С начала весны государство будет контролировать предельные цены на лекарства. Вред или благо принесет простому россиянину это нововведение? Ученые считают, что столь жесткий контроль безусловно опасен, но убедительных альтернатив предложить не могут - так или иначе этим занимаются все страны.
С начала этого года введено госрегулирование цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств (ЖНВЛС). Таких препаратов по международным непатентованным наименованиям порядка 500, а по торговым наименованиям - более 5000. В России доля этих средств среди зарегистрированных составляет примерно треть, и цены на них регулируются как установлением предельных цен для производителей (приказом Минздрава и Федеральной службы по тарифам (ФСТ)), так и установлением предельных торговых надбавок в регионах (для этого ФСТ разработала специальную методику). Соответственно, очень легко вычислить и предельную цену препарата на прилавках - она будет публиковаться в реестре Росздравнадзора в Интернете... До марта установлен переходный период, в течение которого все препараты, входящие в перечень, должны быть зарегистрированы в Росздравнадзоре.
Казалось бы, все просто. Однако даже эксперты не могут прийти к единому выводу о том, нужно ли столь жесткое регулирование. На семинаре “Регулирование цен на лекарства: возможен ли всех устраивающий компромисс”, который прошел в Высшей школе экономики, ученые мужи пришли к выводу, что такой компромисс в принципе недостижим.
- Цены на лекарства никогда не бывают хорошими, они всегда слишком велики, - уверен профессор кафедры микроэкономики Финансовой академии при Правительстве РФ Андрей Юданов. - И рынок лекарств всегда хочется регулировать, хотя это и противоречит идее свободного рынка. И почти все развитые страны этим регулированием занимаются. Почему? Пока существует система патентов, обладатели патентов на оригинальные препараты будут монополистами и могут диктовать свои условия.
Регулирование рынка лекарственных средств бывает прямым и косвенным. Косвенное регулирование действует, к примеру, в Англии. Там ограничивается не цена препарата, а издержки и прибыли производителя. “У нас подобную практику нельзя даже пытаться воплотить в жизнь”, - уверен ученый. Альтернатива косвенному регулированию - прямое. Оно применяется в двадцати четырех странах, причем в девятнадцати из них цены устанавливаются государством директивно, а в пяти предусмотрена стадия переговоров государства с производителями. Обычно устанавливаются ограничения на торговые наценки. Однако иногда фиксируется и цена производителя. Чаще всего на оригинальные препараты, потому что цены дженериков (более дешевых аналогов) примерно одинаковы из-за конкуренции.
Эксперт Владислав Жемчугов считает, что основные задачи, на которых нужно сосредоточиться, - это сокращение количества посредников и смена самой системы обеспечения лекарственными средствами. Например, переход на персонифицированное обеспечение лекарствами. Часть присутствовавших на мероприятии придерживается мнения, что нужно отказаться от регистрации препаратов: “Откройте рынок для всех, и конкуренция понизит цены”. Есть мнение, что дополнительные меры контроля на рынке лекарств не были нужны.
- Сверхзаработки на лекарствах - это миф, - уверен один из выступающих. - Да, в прошлом году был скачок цен в первом-втором квартале, но он произошел из-за курсовой разницы. Сезонно подскакивали цены на противовирусные и противопростудные лекарства, но это единичное явление, которое погоды не сделало.
По словам выступающего, арифметика такова: в среднем сейчас торговая наценка на препараты составляет около 30%, а на содержание аптеки уходит 28%. Почему это происходит? Потому что средний чек аптеки в России - 4 доллара. Для Европы он, кстати, составляет 15 долларов, для США 38 долларов. Да, аптека зарабатывает 1,2 доллара из 4. Но после вычета арендной платы и зарплаты сотрудникам остается минимум средств. Лекарства продаются с двух-, трехпроцентной рентабельностью. Прибыль аптеки делают на немедицинских товарах - косметике, детских игрушках и предметах гигиены.
- Единственное, что нужно менять, так это региональные вариации. Сейчас каждый регион в стране может выбрать, как ему регулировать свой рынок. Предельная цена препаратов может устанавливаться сверху. Но это нужно делать централизованно, эта цена не должна быть разной для разных областей.
- Пятнадцать лет фиксацией цен производителей занималась только Канада, - рассказывает Юданов. - И сделали они это после того, как выяснили, что ряд производителей продает им препараты в 10 раз дороже, чем европейским странам. В США государство цены на лекарства официально не регулирует. Но фактически именно этим там занимаются крупные страховые компании. У нас под регулирование попадает лишь список ЖНВЛС. Чтобы оно привело к полезным результатам, нужно помнить, что всегда существует конфликт интересов. В Европе тоже до сих пор не разработано единой системы - тому примером может служить Румыния, в которой так ужесточили правила, что производители просто не пошли на рынок. Так давайте же активно участвовать в выработке этих “золотых” правил, а не просто перенимать чей-то опыт.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте