номером V/5. Новое имя внесено в книгу данного мемориала.
ПУТИ БЛАГОДАРНОСТИ
Вот так, шаг за шагом, год за годом уменьшается количество неизвестных солдат, покоящихся в братских могилах на территории Польши. В прошлом году в бюро из России поступило 836 запросов, позитивные ответы даны на 305 из них. Только по 25 запросам поиски оказались безрезультатными. Остальные - в работе. В среднем за год возвращается до полутора тысяч имен.
- Недавно, - говорит мне пани Эльжбета, - прихожу в половине восьмого на работу, а в коридоре сидит незнакомая женщина. Говорит, зовут Людмила, приехала из Красноярска. Спрашиваю, чем помочь? Говорит, мы уже ей помогли, отыскали могилу деда, сержанта, погибшего под Сероцком. Уже там побывала. А приехала к нам, чтобы просто сказать спасибо...
Вообще, по мнению пани Эльжбеты, за последние годы россияне и граждане других республик бывшего СССР стали активнее интересоваться своими предками, похороненными в Польше. Способствует этому и Интернет, где можно найти описания польских кладбищ, получить советы тех, кто уже занимался поиском близких.
- Причем ведут себя совершенно иначе, чем в советский период, - продолжает пани Эльжбета. - Тогда было множество проблем не только с тем, чтобы найти место захоронения, но и с тем, чтобы побывать в Польше. Теперь россияне, получив от нас данные, просто садятся на поезда, в самолеты или в свои машины и едут поклониться праху близких. Сужу по одному немолодому уже россиянину, который ежегодно приезжает на могилу своего отца на кладбище в Пултуске. Потом появляется у нас в бюро, благодарит и в тот же день отправляется домой...
- А могут ли, - спрашиваю, - те, кто уже узнал о месте захоронения близкого человека, попросить, чтобы его имя было написано на могильной плите братской могилы?
- Все эти вопросы не к нашему бюро, их надо решать только с местными властями. Ведь бывает, что в захоронении находятся сотни и тысячи останков. Опознанными же бывают лишь немногие. Впрочем, кое-где родственники сами договариваются с властями, устанавливают надгробные плиты или таблички с именами, которые заранее привозят на кладбище...
КОЛЬЦА ПОИСКА
Еще до разговора в Бюро информации и розыска Польского Красного Креста я встретился с Вячеславом Половинкиным, представителем Минобороны РФ по организации военно-мемориальной работы в Польше. Он показал мне толстенную пачку запросов из России и других стран СНГ.
- Десятки запросов о поиске мест захоронения пришли в наше посольство в Варшаве только за несколько последних месяцев, - поясняет Вячеслав Алексеевич. - Обращаются и отдельные люди, и организации. Предварительно изучаю, что-то уточняю, но основную работу веду с Бюро информации и розыска Польского Красного Креста. Скрупулезно ищем населенные пункты и места захоронения, определяем, эксгумированы ли останки, куда перенесены, фиксируем фамилии (много однофамильцев) - колоссальный труд. На счастье, у пани Эльжбеты собран огромный материал со всей Польши, кладбищенские записи. Правда, таких кладбищ очень уж много...
Искать особенно трудно, когда солдат погиб, как говорится, в чистом поле. Если документов при нем не было (если ходил в разведку, то и вообще быть не могло), как установить имя? Вся надежда - поиск по боевым донесениям из архива Минобороны. В них положено было указывать, что рядовые такие-то и такие-то в такой-то день и в такое-то время находились в таком-то месте для выполнения задания.
- Эти донесения находили, - поясняет Половинкин, - но поляки-то эксгумировали останки и переносили их в другое место. Установить места переноса могут только в Бюро. Трудности можно понять. По всей территории тысячи могил воинов. Кстати, в Польше есть исторически группы, которые занимаются поиском военных останков. Не какие-то “черные копатели”, а настоящие энтузиасты. Они нередко находят одиночные могилы, сообщают мне, чтобы помог их паспортизировать. Отрадно, что в целом по Польше основная работа по составлению паспортов воинских захоронений уже проведена. Охвачено порядка 80%, на каждое выдан документ с указанием - сколько покоится погибших, точный адрес захоронения. Поляки молодцы. Скажем, в той же Германии или в Чехии такого уровня еще не достигли...
Поляки, надо отдать им должное, что бы порой ни говорили здешние политики, на совесть заботятся о российских военных кладбищах и мемориалах.
- Вот, например, сообщение из Колобжега, - говорит мне на прощание Вячеслав Алексеевич. - Местные власти решили перенести обветшавший памятник нашим воинам на крупное кладбище. Стали копать, схватились за головы: нашли под ним два солдатских захоронения. Каков итог? Снова пришлось писать письмо Эльжбете Рейф, мол, будьте добры, проверьте по своим данным. Может, и фамилии этих героев теперь найдем...
Владимир КИРЬЯНОВ
собкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Будем благодарны за любую информацию! Спасибо вам!
Заранее благодарю.
С Уважением и Благодарностью!!!!
на могиле.Как быть не знаю.
56178861 в Мемориале Корнийчук Макар Данилович __.__.1911 Винницкая обл., Монастырищенский р-н, с. Терлица родился,
Монастырищенский РВК, Украинская ССР, Винницкая обл., Монастырищенский р-н призвался
27.01.1945 убит Жена Дарья Ивановна
похоронен Люлькаю Торуньского района могила 2 Поморского воеводства/
Заранее спасибо!
Помогите сфотографировать могилу деда. Лошманов Павел Андреевич (1916-1945). Старший лейтенант. Похоронен в городе Заган Германия, могила № 15. Говорят, что сейчас это Жагань Польша.
Заранее благодарен. Мой эл. адрес mishin2811@rambler.ru
Спасибо за то что Вы делаете.
О МОЕМ ДЕДЕ.ПОГИБ ОН 28.07.1944Г. В МЕСТЕЧКЕ ДОБРИЦА(ИЛИ ДОБРИЦАЦА)САНДОМИРСКОГО Р-НА,СКОРЕЕ ВСЕГО РАДОМСКОГО ВОЕВОДСТВА,НА КАРТОЧКЕ НАПИСАНИ НЕРАЗБОРЧИВО!!!!!!!
МОЕМУ ОТЦУ ИСПОЛНИЛОСЬ УЖЕ 70 ЛЕТ,И ТАК ХОТЕЛОСЬ БЫ ЕМУ УВИДЕТЬ ХОТЯ БЫ МОГИЛУ ОТЦА,КОТОРОГО НЕ ПОМНИТ,А МНЕ СДЕЛАТЬ ЕМУ ПОДАРОК!!!!!!!!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!!!!!!!!!!!!
Скажите, пожалуйста, где можно узнать точное местонахождение захоронения деда -
Гладков Дмитрий Иванович, рядовой 575 ап., 1914 г.р., Павлово-Посадский р-он Московской области. Призван Павло-Посадским РВК. Погиб в бою 17 февраля 1945. Похоронен: Польша ( выписка из "Книги памяти", Московская область, том 19).
На одном из сайтов нашла такую информацию: Ф.И.О. , год рождения, и дата смерти всё сходится и самое главное: Место захоронения - с. Ешево, р-он Свеце, Быдгощское в-во; Источник - Список советских воинов, похороненых в Польше; Данные ЦАМО - дело № 27, лист 90.
Кто может подтвердить эту информацию?
С уважением
Елена Е.
Огромное спасибо.
ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН!!!!!!!!
Примечания
Источник Список советских воинов, похороненных в Польше (данные АПН)Эта информация не проверенная.
Польский Красный Крест не признает КП АПН официальным документом, подтверждающим место захоронения.
Для подтверждения обратитесь в Польский Красный Крест.
Сычев Владимир Павлович, родился в городе Сатка, Челябинская область, в 1916 г. Последнее место службы - 883 стрелковый полк 193 стрелковая дивизия, старший лейтенант. Умер от ран 25.01.1945. Он младший брат моего родного деда (Сычев Михаил Павлович, проживал в г. Сатка, ул. Больничная). Мы выявили наличие следующих сведений.
1) Приказ об исключении из списка – на имя СычЕв Владимир Павлович, без указания места захоронения. 2) Именной список безвозвратных потерь личного состава 193 сд на 20.01-30.01.1945 – на имя СычОв Владимир Павлович, место захоронения – ст. Кеятка, Варшавское воеводство. 3)При изучении сведений о потерях 193 сд за 25.01.1945 выявлены несколько бойцов 193 сд, погибшие тоже 25.01.1945. По мнению Войцеха Бешински из Гданьска (сайт VGD), названия мест их захоронения представляют собой разные варианты перевода названия Kseazki (Ксёнжки). 193 сд в 20-е числа января 1945 вела боевые действия в районе, к которому относились и Ксёнжки. Слово «Кеятка» очень похоже на искаженное толкование слова «Kseazki».
Учитывая все изученные документы, мы предполагаем, что место захоронения Сычева Владимира Павловича – также ст. Ксёнжки, Куявско-Поморское воеводство.
Просим подтвердить, что наш двоюродный дед Сычев В. П. захоронен в с. Ксёнжки, и внести его в списки захороненных на кладбище в Ксёнжках.
Возможно, наша информация поможет ускорить розыск и подтверждение места захоронения. Мы еще можем подождать, но времени у нас не очень много в запасе – ведь Римме Михайловне - родной племяннице Сычева В. П. - 86 лет, она помнит, как Сычев Владимир, ее дядя, уходил на фронт, писал письма, как пришло извещение о его гибели. Те документы потеряны. Римма Михайловна очень разволновалась, узнав, что удалось отыскать какие-то сведения о ее дяде. Пожалуйста, помогите нам, а главное Римме Михайловне узнать, где могила нашего дяди, деда, прадеда. Мы ждем подтверждения наших предположений, чтобы потом посетить могилу Сычева Владимира Павловича. Заранее благодарна, с уважением, Татьяна Сычева.
Серебаев А.А. погиб и первоначально был похороне в деревни Guhlau котораяч ныне именуется Gola Górowska Голя Гуровска.
http://goo.gl/maps/koC0
административная принадлежность :
woj. dolnośląskie воеводство нижнесилезское
pow. górowski повят Гура
gmina Góra гмина Гура
По всей вероятности после войны воинов, которые были похоронены в этом районе, перенесли на военное кладбище
в г. Góra Гура, ок. 4 км в восточном направлении. Описание кладбища можете посмотреть на сайте :
http://groby.radaopwim.gov.pl/grob/7143/ Серебаев А.А .в списке кладбища в Гура не значится.
Джазельбеков Мауэн по всей вероятности был похоронен первоначально в деревни Friedrichsthal Kreis Oppeln - ныне это Murów Мурув ( название Фридрих-Цвель ни на что не похоже, но такие ошибки во фронтовых документах встречаются довольно часто)
http://goo.gl/maps/tVHx
woj. opolskie опольское воеводство
pow. opolski повят Ополе
gmina Murów гмина Мурув
Из этой деревни были перезахоронения на советское военное кладбище в г. Kędzierzyn-Koźle Кендзежин-Козьле, 60 км в южном направлении, но в списке этого кладбища значятся только три фамилии воинов, которых из Мурова перенесли. Остальные вероятно как безымянные там покоятся. Помогите,пожалуйста, найти могилы моих родных.Заранее благодарна.
Я ищу информацию по перезахоронению моего дяди Кочергину Виктору Тихоновичу.
Доп.информация для поиска : Рожден в июле 1924 г.р.,призывался в августе 1942 г.участвовал в действующих войсках с июля 1944 по апрель 1945г.
Дата гибели 02.04.1945 в местечка Олива под Гданьском Польша.
Я поискала в интернете и нашла сайт http://www.obd-memorial.ru/.Там есть информация по этому захоронению,Потом я зашла на форум http://forum.vgd.ru и там стала узнавать про это захоронение.Ответил мне поляк Войтек Бешински : оказывается все захоронения из г.Олива перенесены в Гданьск на кладбище СА и военнопленных на ул.Гельгуда.
Но самое интересное.что он сказал.что фамилии нашего родственника там нет.Но там есть все те,кто был захоронен в могилах соседних рядом с ним в г.Олива.Хотелось бы узнать есть ли на этом кладбище в г.Гданьске его фамилия или может быть он был перезахоронен в другое место?
Поэтому,я делаю вывод ,что его просто там не записали.
Его призвали в армию в 1942 г.Видимо его отправили в школу лейтенантов.Там он учился до июля 1944 г.
Потом его отправили на фронт,и там сразу он в июле или в августе 1944 г. получил Орден "Красной Звезды",а потом в уже ноябре он получает вторую награду "Орден Отечественной войны II степени),и свою третью награду "Орден Отечественной войны I степени" уже будучи адютантом командира полка он не успел получить - погиб.
Неясно с историей его гибели - то ли он погиб в бою,то ли скончался в медсанбате .
Госпиталь 611 ОМСБ 199 сд.
Заранее благодарю Вас за какую-либо информацию о моем дяде.