Осенняя сессия Госдумы РФ стартовала без раскачки. На первом же пленарном заседании депутаты узнали от главы Минздравсоцразвития РФ Михаила ЗУРАБОВА о реформировании здравоохранения. Выяснилось, что после выделения дополнительных средств бюджетному сектору реализацию реформы здравоохранения решено затормозить. Правда, ненадолго... - максимум на год-два.
РАЗРУХА
Михаил Зурабов начал с того, что поведал о прочности советской системы здравоохранения. Тем не менее ее пришлось “демонтировать еще в начале 1991 года”, причем “финансовая база здравоохранения была существенно уменьшена, и проблемы, которые начали возникать более 10 лет назад, вполне объяснимы”. Расчистить место от остатков социализма за раз не удалось. “Помимо единых подходов, на которых реализовывалась (в 1990-е годы. - В.Б.) охрана здоровья в РФ, - сказал министр, - ряд других принципов позволял воспользоваться всей совокупностью возможностей советской системы здравоохранения”.
Как известно, то, что народ пользуется остатками прежних социальных благ, считается у начальства если не нечестностью, то по крайней мере непорядком... Оттого с 1993 года и решили “поправить ситуацию в здравоохранении посредством внедрения ОМС”. Однако “решить проблемы системно ОМС не смогло... Средства в территориальные фонды ОМС поступают по определенным нормативам таким образом, что основные средства сосредотачиваются в тех регионах, где более высокая зарплата, а нагрузка на одного трудоспособного - и, соответственно, потребность в медпомощи - меньше... Разница в финансовых возможностях бюджетов конкретных территорий - 12 раз!.. Сравним хотя бы Москву и Тамбовскую область”. Перефразируя известную формулу, богатые здоровеют, а бедные загибаются. Что, как видим, вполне применимо и к целым регионам. Даже соседним. “И система ОМС эту ситуацию изменить не смогла, - посетовал Зурабов. - Все совокупные расходы на здравоохранение - это... Это даже затыканием дыр нельзя назвать, это просто реагирование на чрезвычайные ситуации посредством выделения тех денег, которые сконцентрированы в федеральном фонде ОМС!”
Причина опять-таки в нечестности, точнее, в лицемерном правиле, согласно которому некоторые неблаговидные вещи можно делать, но о них нельзя говорить. (Вообще-то на этом правиле в известном смысле вся цивилизация держится.) “Гарантии гражданам до сих пор построены по не вполне логичному принципу, - с легким негодованием сказал Зурабов. - Человеку, как записано в Конституции, гарантируется бесплатная медпомощь - в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Сам тип этого учреждения, его организационно-правовая форма приводят к тому, что финансирование этих учреждений продолжается по сметному принципу, а это - зависимость учреждения от соответствующего бюджета (муниципального, регионального, федерального). Сметный принцип убивает здравоохранение по одной простой причине - это самый дешевый способ профинансировать любые расходы. В основе сметного принципа лежат нормативы, которые сегодня не просто крайне низкие, но сам механизм финансирования по смете приводит к незаинтересованности в оказании медпомощи, в увеличении объемов!..”
Удручает министра и то, что при нынешней системе ОМС “частные страховые компании выполняют весьма ограниченные функции”. Что дальше? “Учась выживать в новых условиях, здравоохранение, конечно же, постоянно наращивает объемы платных услуг, - сказал Зурабов. - Те средства, которые недодает государство, оборачиваются дополнительными средствами, которые платит население... А объемы этих средств в сравнении с ситуацией трех-пятилетней давности возрастают в разы! Сегодня население - и это только официально - за медпомощь доплачивает уже более
85 млрд. рублей ежегодно!..”
Вывод начальства прост: давно пора окончательно легализовать этот порядок вещей, рынок сам все утрясет! Железная логика: основной экономический мотив в сфере охраны здоровья - это, оказывается, наращивание числа медуслуг во что бы то ни стало (иначе “самоокупающейся” больнице не выжить). Как говорится, наши врачи у пациента за его денежки столько болезней найдут - только успевай отстегивать... “Чтобы адаптировать систему к работе в условиях рынка, должна быть изменена организационно-правовая форма!” - настаивает Зурабов. (То есть речь опять идет о преобразовании “бюджетных” больниц и учреждений в АУ - автономные учреждения.) Правда, “переход на оплату медпомощи по факту ее оказания - продолжительный и чрезвычайно трудоемкий процесс преобразований. Потому что это потащит за собой огромное количество проблем...”
В подтверждение своих идей Зурабов рассказал о катастрофической ситуации во вверенной ему “отрасли”: “Укомплектованность врачами лечебно-профилактических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, которые ориентированы на оказание первичной медпомощи, составляет всего 56%. Износ оборудования в первичном звене - 65%. Износ основных фондов зданий и сооружений - 30%. Более 50% молодых специалистов, которые направляются на получение высшего образования с надеждой на то, что они затем вернутся в те субъекты РФ, откуда были направлены на обучение, не возвращаются. Средний возраст врачей-специалистов, оказывающих первичную медпомощь, - 52 года. Более 30% этих врачей в течение последних 4-5 лет не проходили переподготовку... Насколько удовлетворяются потребности РФ в дорогостоящей высокотехнологичной медпомощи? Даже при том, что средства сюда вкладываются большие, особого предмета для гордости нет... Нам нужно делать 300 тысяч операций ежегодно - мы делаем порядка 20-25 тысяч! Так что средняя обеспеченность населения высокотехнологическими дорогостоящими видами помощи - 12-20%!” Причина, как подчеркнул Зурабов, в нехватке врачей, оборудования, лечебных учреждений.
Кроме того, граждане часто отказываются от бесплатного “льготного” соцпакета и выбирают наличные деньги (450 рублей) - на конец августа 400 тысяч человек, или 20% имеющих на то право, составляют именно “отказники”. Правда, эта цифра подвигла министра на вполне оптимистический вывод. По его мнению, “не менее 70% льготников на будущий год сохранят за собой право пользоваться льготными лекарствами”. Потому и впредь “отказываться от соцпакета нельзя - лучше не рисковать”. Тем более что, как уверяет министр, зафиксированные еще в начале года цены на льготные лекарства за истекший период не изменились. Сверх того оказалось, что большая часть производителей лекарств решили сохранять нынешние цены на льготные медикаменты и в будущем году - с небольшой индексацией.
РАД СТАРАТЬСЯ
В итоге министру пришлось сделать над собой усилие и признать, что “разгон” реформы здравоохранения пойдет не сразу. Дело в том, что за день до зурабовского визита в Думу президент страны огласил ряд прорывных социально-экономических инициатив. В частности, на социальные расходы бюджета планируется дополнительно выделить около 115 млрд. рублей, из них более половины пойдет на здравоохранение. Вкупе с президентской установкой на резкое повышение зарплат бюджетникам (прежде всего врачам) это поставило министра в сложное положение: железной рукой загонять здравоохранение к “самовыживаемости” в ближайшее время будет трудно. А объяснять необходимость этого - еще трудней. Одновременно в ведомстве Зурабова отмечают значительное увеличение общего объема ассигнований на здравоохранение, планируемых правительством РФ в проекте федерального бюджета на 2006 год. (По сравнению с аналогичными расходами в бюджете текущего года расходы федерального бюджета на здравоохранение вырастут на 89%, то есть почти в 1,9 раза. Речь, разумеется, идет об абсолютных показателях, а не об относительных, то есть не о росте самой доли расходов на здравоохранение в процентах от ВВП.)
Поэтому руководители “оздоровительно-развивающего” ведомства быстро сориентировались и решили, что в ближайшие год-полтора они будут развивать бесплатную амбулаторную медицину (укрепляя первичное звено оказания медпомощи, то есть поликлиники) и помогать наиболее бедствующему медперсоналу. Как подчеркнул министр, “акцент в последние годы в целом в РФ делали на укреплении специализированной и стационарной медпомощи. Основные средства шли именно на это направление, и забывалась сильная сторона отечественного здравоохранения - ее профилактический компонент”.
Теперь в плане выделения средств приоритетными станут оснащение медучреждений первичного уровня оборудованием и диспансеризация детей. Ну а зарплату будут повышать врачам общей практики, участковым врачам-терапевтам и педиатрам. “В первичном звене в ближайшее время произойдет радикальное повышение зарплат!” - обещал министр. Участковым врачам предполагается платить до 15 тысяч рублей в месяц, врачам общей практики - до 20 тысяч рублей в месяц.
Правда, министр оговорился-таки насчет того, что через некоторое время реформа будет реализована, потому что она необходима. А простой финансовой накачкой отрасли тут дело не поправишь, ибо пока налицо просто “кредитование” отрасли государством: “Опасность заключается в том, что, даже если в здравоохранение добавить средств, мгновенного эффекта в повышении качества не произойдет, и ситуация может стать схожей с той, что и при проведении реформы ЖКХ: суммарные платежи возрастают, а качество услуг остается тем же!” В общем, прогноз неблагоприятный, и реформа маячит на горизонте...
Вадим БАРАБАНОВ
“А” - СПРАВКА: “ЛЕТАЛЬНАЯ” ДЕМОГРАФИЯ
По данным Минздравсоцразвития РФ, обнародованным на думском заседании, для России характерен “отрицательный прирост населения”. Причина - низкий уровень рождаемости и одновременно высокий уровень общей смертности (в особенности среди мужчин трудоспособного возраста - из-за несчастных случаев, отравлений и травм). Так, за первое полугодие 2005 года число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза (в среднем по стране), а в 27 регионах - в 2-3 раза. За 10 лет ввиду естественной убыли россиян стало меньше почти на 9 млн.
Зато благодаря завозу мигрантов (“положительному миграционному приросту”) население реально сократилось лишь на 6 млн...
Положительная тенденция - некоторое снижение младенческой и материнской смертности. Например, в 2004 году показатель младенческой смертности составил 11,6 на 1000 родившихся, то есть на 24,2% ниже, чем в 2000 году.
По продолжительности жизни мужчин Россия отстает от развитых стран на 15,4-19,5 лет (в 1965 году СССР отставал на 2-3 года); женщин - на 7,6-13,1 лет (около 2 лет в 1965 году).
Отмечается, что “государственные гарантии бесплатной медпомощи носят декларативный характер”, “их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами” ведет “к снижению доступности медпомощи для значительной части населения и способствует увеличению числа случаев ее ненадлежащего качества”. Оттого “система обязательного медицинского страхования (ОМС) нуждается в серьезнейшей модернизации”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте