Top.Mail.Ru
Политика

Водный кодекс требует доработки

Последнее время эксперты и журналисты активно обсуждают Лесной и Жилищный кодексы, оставляя в тени не менее важный Водный кодекс, проект которого правительство уже подготовило. В какой-то мере восполнить пробел был призван “круглый стол” по новым правовым отношениям в сфере природопользования, состоявшийся 17 марта (в преддверии всемирного Дня воды - 22 марта) в Доме журналистов.

ВОДА - НЕ НЕДВИЖИМОСТЬ


Николай Михеев, президент Союза водопользователей, дал короткую справку. Оказывается, рост мирового потребления воды втрое превышает рост населения. Многие страны Европы, Африки и Центральной Азии уже находятся на грани “водного голодания”. В России предостаточно ресурсов пресной воды, но вот распределены они крайне неравномерно: 8% приходится на 80% населения. Но более важная проблема - порядка 70% наших пресных вод очень загрязнены, и более всего - реки Кавказа и Урала. На Россию уже смотрят как на мирового донора воды, так что если ничего не изменится в нашем отношении к водной экологии, нам предстоит столкнуться с серьезными претензиями мирового сообщества, предупредил Михеев. За последние годы ситуация несколько улучшилась, но это временное, несистемное улучшение, вызванное остановкой ряда загрязняющих производств и кризисом в животноводстве. Сегодня на фоне постепенно возрождающейся промышленности экологическая проблема обостряется. Как бы отвечая на вопрос, как вода связана с социальной жизнью, Михеев процитировал слова Пастера о том, что 80% болезней мы получаем из стакана воды.

Правительственный проект Водного кодекса, цель которого - предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу, не во всем, мягко говоря, соответствует своему назначению. Михеев даже назвал его “совершенно негодным, не отвечающим интересам ни общества, ни предпринимателей”. С одной стороны, предполагается создание общественных советов по бассейнам рек - для регулярного экологического мониторинга и влияния на принятие решений. Однако помимо представителей федеральной власти в советы должны входить также представители местного самоуправления, субъекта федерации и потребителей, настаивает Михеев. Правительство объявило в федеральную собственность все водные ресурсы и хочет самостоятельно надзирать за этими неисчислимыми ресурсами - это самонадеянно, сказал он. Чтобы выпутаться из клубка проблем, нужна консолидация усилий всех заинтересованных сторон, в том числе обывателей и промышленных водопользователей.

Отвечая на вопрос корреспондента “Солидарности” о главной претензии Союза водопользователей к проекту кодекса, Михеев назвал возможность переуступки права на воду: выделенное юрлицу, оно может продаваться и перепродаваться. “Вода - не недвижимость”, - сошлись во мнении участники “круглого стола”. Единодушный отпор правительственной инициативе - отражение парламентского неприятия кодекса. Сейчас, по словам Михеева, в Думе идут активные дебаты, и “лихо провести кодекс не удастся”. Нужно не менее года для серьезной переработки закона и согласования интересов всех сторон.

НЕ КАРАТЬ, А ПРОСВЕЩАТЬ

Игорь Гордин, председатель отделения экологии Международной академии системных исследований, поддержал оптимистичное мнение о возможности компромисса между потребителем воды и ее “защитниками”. Карательные меры государства не усмиряют нарушителей, а делают их изобретательнее и наглее. Загрязняющий водный бассейн промышленный потребитель в доказательство вины требует набора справок о размерах причиненного ущерба, аргументации по величине штрафа, а “научный фундамент для карательной базы отсутствует”. Чтобы оценить ущерб, государство оперирует самыми общими административно-правовыми нормами. Неизбежна и коррупция.

Люди не понимают, что с восстановительными мерами можно просто опоздать. Выход Гордин видит в экологическом просвещении, которое должно показать предпринимателям возможность устойчивого развития без загрязнения окружающей среды, безальтернативность этого пути.

ВСЕ БОЛЕЗНИ, И ВПРАВДУ, ИЗ СТАКАНА

Вера Солдатова, волжский межрегиональный природоохранный прокурор, согласилась с Михеевым в оценке правительственного варианта Водного кодекса. “На примере Лесного кодекса, который пришлось дополнить тысячами подзаконных актов, мы видим, как опасно поспешное принятие столь важных документов”. Тем не менее у этого проекта есть и плюсы. Так, он предполагает определение размера водоохранных зон - отсутствие этого серьезно сказывалось на исковой работе. Но недоработок больше: в частную собственность планируется передавать обособленные искусственные и естественные водоемы: “Теоретически это может быть и правильно, но не в наших реалиях. Начнутся конфликты, вплоть до перестрелок, из-за того, что кто-то захочет искупаться там, где всегда купался летом...”

Волжская природоохранная прокуратура осуществляет надзор за всей территорией волжского бассейна - от истока до устья. Солдатова поделилась любопытными данными. В среднем, “человек волжского бассейна” потребляет 146 л воды в сутки, но какой? Четверть всех проб воды - нестандартные, то есть с превышением бактериологических и химических норм загрязнения. Это намного выше среднероссийских показателей. В волжской воде с избытком меди, железа, никеля, бериллия, нитратов... Последствия для человеческого организма от употребления такой водицы - самые печальные. К примеру, соли тяжелых металлов способствуют развитию онкологических заболеваний. Повышенное содержание железа в организме способствует возникновению аллергии. Бериллий, накапливаясь в тканях, приводит к поражению нервно-сосудистой системы. А соляные и серные кислоты “небезразличны” желудочно-кишечному тракту. Если обобщить, то, по данным медиков, свыше 30% заболеваний связано с некачественной питьевой водой.

Природа возвращает долги. В большинстве волжских регионов отсутствуют программы контроля и учета промышленных стоков, а где есть - не финансируются. Жители и предприятия разрабатывают артезианские скважины без лицензий. Но экологическая экспертиза химсостава воды, предваряющая выдачу лицензии, может показать, что вода не пригодна для питья. В юридической практике не было привлечения к ответственности за снабжение некачественной питьевой водой, если обходилось без последствий для здоровья населения. За последние полтора года прокуратура такую практику наработала: “Теперь мы не ждем, пока люди начнут заболевать”.

Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика