Заключенным, посаженным в карцер, ШИЗО или "одиночку", дали право на регулярный медосмотр и даже досрочную выписку - обратно в камеру. СФ одобрил поправку к ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Сейчас обязательный медосмотр установлен для осужденных, поступающих в места заключения. (Предусмотрен запрет на помещение в ШИЗО осужденных женщин, имеющих детей, освобожденных от работы по беременности и родам, а также осужденных инвалидов I группы.) Но во время заключения решения о переводе в помещения с более жесткими условиями содержания (ШИЗО, карцер) выносятся администрацией произвольно, без консультации с врачом. Либо последняя носит формальный характер: даже если человек имеет тяжелое заболевание, в карцер его все равно посадят. Такая практика постоянно провоцирует очередную волну смертей и болезней российских заключенных, что дополняет и без того пугающую статистику нечеловеческих условий содержания людей в "зонах" (скученность, эпидемии, насилие, членовредительство). Новый закон установит норму, предусматривающую в обязательном порядке проводить медосмотр осужденных при их переводе в "помещения камерного типа и одиночные камеры, а также при водворении в штрафные и дисциплинарные изоляторы". Устанавливается возможность перевода осужденных в карцеры и ШИЗО только при наличии письменного заключения медработника о возможности нахождения в них по состоянию здоровья (и с указанием срока содержания). Порядок проведения медосмотра и выдачи заключения определят Минюст и ФСИН с Минздравом.
При обсуждении законопроекта в Думе депутатам со ссылкой на статистику ФСИН (службы исполнения наказаний) рассказали, что в РФ в местах лишения свободы (тюрьмах и колониях) находится 710 тысяч человек (вместе с СИЗО - 827 тысяч), из них в "суровых условиях" (карцер, ШИЗО) - около 260 тысяч в год. Среди заключенных 3,5 тысячи больны диабетом, 15 тысяч - ишемией, 30 тысяч - язвой желудка. Сколько в год в среднем тратится на лечение одного осужденного и какова кривая преждевременных смертей от посадки в каменно-ледяной мешок (типичный карцер в российской "зоне") - неизвестно даже чиновникам...
Вадим БАРАБАНОВ,
парламентский корреспондент
Комментарий
Депутат Владимир ФЕДОТКИН (КПРФ):
- Я много общался с врачами, которые лечат заключенных в тюрьмах, изоляторах. Они все буквально в один голос говорят, что это рассадники заражения, эпидемий по всей стране. Человек уходит туда, скажем, с ишемической болезнью сердца, а возвращается с туберкулезом. Да, его там проверили, обнаружили, но лечить - никто не лечит, он выходит безнадежно больным. А часто даже просто не записывают, что он заболел, так как "не одобряется" многие болезни фиксировать официально - на это требуются деньги, которых не дают. В результате после отбывания своего срока человек выходит с туберкулезом, другими инфекционными заболеваниями - и заражает огромное количество людей вокруг себя. И нам - государству, жителям - это обходится очень дорого.
Мнение
Дмитрий КОСТЕННИКОВ, замминистра юстиции РФ:
- Законопроект установит правило, по которому перед водворением осужденного в дисциплинарное помещение его должен обследовать врач, который дает заключение о возможности применения к нему данной меры взыскания с учетом состояния здоровья. И без такого заключения данное взыскание не может быть назначено. Сейчас объем прав осужденных, помещенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, сужен. Так, по ст. 118 УИК они лишаются соответствующих прав либо ограничиваются в праве приобретения продуктов питания, получения посылок, передач и бандеролей, в продолжительности прогулок. Сроки содержания в этих помещениях значительные: в ШИЗО - до 15 суток, в одиночных камерах - до 6 месяцев, в помещениях камерного типа - до одного года. Согласно ч. 4 ст. 117 УИК перевод осужденных в помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания в них. Однако в УИК отсутствует норма, устанавливающая обязательность медосмотра осужденных при применении особых мер взыскания. В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится много людей, страдающих различными заболеваниями, что должно учитываться при решении вопроса об изоляции осужденного в помещения с жесткими условиями содержания. Наличие пробелов в законодательстве ставит под угрозу право осужденного на охрану здоровья. Предполагается, что при рассмотрении вопроса о назначении данного взыскания будет производиться медосмотр и врач должен будет подготовить заключение о том, можно ли данное лицо содержать в таких более жестких условиях или нет.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте