Top.Mail.Ru
Политика

100 дней Путина и грузинский “фюрер”

Заграничная традиция - оценивать деятельность руководителя по первым ста дням работы - в России укореняется все основательнее. 13 августа в Москве известные российские политологи подискутировали на тему “Сто дней второго президентства ПУТИНА”. Эксперты неминуемо сбились в итоге на злобу дня, а именно на кавказские проблемы - Чечню и Грузию. А также - на острую тему “Как нам утихомирить СААКАШВИЛИ”. Так, Михаил ДЕЛЯГИН убежден в том, что его тезка Саакашвили сам поставил себя вне закона, выказав намерение убивать российских граждан. А потому и поступать с ним следует по законам военного времени. То есть вплоть до физического устранения...

Сначала экспертов попросили оценить предварительные итоги “стодневки”. По мнению замгендиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко, “путинская властная система выстроилась, чтобы работать, причем эффективно. Плохо, что она достраивает себя в режиме закрытости. Закрытость системы повышает риски”. А научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин добавил: “Хватит нам уже говорить о втором сроке. У нас впереди уж точно не четыре года. Не для того прилагаются такие титанические усилия, чтоб через три года освободить кресло!”

Как считает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, президент РФ “не дожидаясь второго срока, взял на себя ответственность за правительство, проведя его реформу”. Одновременно Павловский нашел в нынешней системе “уменьшение элементов демократии”, которое “притупляет инициативу - люди становятся потребителями стабильности”. При этом “бюрократия и коррупция сформировала собственные элиты с их собственными экономическими и политическими проектами. И чем дальше, тем они опасней”. На вопрос о роли главы государства в “уменьшении демократии” “тайный советник” Кремля ответил так: “А почему президент сам должен играть за все политические силы - а потом еще и сам разрешать конфликты?” По вопросу о социальных реформах Павловский поделился ощущением, что “премьер должен не слезать с экрана, разъясняя, что к чему”.

Вячеслав Никонов, президент Фонда “Политика”, сообщил, что в стране видна “тенденция к модернизационному прорыву - идут преобразования во всех сферах, которые раньше затронуть не решались”. (Неприятие знатного политолога вызвало только дело “ЮКОСа”.) По мнению Никонова, Путин - “более либерально-западная фигура, чем 90% россиян”. И уверен он, что это хорошо: “Идут болезненные, но необходимые реформы”. Проблема наша, сказал Никонов, в том, что “российский штепсель не подходил ни под какие евророзетки, а теперь его реформирование идет успешно”.

На эту аналогию мигом откликнулся Михаил Делягин. Он указал, что в “разных районах Земли существуют разные типы розеток”. И нормальные люди в разных странах “не реформируют бесконечно свой штепсель, а имеют свой универсальный переходник!” Делягин повторил свою известную формулу о вырождении диктатуры закона в диктатуру убожества. “Все эти силовые и чиновничьи “прокладки” между президентом и народом - не простые, а агрессивные, кусающиеся... Правоох...ительные органы, как говорят СМИ!” - засмеялся Делягин.

Делягин заклеймил антинародную социальную реформу, проводимую правительством. “Очень символично, что сто дней празднуем в пятницу 13-го, - усмехнулся Делягин. - Пришедшие при Путине во власть люди обучены одному - наводить порядок, а не развивать там что-то”. И поскольку нет идей, они “взяли ультралиберальный проект, который побоялись проводить в 92-м Гайдар, а в 97-м - Чубайс. А сейчас со страной можно делать что угодно, есть куча нефтедолларов, которыми можно замазать любую язву. Полная безнаказанность!” Пропагандистское обеспечение новых реформ Делягину тоже не нравится: “Когда я вижу по ТВ бабушку счастливую, которая уже получила деньги вместо льгот (притом что закон об этом еще не вступил в силу!), - я понимаю, что это абсолютная ложь”. “Перспектива печальная! - подытожил ученый и политик. - Это - дальнейшее завинчивание гаек, и при этом - либерализация всего, что еще шевелится”.

После наводящих вопросов прессы перешли к Чечне и Грузии. Никонов подметил, что “убийство Кадырова поломало весь кремлевский сценарий” по замирению республики. Павловский с Никоновым не согласился: “Убийство Кадырова могло обрушить мир в республике, но этого не произошло. Значит, сложился некий внутренний консенсус. Сможет ли развить его новый президент - вопрос открытый. Но в целом мы здесь выбираемся”. Делягин акцентировал внимание публики на “захвате Ингушетии” в конце июня. “Наша бюрократия, - вспомнил Делягин, - захват Ингушетии представила как силу тамошних правоохранительных органов (иначе, мол, их не стремились бы убить)”. По мнению Делягина, это полный абсурд, “единственный выход - в прямом президентском правлении, наведении порядка в течение минимум десяти лет”.

Что до Грузии, то Глеб Павловский призвал всех не бояться будто бы стоящих за Саакашвили американцев: “По миру и войне на Кавказе у нас есть согласие с США, вся проблема - в графике процесса”. Он уверен: “Если Саакашвили совершит последнюю ошибку и переведет конфликт в военную фазу, тогда Россия совместно с другими конструктивными силами на Кавказе остановит господина Саакашвили... Ведь никто не может запретить нам помогать российским гражданам”. В договороспособности грузинского президента Павловский сильно сомневается: “К нему надо относиться с большим недоверием. Саакашвили старается разрушенное государство поднять за счет создания управляемых кризисов. В XX веке уже был в Европе один политик, который в 1933 - 38 годах собрал страну воедино - правда, потом была “маленькая” Вторая мировая война”. По прогнозу Павловского, “даже если Южная Осетия вдруг войдет безоговорочно в Грузию, Саакашвили находил бы новые кризисы, чтоб за счет России Грузия самоутвердилась. Надо не попасть в ловушки, куда Саакашвили нас толкает. Грузия ведь заявила, что она откладывает экономические реформы до восстановления территориальной целостности”. А это, по Павловскому, надо расшифровывать просто: “На Кавказе появился агрессор”.

Самое радикальное лекарство от агрессора предложил Делягин: “Мы имеем дело с человеком, который объявил, что будет убивать граждан России - и вот тут надо брать за пример США. Тогда в этом случае вопрос стоит просто: сколько времени он проживет?! Ведь в Южной Осетии, в отличие от Косова, большинство - российские граждане. И когда их начнут убивать, руководство РФ должно будет их защищать”. Правда, в реальность ликвидации Саакашвили и вторжения российских войск в Грузию не верит и сам инициатор, снова сравнивший Путина с Горбачевым. При этом универсальный рецепт решения кавказских конфликтов ученый и политик все же предложил. По мнению Делягина, единственный выход из положения - в воссоединении Грузии и России.

Вадим БАРАБАНОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика