По официальной статистике, в России 16 млн квадратных метров аварийного жилья. Около миллиона человек нуждаются в переселении. За пять лет действия государственной программы по переселению из аварийного и ветхого жилья треть из них получили новую, более надежную крышу над головой. По оценкам независимых экспертов, это мизерный результат, поскольку сносить нужно в шесть раз больше.
Фото ИТАР-ТАСС / Интерпресс
ЛАЧУЖНЫЙ ВОПРОС
"Помогите!!! Я живу с родителями в аварийном доме, - пишет пользователь Сети Айсылу. - У нас тут печное отопление, вода на улице, туалет тоже. Стены уже гниют от сырости, потолки валятся, печки лет 30 не чистили, и крышу тоже... Мы с жильцами собирали подписи, писали письма. Спустя некоторое время пришли из ЖКХ, типа сделали экспертизу (15 тыс. у нас собралось на ремонт со всех жильцов и они якобы пошли на эту экспертизу) и признали дом частично аварийным... А в результате без нашего согласия поставили шкаф там, где стоит счетчик, - они намерены с нас собирать за общее потраченное электричество!!! Это издевательство!!!!!! Платим, платим, а они нам ничего!!!"
Этот крик души будет понят многими россиянами. Первая государственная программа "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" появилась лишь в 2002 году. И не сказать, чтобы действовала с большим успехом. По словам главы Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, в России официально признаны аварийными 16 млн квадратных метров жилья. 10 млн квадратных метров приходится на многоквартирные дома. В реестре аварийных домов - 58,6 тыс. зданий, в них проживает миллион россиян.
Большинство домов, подлежащих расселению, деревянные и одноэтажные - среди них есть построенные еще в середине прошлого века. Узнать, какие дома подлежат сносу в вашем регионе, можно на www.reformagkh.ru.
Однако не стоит считать приведенные выше данные полными. Не в интересах регионов признавать дома аварийными - это влечет за собой обязательства переселять жильцов или проводить капитальный ремонт. Не учтены в этих данных и квадратные метры ветхого жилья, требующего не столь срочного сноса. По оценкам экспертов, в стране необходимо снести около 100 млн квадратных метров жилья, чтобы решить проблему.
Собственно, само ведомство Цицина возникло из-за необходимости что-то делать с обветшавшим жилищным фондом. В 2008 году государство выделило дополнительные субсидии в размере 50 млрд рублей субъектам Российской Федерации. Для контроля этих средств и разработки программ расселения из ветхого и аварийного жилья, а также для проведения капитальных ремонтов и был создан фонд. Большинство регионов воспользовались возможностью хотя бы частично решить проблему с ветхим фондом. Но не все нашли деньги на софинансирование.
В 2012 году фонд может прекратить свое существование. Что делать дальше - неизвестно. В некоторых населенных пунктах аварийное жилье уже составляет 30 - 40% жилого фонда. К примеру, в позапрошлом году городские власти Сыктывкара сообщили, что у муниципалитета четыре сотни ветхих и аварийных домов. Остальные деревянные строения города построены в 1960-х годах, сейчас они изношены на 60%. К 2020 году они все попадут в категорию ветхого жилья.
ВОТ ПРИДЕТ ИНВЕСТОР...
Расселять жителей ветхих домов регионы и муниципалитеты могут (помимо государственных программ) на свои деньги, а также на деньги инвесторов. Первые случаи встречаются редко, во вторых везет лишь жителям аварийных домов, расположенных в центре города - застройщик, заинтересованный в дорогой земле, берет на себя затраты по переселению жильцов.
Впрочем, жильцы могут очень долго ждать, пока инвестор реализует свой проект. Например жильцов дома 59 по улице Лукино в Балашихе еще пять лет назад обещали переселить из аварийного дома в расположенную рядом новостройку. Устав ждать, жильцы стали обращаться в прессу:
"Наш дом стремительно рушится снаружи и внутри. Между первым и вторым этажами образовалась дыра, сгнили углы, изгнила электропроводка. Каждый год из-за дырявой крыши образуется над входом в подъезд огромная сосулька, при сходе ее с крыши отрываются электропровода, и жители днями находятся без электроэнергии, а в доме много детей. В квартире № 8 провалился пол прямо в квартиру № 4, в результате между квартирами образовалась сквозная дыра. Несущие конструкции дома давно сгнили, стены превратились в труху, становится опасным проживание в доме. Ежемесячно все жильцы платят коммунальные платежи, в том числе за содержание дома и текущий ремонт, который ни разу не производился.
В квартире № 3 нет отопления по причине неисправности системы отопления уже более 4 лет, но за отопление все исправно платят. Весной этого года прорвало трубу на чердаке и затопило второй и первый этажи. 13 января 2008 года в квартире № 5 прорвало трубу в большой комнате, затопило квартиру № 1. Также хотелось бы узнать, есть ли уборщица в нашем доме? Куда уходят деньги за оплату коммунальных услуг? Ведь все жители исправно платят за содержание жилья. Раньше около дома была скамейка и палисадник , а теперь грязь и бездомные собаки. Еще одной зимы наш дом не выдержит. В квартирах постоянные сквозняки и пыль, дети постоянно болеют. В доме просто страшно жить".
После того как эта история стала известна общественности, в доме провели ремонт... затратив на это примерно 100 тысяч рублей.
"Это полный бред, - уверены жильцы, - забили щель в подъезде фанерой из помойки, полили цоколь цементной водичкой, и написали в местной газете, какие они хорошие, а мы им задолжали за коммунальные услуги. А то, что жильцы двухэтажки платили за пользование лифтом до 2008 года, это нормально? Власти города сами признают, что капитальный ремонт дом не выдержит. В квартире № 1 сквозные дыры на улицу, два бревна выпали из стены, жильцы пытаются закрывать их , но при любом прикосновении стены сыплются. Дом рушится, категория пожарной опасности очень высока, неисправна электропроводка, запрещают пользоваться электроприборами. Отопление частично отремонтировали, но необходимая температура не поддерживается, вода техническая, холодная, непригодна для употребления, жильцы вынуждены пользоваться бутилированной водой, негде помыться, туалет находится на улице в антисанитарных условиях, за 20 лет ни разу не чистили. Во всех квартирах провалился пол и потолок".
Прокуратура на жалобы жильцов ответила просто: ждите, пока застройщик ЗАО "МЭННИ" переселит вас в третий корпус новостройки. Ожидалось это светлое событие в третьем квартале 2010 года. Только вот застройщик заморозил стройку в 2009 году. И, как следует из форума содольщиков Лукино, в апреле 2011 года застройщик был признан банкротом.
НАДЕЙТЕСЬ НА ГОСУДАРСТВО
Так что на инвесторов особой надежды нет. Как, впрочем, и на городские власти. Массово сносили жилье и проводили капитальные ремонты, пожалуй, лишь в Москве. В остальных регионах деятельность ведется в рамках программ Фонда содействия реформированию ЖКХ. Участвует в программах 81 регион страны. Общий объем осваиваемых средств - 358,1 млрд рублей (Фонд - 284,1 млрд рублей; софинансирование субъектов РФ - 74 млрд).
По состоянию на ноябрь этого года предусмотрено переселение 287 тыс. жителей (из как минимум миллиона нуждающихся) из 117 тыс. многоквартирных домов. Уже расселено 10 тыс. многоквартирных домов, 6,4 тыс. домов после этого было снесено. В 21 тысяче домов был проведен капитальный ремонт.
СПАСАЙСЯ КТО МОЖЕТ
Что же делать, если ваш дом грозит обрушиться вам на голову? Однозначной трактовки понятия "аварийный" нет. В советские времена к непригодным для постоянного проживания признавали каменные дома с износом свыше 70%, деревянные дома (или дома из местных материалов) с износом свыше 65%. Теперь признать здание аварийным вправе спецкомиссия, в которую входят специалисты из разных ведомств. Для рассмотрения вопроса о состоянии дома на такой комиссии жильцам следует обратиться с заявлением в городскую администрацию.
Впрочем, не так сложно понять самому, что в доме, где нагрузки не выдерживает фундамент, стены, колонны или перекрытия, жить уже не стоит.
Дом признается непригодным для проживания, если он:
- расположен в зоне, где нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы: повышен уровень шума, вибрации, электромагнитного излучения, концентрация вредных химических и биологических веществ;
- расположен в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
- расположен на территориях, прилегающих к ЛЭП;
- поврежден в результате взрывов, пожаров, землетрясений, аварий, неравномерной просадки грунта.
Впрочем, власть, данная в определении аварийности зданиям местным властям, иногда приводит к тому, что город "закрывает глаза" на то, что здание может рухнуть со дня на день.
"Мы написали заявление в местную администрацию на предмет составления комиссии, чтоб обследовали наш дом и составили акт об аварийности, - пишет жительница поселка Омутнинск Кировской области. - Но там над нами буквально издеваются - пришли два человека из администрации, назвались комиссией, хотя по закону в комиссии должны присутствовать представители пожарной части и других организаций. Акт обследования они спустя пять дней не выслали, хотя обязаны были по закону. Аварийным дом, естественно, не признали, хотя у нас есть документ, где прямо сказано, что износ нашего 5-квартирного деревянного двухэтажного домишка 100%. В 2010 году дому исполнилось 100 лет".
Признание "аварийности" становится почвой для коррупции. В июле в Саранске с поличным при получении взятки был задержан руководитель службы технической экспертизы, вымогавший деньги с жильцов за признание их домов аварийными. Пожаловался на мздоимца житель Рузаевки, обратившийся за экспертной оценкой дома своей родственницы. Оценка нужна была, чтобы бабушка могла получить государственную субсидию на улучшение жилищных условий. Чиновник запросил 50 тысяч рублей. У жителя Рузаевки таких денег не было, и он обратился в милицию. После задержания чиновника в первые же дни проверка обнаружила еще пять аналогичных эпизодов.
ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ
Впрочем, не всегда жители довольны тем, что их дом признан аварийным. К примеру, жители одной из двухэтажек Новосибирска протестовали против признания их дома аварийным и грядущего сноса - за пару лет до этого в доме был сделан хороший ремонт. Зачем уезжать из обжитых квартир?
Иногда признание аварийным так и заканчивается бумажкой. И жильцы с этой бумажкой на руках живут годами. Недавно саратовская прокуратура подала в суд на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области и городскую администрацию: десятиэтажный панельный дом по улице Перспективной был признан аварийным еще в 2004 году, однако жильцов так и не переселили.
При этом с момента получения бумажки "об аварийности" жильцы не имеют права ни обменять квартиру, ни продать, ни изменить договор социального найма, ни вселить членов семьи, кроме как несовершеннолетних детей. Впрочем, и детей вселить проблематично.
"Мы живем в аварийном доме, - пишет Анастасия, - в коммунальной квартире, занимаем комнату 22 кв. м., она не приватизирована. Там прописано 6 человек (муж, я, брат мужа и двое его детей, и свекровь). Я родила сына, и мне в паспортном столе отказываются его прописывать. Что нам делать?"
Тем, кто брал квартиру в ипотеку, признание дома аварийным может спутать все планы. Квартиру нельзя продать - значит, банк лишается обеспечения и имеет права требовать немедленного погашения долга.
Иногда власти признают дом аварийным, преследуя совершенно другие цели - например, используют этот механизм для передачи земли в центре города в распоряжение застройщика. Пять лет назад жители одного из домов на Крестовском острове (Санкт-Петербург) узнали, что их дом признан аварийным для того, чтобы на месте дома построить социально-бытовой комплекс. Они пошли в суд и добились признания дома годным для проживания. В результате сложилась дурацкая ситуация: для жителей приватизированных квартир дом был годным для проживания. А для жителей муниципальных квартир - аварийным.
А ЧТО ВЗАМЕН?
Немаловажный вопрос для переселяемых - а каково будет новое жилище? В конце прошлого года жители аварийных домов в Красноярске протестовали против сноса их домов, потому что предыдущим переселенцам местные власти дали квартиры меньшей площади.
"Я являюсь нанимателем по договору соцнайма, - пишет Коллега по несчастью. - Вместе со мной в двухкомнатной квартире прописаны и проживают еще 2 человека. Дом признан аварийным, и нас собираются расселять. Предлагают однокомнатную квартиру большей площади. Мы отказались, так как нам нужна двухкомнатная. Нам сказали, что тогда будут расселять принудительно".
По закону вам не могут дать помещение менее благоустроенное, меньшей площади, находящееся за пределом населенного пункта или имеющее меньшее количество комнат. Суд признает это нарушением жилищных прав. Только вот принудительно выселить вас могут до решения суда. Впрочем, в отдельных регионах "муниципалам" предоставлялось новое жилье по социальным нормам - к примеру, в Москве или Казани это по 18 квадратных метров на человека.
Для приватизированных квартир предоставляемое жилье должно быть просто равнозначным: не уступать прежней площади ни по размеру, ни по количеству комнат. Если кто-нибудь об этом позаботится...
"Я живу в 8-квартирном доме в центре города, 7 квартир социального найма, а моя квартира приватизирована, - пишет Анастасия Никишина. - Дом признан аварийным, а земельный участок под нашим домом отдан в аренду строительной компании, под застройку многоквартирного дома. Этот дом уже построен, но еще не сдан в эксплуатацию. Всех социальщиков расселила мэрия, а с нами проблема возникла. Застройщик отправляет в мэрию, а мэрия кивает на застройщика, в итоге мы живем одни в пустом полуразрушенном доме.
В небольших городках переселенцы часто меняют "шило на мыло" - их переселяют лишь в чуть менее ветхие дома. К примеру, с 60-процентным износом. А что делать, если последние "новостройки" в поселении возводились при Советском Союзе? Но через пять лет людям придется переезжать снова.
Немаловажен для переселяемых и вопрос расположения будущей квартиры - жильцы дома на Крестовском острове протестовать начали именно из-за того, что им предлагалось переехать в отдаленные районы Санкт-Петербурга.
КОМПЕНСАЦИЯ
У жильцов приватизированных квартир есть преимущество. По закону вместо предлагаемой для переселения площади они имеют право взять компенсацию за свое жилье, - то есть его рыночную цену. В соответствии с Жилищным кодексом, для того чтобы переселить гражданина, с ним нужно заключить соглашение, в котором, разумеется, прописывается и цена квадратного метра. Но это по закону. На практике все по-другому.
Алексей Сабуров пишет, что его дом власти долгие годы отказывались признавать аварийным:
"Только в марте 2009 года было принято решение о проведении процедур, необходимых для признания дома аварийным. На наши заявления с требованиями предоставить какие-либо документы администрация отвечает, что документы находятся в разработке, а выселиться мы должны в течение недели. Выкупать наши аварийные квартиры отказывается, поясняя, что в бюджете нашего города нет денег".
При всей серьезности вышеперечисленных проблем, надо признать, что скоро они могут перестать существовать - вместе с госпрограммой. В 2012 году она должна быть завершена. Смогут ли регионы самостоятельно решать проблемы с ветхим и аварийным жильем? Сомнительно. Недавно президент Медведев поручил продлить работу Фонда содействия реформам ЖКХ до 2015 года. Вряд ли трех лет хватит, чтобы переселить всех тех, кто живет под протекающей крышей. Нужны долгосрочные программы.
Полина САМОЙЛОВА
"А"-СПРАВКА
Обрушение ветхих домов
Ветхие и аварийные дома часто рушатся, не дождавшись внимания властей. Обрушения потолков, провалившиеся полы - такие новости ежедневны. Рассмотрим наиболее крупные аварии за последние полгода.
Май. В городе Струнино (Владимирская область) обрушился четырехэтажный кирпичный дом 1932 года постройки. В нем проживало 90 человек. Погибла пожилая женщина и шестилетняя девочка. Двое жителей получили ранения.
Июль. В Якутске на улице Бабушкина в трехэтажном шлакоблочном жилом доме произошло обрушение трех балконов и задней стены одного из подъездов. Пострадавших, погибших нет.
Август. В центре Владивостока рухнула часть пятиэтажного жилого дома. Жители успели покинуть здание, жертв нет. Дом был построен шесть десятилетий назад, с тех пор ни разу не ремонтировался. Несмотря на это, на доме были надстроены верхние этажи. От дополнительной нагрузки стены стали лопаться, на здании появились трещины. Официальная причина обрушения - износ конструкций здания. За месяц до обрушения управляющая компания предупредила жильцов, что находиться в доме опасно. Но аварийным дом не признали.
Октябрь. В центре Архангельска в одном из деревянных домов рухнула печь на втором этаже и потянула за собой межэтажные перекрытия.
Ноябрь. В городе Дзержинск Нижегородской области произошло обрушение балок в двухэтажном общежитии. Дом был построен в 1958 году и ни разу не ремонтировался.
Ноябрь. В Саратове в аварийном доме обрушился пол между первым этажом и подвалом. Были отселены жители первого этажа. Ситуацию осложняет то, что дом был построен в 1890-м году, признан памятником регионального значения и не может быть снесен. Жители ожидают капитального ремонта.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте