Зачастую итогом непродуманных сокращений, причина которых только в экономии средств, становится нехватка рабочей силы на предприятиях. И в этом случае работодатель может пойти на явное нарушение - заставить работника исполнять обязанности, несвойственные его основной профессии или должности. Боясь потерять работу в период кризиса, люди соглашаются. Но о безопасности труда в этом случае говорить не приходится, поэтому подобные совмещения порой заканчиваются тяжелой травмой или гибелью работника.
О таких ситуациях, а также о способах их предотвращения “Солидарности” рассказала главный технический инспектор труда федерации профсоюзов Курганской области Зоя СТУЛИНА.
ТРИ ТРАГЕДИИ
Случаи, когда руководитель заставляет работника выполнять работу, несвойственную его должностным обязанностям, происходят на предприятиях или в организациях любой отрасли. Примеры, приведенные главным техническим инспектором труда ФПКО Зоей Стулиной, - тому доказательство. Один из таких случаев произошел в 2008 году в Вагонно-ремонтном депо станции Курган ОАО “РЖД”.
- Молодому фрезеровщику депо из-за нехватки работников мастер цеха предложил выполнять работу по другой профессии - слесаря по ремонту подвижного состава на участке контрольного пункта автосцепки. Без обучения, без инструктажа, - рассказывает Зоя Елизаровна. - Парень согласился и написал заявление о переводе. А в результате стал инвалидом 3 группы с утратой трудоспособности на 60%. У 30-летнего рабочего ампутированы 4 пальца на правой руке, 2 на левой, и от сдавливания на этой же руке не работают оставшиеся пальцы. Работать по профессии фрезеровщика он не сможет никогда.
Аналогичный случай произошел в организации, занимающейся торговлей. Хозяйка магазина ООО “Дом у дороги”, расположенного в Каргапольском районе Курганской области, поставила инвалида третьей группы, больного гипертонией, разгружать ящики. Мужчина был вынужден согласиться с распоряжением, боясь потерять работу. Но в результате потерял жизнь...
- Казалось бы, в бюджетных организациях, тем более в школах, подобные риски должны быть минимальны. Но практика показывает, что это не так, - продолжает Стулина. - Осенью 2009 года директор Терсюкской сельской школы Шатровского района за неимением другой рабочей силы направил трех педагогов на зачистку дна котлована под емкость для канализационных стоков и ее установку. Это произошло в выходной день, без оформления приказа о направлении. Педагоги не были проинструктированы по безопасному проведению работ. Когда очистка котлована была закончена, экскаваторщик посадил педагогов в ковш и стал поднимать из ямы, при этом один из них упал в яму на глубину трех метров и получил тяжелейшую травму.
ПОМОЩЬ ПОСТФАКТУМ
Во всех описанных выше случаях в расследовании их причин участвовали специалисты технической инспекции профсоюзов области. Пострадавший педагог беспрепятственно получил все положенные при наличии производственной травмы компенсации. В двух других случаях, несмотря на нежелание работодателя, права работников удалось отстоять.
- При расследовании несчастного случая в магазине Каргапольского района мы столкнулись с нежеланием работодателя-собственника признавать факт того, что работник-инвалид занимался разгрузкой, - говорит технический инспектор труда. - Более того, нам было выдано медицинское заключение о естественной смерти работника по причине остановки сердца. Помогли первичные показания хозяйки магазина следователю, в которых она не скрывала, какую работу выполнял погибший.
Более того, технические инспекторы выяснили, что по медицинским показателям данный работник мог исполнять только обязанности дворника, чего работодатель попросту не учла. Кроме того, мужчина был допущен до работы вообще без медосмотра. При расследовании был сделан запрос в Главное Бюро медико-социальной экспертизы Курганской области о вероятности наступления смерти инвалида вследствие физической нагрузки. Ответ был положительным. В результате выяснения этих обстоятельств, несовершеннолетний сын погибшего получил положенную компенсацию по утрате кормильца.
- Работнику локомотивного депо пытались установить 70% вины за происшедшее, - продолжает Стулина. - А это значит, что человек, став инвалидом, потерял бы четверть от положенных ему при несчастном случае на производстве ежемесячных выплат из Фонда социального страхования. Работодатель пытался выставить дело так, будто человек по собственной инициативе оставил свое рабочее место и пошел выполнять работу на незнакомом оборудовании. То есть, пытался переложить вину на пострадавшего работника и уйти от ответственности. Профорганизация Локомотивного депо станции Курган юридически относится к Челябинской области, и в расследовании участвовали представители профсоюзов железной дороги. Работник обратился в Курганское профобъединение, мы посоветовали ему обратиться в Федеральную инспекцию труда, помогли составить письмо. Было назначено повторное расследование, приняты во внимание показания самого пострадавшего, фактические обстоятельства случая, и удалось доказать его невиновность.
Конечно, профсоюзная служба технической инспекции оказывает пострадавшим на производстве работникам и их семьям серьезную помощь. Но к техинспекторам люди обращаются в подавляющем большинстве случаев постфактум. То есть когда несчастье уже произошло, и никакие компенсации не смогут вернуть здоровье или жизнь близкого человека. О том, что этого можно было избежать, задумываются лишь немногие.
КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ САМ
Если руководство направляет работника выполнять работу, для которой у того нет соответствующей квалификации, подчиненный всегда может отказаться. Но люди нередко соглашаются, ведь иначе можно лишиться работы. Особенно страшна эта угроза сейчас, в период кризиса.
- Человек начинает выполнять дополнительную работу, и порой даже не задумывается о том, чтобы проконсультироваться у специалистов о своих правах в этом случае, - говорит Стулина. - Однако, согласно ст. 379 ТК РФ, работник, если создается угроза его жизни и здоровью, может отказаться от не предусмотренной трудовым договором работы, письменно известив об этом работодателя. Такое право есть. И надо им пользоваться, иначе несчастные случаи на производстве будут неизбежны. Но ситуация, к сожалению, такова: условия труда на предприятиях и в организациях не улучшаются, а работники молчат.
В практике главного техинспектора по труду ФПКО не было случаев отказа со стороны работника по выполнению работы, не предусмотренной трудовым договором. Конечно, человек может обратиться в профком, в государственную или профсоюзную инспекцию труда, но, как правило, жалобы поступают только после увольнения работника с предприятия. Требовать же соблюдения своего права на безопасный труд на рабочем месте люди не спешат. Даже при выполнении своих трудовых обязанностей.
- У нас был прецедент, когда работница-массажистка отказалась от выполнения работы, поскольку ей в течение двух лет не выдавали спецодежду, - вспоминает Стулина. - Но на рабочем месте женщину начали попросту травить. Работодатель обратился с иском в суд: мол, работница эта отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины. Мы вмешались, и дело удалось решить в пользу работницы. Правда, не в зале суда, а путем переговоров. Но пока это единственный у нас случай, когда человек отказался выполнять работу по причине плохих условий труда. Более того, такое же отношение у работников и к несчастным случаям на производстве, при легкой степени тяжести. О них не заявляют, но их становится все больше.
ГРУППА РИСКА
В Курганской области в 2009 произошло 14 несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Из них 12 - в организациях, где нет профсоюзных первичек. И в большей мере это касается предприятий малого и среднего бизнеса.
- Проблема в том, что нередко в таких организациях работодатель поручает определенную работу сотруднику, но совершенно не контролирует, как он ее выполняет, как применяет спецодежду (если она вообще есть), - говорит техинспектор труда. - Работодатель не беспокоится, что отсутствует какая-либо технологическая документация на производство работ, а это ведь очень важно. Допустим, снег сбросить с крыши - и то необходим целый набор документации: наряд-допуск выписать, работников проинструктировать и обучить, схему составить, указать места крепления страховочных кантов и поясов, научить работника, как правильно этим пользоваться. И это - задача работодателя.
В результате получается замкнутый круг: работники замалчивают факты нарушений в сфере охраны труда, и об этом становится известно только после несчастного случая. И только тогда какую-то ответственность начинает нести работодатель. Как же обезопасить себя на рабочем месте, не вступая в конфликт с руководством?
- Прежде всего, впервые придя на работу, надо потребовать карту аттестации своего рабочего места, - разъясняет Зоя Елизаровна. - Если такой карты нет, то хотя бы результаты производственного контроля. Потому что не все организации проводят аттестацию рабочих мест, но производственный контроль ведется практически везде. И конечно, надо требовать, чтобы уже на стадии вводного инструктажа было четко дано разъяснение о классе условий труда на данном рабочем месте. Если есть доплаты - узнать, за что доплачивают. Если имеются вредные условия труда - как при этом может пострадать здоровье. Кроме того, работник должен требовать качественного обучения и инструктирования в сфере безопасности труда, а также обеспечения спецодеждой.
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
- В последнее время в Курганской области снижается финансирование на охрану труда на одного работника, - отмечает Стулина. - Согласно нашим данным - примерно на 20%. А это значит, что как только начнется даже небольшой рост производства, возможен шквал несчастных случаев.
По мнению Стулиной, изменить ситуацию может только единый подход к требованиям в сфере охраны труда для всех предприятий области.
- Наша проблема - проблема всех российских дотационных областей, а их немало, - говорит главный технический инспектор труда. - У нас нет закона о передаче части государственных полномочий на уровень муниципальных образований. Но в 2010 году он должен быть принят, и тогда мы вместе с главным управлением труда и занятости разработаем и единую для области систему управления охраной труда. Мы предложим этот шаблон всем нашим организациям. Потому что не важно, какая это сфера - бюджетная или производственная, политика по сохранению жизни и здоровья работников должна быть одинакова.
Наталья КОЧЕМИНА
“А”-СПРАВКА
Статья 379 ТК РФ. Формы самозащиты
В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте