Избирательное законодательство России за 15-летний период меняется в пятый раз. Нынешние поправки должны быть приняты Госдумой 15 апреля. Считая, что нашим парламентариям пора уже учиться не на собственных ошибках, Центризбирком пригласил для обмена избирательным опытом специалистов из Франции...
6 апреля прошел “круглый стол” по обмену опытом применения разных типов избирательных систем, развитию гражданского общества и партийному строительству. Участвовали председатель ЦИК Александр Вешняков, специалисты по избирательному праву из Франции, представители российских политических партий.
“Любые изменения в выборном законодательстве приводят у нас к неожиданным и часто негативным последствиям. Падает явка на выборы, в парламент избираются малоизвестные и не имеющие опыта в законотворческом процессе политические силы...” - рассказывал первый заместитель председателя комиссии по законодательству сената Франции Патрис Желяр. Зарубежные специалисты отмечают, что хотя они и не любят изменений, это не мешает их регулярно вводить. У французов богатый опыт в этом деле: за последние 200 лет своей истории они сменили шестнадцать конституций и пять вариантов устройства республики.
На вопрос Вешнякова, возможно ли во Франции вынесение на референдум вопроса об изменении налогов и вообще вопросов, касающихся бюджета страны, Желяр ответил отрицательно. Он рассказал, что инициировать референдум могут только президент или парламент; граждане Франции лишены такого права. На данном этапе законодательная система Франции крепко связана с Европейским парламентом. Принята Конституция Евросоюза, принимается и масса подзаконных актов, что нередко понуждает корректировать французское законодательство.
Сенатор считает, что нестыковки между французским и европейским законодательством связаны с нечеткой работой кабинета министров. Когда министры встречаются с представителями ЕС, заседания зачастую затягиваются далеко за полночь. Документы, как правило, подписываются в конце заседаний, в 4 - 5 часов утра, когда министры уже уходят, а в зале остаются только помощники. Они и подписывают документы, которые вступят в силу через год-два и потребуют изменения нормативно-правовой базы страны. Но в процессе подписания об этом никто не думает. К моменту вступления документов в силу кабинет министров практически полностью меняется, и работать с принятыми ранее нормами приходится уже другим людям. В общем, многие французские политики и общественные деятели считают, что их правительство находится не в Париже, а в Брюсселе - столице ЕС.
Интересный факт из французской выборной системы. По закону, в парламенте половина парламентариев должны быть женщинами. К политическим партиям, выходящим на выборы, предъявляются те же требования. При выполнении всех условий за каждый голос избирателя, полученный на выборах, партия получает по 5 евро. Если в партийном списке мало женщин, то за “голову” избирателя партия получает меньше, а если женщин нет совсем - то 2,5 евро.
В России после принятия соответствующих поправок за каждый набранный избирательский голос партия получит по 5 рублей. Центризбирком пытался провести и поправку, обязывающую партии включать в избирательные списки на менее 30% женщин, но пока эта идея осталась в теории.
После докладов французских специалистов лидеры и активисты российских партий поделились опытом своей политической деятельности.
Российское избирательное законодательство продолжает претерпевать изменения. Поправки к закону о выборах планируется принять 15 апреля во втором чтении - это пятый вариант выборных норм за последние 15 лет. Изменения уже одобрены президентом, но “Единая Россия” все еще вносит коррективы. Накануне “круглого стола” профильный комитет большинством голосов решил рекомендовать к принятию во втором чтении поправки “единороссов”. Если они пройдут, то партиям не грозят санкции за отказ лидеров избирательных списков идти после выборов в депутаты. Вешняков в ответ заявил, что он все равно будет требовать применения жестких санкций за отказ от депутатских мандатов без уважительных причин.
Член политсовета СПС Борис Надеждин попытался объяснить французским политикам, что основной вред российской демократии приносит административный ресурс и что главная политическая сила в России - бюрократия. И тут же, в борьбе с “единороссами”, которые отклонили ряд поправок к избирательному законодательству, воззвал именно к административному ресурсу: “С Кремлем по всем пунктам договаривались? Договаривались. И чего теперь Плигин безобразничает? Надо на него нажаловаться куда следует. Работайте, Александр Альбертович, мы в вас верим!” - адресовал Надеждин последние слова главе ЦИКа. И оптимистично одобрил повышение барьера прохождения партии в парламент с 5% до 7%: “Теперь нам, правым, просто придется объединиться!”
Депутат от “Родины” Иван Харченко, ссылаясь на опыт работы в округе, заявил, что выборы по партийным спискам окончательно оторвут депутатов от электората, но зато партийных депутатов будет сложнее переманить в “Единую Россию”. А кандидат “против всех” столь популярен потому, что людям вообще лень думать - они-де не смотрят на кандидатов, просто выбирают негативную позицию по отношению к любой власти. Да и вообще: “Когда нет выборов - проще жить”, - поделился своим выводом “родинец”.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский от него не отстал, но зашел с другой стороны - предложил вообще отменить порог явки избирателей. Чтобы выборы считались состоявшимися всегда, при любом количестве пришедших на избирательные участки.
“Круглый стол” оставил уже привычное российскому наблюдателю впечатление: каждый участник с российской стороны говорил о себе, любимом. А по поводу идеи поучиться у французских коллег - так наши политические активисты, похоже, и не собирались этого делать. Они все больше твердили о том, что Россия отличается от европейских стран и поэтому должна “вырабатывать свой путь”. Так что учиться на чужих ошибках российские парламентарии по-прежнему не хотят...
Марина ОБРАЗКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте