Top.Mail.Ru
Политика

До отмены отсрочек осталось одно чтение

Сокращение срока службы в армии до года законодатели компенсировали урезанием отсрочек от призыва. 7 июня Госдума приняла во втором чтении скандальный законопроект об отмене ряда “призывных” отсрочек по социальным, медицинским и профессиональным основаниям.

КРУГ ЗАМКНУЛСЯ


С 2008 года призывников отправят служить на год, зато “забреют” практически всех, кто не в состоянии будет заплатить за учебу в вузе или откупиться от работников военкомата либо сотрудников “учреждений медико-социальной экспертизы”, кои будут решать, здоров ли призывник и его близкие. О качестве “призывного материала” в этой связи и говорить стыдно: наводнив армию семейными, “увечными” и недоучками, им вдобавок за год не успеют дать весь комплекс необходимых навыков. Пушечное мясо из низов (фактически ополчение) плюс наемники - таков способ комплектования рядового состава, к которому привела либеральная “военная реформа”. Эксперты и правозащитники утверждают, что боеспособность и адекватность такой “рабоче-крестьянской” армии стремительно близится к нулю.

Не исключено, что в ближайшее время в парламент поступят новые законопроекты, направленные на дальнейшее поэтапное “раздергивание” существующей системы отсрочек. От планировавшейся ранее одновременной отмены всех “социально-профессиональных” отсрочек, не увязанной с сокращением срока службы, при ужесточении медицинских показаний к освобождению от призыва, похоже, решено отказаться. Поскольку ряд наблюдателей отмечают, что в противном случае в предвыборный год власти фактически толкнут социально активные группы населения (студентов и прочую молодежь) на улицу, в объятия “оранжистов” и прочей внесистемной оппозиции (системной у нас практически не осталось - почти всю повывели). Наверняка это понимают и в Кремле, а потому не спешат.

“ЕДИНЫЕ ПОДХОДЫ”

В первом чтении “законопроект об отсрочках” приняли в конце апреля, после чего его сразу же начали дорабатывать. Первый заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Сигуткин (“ЕР”) рассказал депутатам, какие основные изменения произошли между двумя чтениями.
Во-первых, “скорректировано освобождение от призыва сыновей и родных братьев погибших военнослужащих - в пользу призывников”. Во-вторых, “устранены правовые коллизии с законодательством: семейным, о детях, гражданским и с законом о свободе совести”. В-третьих, “уточнен порядок предоставления отсрочек сотрудникам МВД и других правоохранительных органов - выпускникам вузов этих ведомств”. В-четвертых, “решено не отказываться полностью от отсрочки гражданам, имеющим беременных жен, а установить дополнительные условия ее предоставления при наличии ребенка”. И, в-пятых, “существенно скорректированы нормы по отсрочкам на обучение - по сравнению с первым чтением мы учли максимально возможное количество случаев сохранения этой отсрочки и прописали в законе нормы прямого действия”.

К отклонению приговорили те поправки, которые не удалось согласовать с правительственными органами, прежде всего с Минобороны РФ. Их Сигуткин объединил в пять групп: 1) поправки, касающиеся “сохранения без изменений отсрочки по уходу за инвалидами-пенсионерами”; 2) предложения “сохранить или ввести новые основания для отсрочки гражданам, имеющим детей”; 3) поправки о сохранении отсрочек гражданам, имеющим беременных жен; 4) предложения сохранить отсрочки сельским педагогам и врачам; 5) “поправки о досрочном увольнении с военной службы офицеров по призыву”. Сигуткин сообщил, что предложения о предоставлении новых отсрочек вообще поддерживать нельзя, ибо “концепция законопроекта направлена на сокращение отсрочек”.

Зампред комитета по делам женщин Нина Останина (КПРФ) заявила, что в одной из поправок, намеченных к принятию, “предлагается не просто ущемить в правах родителей-инвалидов в возрасте старше 55 - 60 лет, заставляя бегать, заручившись справкой федерального или местного органа. Речь уже зашла и о том, что если этот призывник - единственный опекун для младшего брата или сестры - инвалидов от рождения, которым нет еще 18 лет, то вы требуете представления специальной справки федерального органа о том, что этот ребенок-инвалид, опекуном которого является призывник, также нуждается в уходе. Эти дети и так обижены природой, зачем вы заставляете этих малолеток пройти дополнительные терзания?” Сигуткин отрезал: “У вас сразу два понятия смешивается - опекун и инвалид. Для того, чтоб быть опекуном, нужно, извините, им стать - на это законодательство существует!..”

Тогда Останина предложила дать отсрочку призывникам, имеющим детей до трех лет, “поскольку данная семья нуждается, теряя возможность сейчас получать деньги от отца, так как он призывается на службу, а мама, как правило, не работает, так что элементарно содержать ребенка просто невозможно”. А если у молодых отцов отсрочки не будет, “те молодые люди, которые готовятся вступать в брак, поостерегутся заводить ребенка”. Останина напомнила: “Обещали, что будет внесен соответствующий законопроект о компенсациях таким семьям, но никакого закона про это не внесено и никто внятно про это ничего не сказал!” Ее поддержала коммунистка Светлана Савицкая, предложив поправку, которая “вместо отсрочки до трех лет, если ребенок был, предоставляет отсрочку хотя бы до года, если у призывника ребенок: “Нам рассказывают сказки о том, какие суммы компенсаций на ребенка будут выплачиваться матерям, у которых мужья уйдут в армию - но ведь ничего не будет сделано, эта сумма скатится до 2 тысяч рублей! Это обещаловка, которая потом правительством и Минфином будет сведена на нет! Ни соцподдержки семей не будет, ни демографическая проблема не будет решаться! Это вообще будет демографическое преступление, если мы не сохраним хотя бы до одного года отсрочку для отцов”.

На это замминистра обороны Николай Панков ответил, что готов законопроект, по которому “предусматривается выплачивать беременной женщине, муж которой призывается в Вооруженные силы, 4 тысячи рублей. Как только рождается ребенок, дополнительно к 4 тысячам направляется ежемесячная адресная помощь в размере 2 тысяч рублей. И совокупный доход семьи будет исчисляться 6 тысячами в месяц! Законопроект согласован Минобороны с Минздравом и, с некоторыми замечаниями, с Минэкономразвития. Сейчас мы ведем согласование с Минфином”. А это, как мы знаем, самое тяжелое...

Сергей Бабурин предложил “сохранить отсрочки для детей пожилых родителей, для граждан, имеющих ребенка-инвалида, который по заключению учреждения медико-санитарной экспертизы нуждается в постоянном постороннем уходе, и для тех выпускников вузов, которые постоянно работают врачами и на педагогических должностях в сельской местности - на время этой работы”. Сигуткин отозвался о сохранении отсрочек сельским специалистам так: “Ни образование, ни здравоохранение в сельской местности в РФ этой мерой тоже не поднимешь”. На что независимый депутат Владимир Рыжков возразил: “Дополнительных сто человек в казарме не спасут российскую армию, а вот сельская больница останется без специалиста, маленькая сельская школа останется без единственного учителя-мужчины! Хоть по такому-то вопросу можно пойти против правительства и занять принципиальную позицию?! Почему Дума идет на поводу у генералов?..”

Николай Панков в ответ попросил Рыжкова “и совесть иметь” и подытожил: “В законопроекте невозможно учесть все нюансы. Должны быть справедливые, четкие, ясные и понятные подходы, ориентированные на людей. Мы за концептуальный подход, мы за принцип! Мы предлагаем не призывать в ВС молодых людей, у которых близкие нуждаются в постоянном уходе, надзоре и помощи, мы не хотим их призывать! Но мы предлагаем единый подход: для освобождения от призыва нужно заключение федерального органа медико-социальной экспертизы!.. И решать все будет не человек в погонах, а призывная комиссия”.

Вадим БАРАБАНОВ


ДОСЬЕ

Проект закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву” предполагает перейти к одногодичному сроку прохождения службы по призыву в два этапа: на первом (с января 2007 года) - перейти на полуторагодичный срок службы, на втором этапе (с января 2008 года) - на один год. А “для обеспечения возросшей в этой связи потребности военной организации государства в призывных ресурсах” предлагается сократить количество оснований для предоставления гражданам отсрочек от призыва.

С января 2008 года отменяются четыре из действующих 25 отсрочек от призыва в армию, а основания для предоставления еще пяти отсрочек значительно ужесточены. Отсрочек больше не получат сельские врачи и учителя, работники “оборонки”, сотрудники правоохранительных органов, студенты “силовых” образовательных учреждений (относящихся к таможне, противопожарной службе, органам внутренних дел, госнаркоконтроля и уголовно-исполнительной системы, а также службе по контролю за оборотом наркотиков), и, кроме того, родители детей до трех лет (не инвалидов) и мужчины, чьи жены беременны сроком не более 26 недель. (Последняя категория семей в качестве компенсации за отправку кормильца в рабство получит копеечную соцпомощь из федерального бюджета.) Призывники, занятые уходом за родственниками пенсионного возраста, получат отсрочку только если представят в военкомат заключение медико-социальной экспертизы о том, что их родитель-пенсионер действительно нуждается в таком уходе. Такое медзаключение потребуется и призывникам - опекунам родственников-инвалидов.


МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке:


- Разговоры представителей комитета по обороне о том, что ко второму чтению закон стал более мягким, по ряду позиций не подтверждаются. Вот поправка, которой предлагается ликвидировать отсрочку гражданам, мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа. По-русски говоря, ликвидируется отсрочка для тех, у кого одинокий родитель, у которого, кроме призывника, в семье еще не менее двух детей либо инвалид с детства. Тут между первым и вторым чтениями явно был ужесточен текст законопроекта!

Новая версия законопроекта предполагает, что каждый инвалид первой или второй группы, каждый престарелый родитель должен получить заключение медико-социальной экспертизы о том, что он нуждается в постоянном уходе. Это странно, поскольку согласно законодательству инвалид первой группы по определению заведомо нуждается в постороннем постоянном уходе - давайте признаем очевидное! Поэтому ему дополнительная справка не нужна. А принятие такого проекта приведет к тому, что из дальней деревни инвалид первой группы вынужден будет специально тащиться куда-нибудь в город, дабы получить еще одно заключение о том, что он нуждается в постороннем постоянном уходе...
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика