5 декабря сорок человек погибли, сотни получили ранения в результате взрыва электрички в Ессентуках. 9 декабря шесть человек погибли, тринадцать ранены - таковы на момент подписания этого номера итоги взрыва, устроенного террористами-смертниками у стен Кремля. На месте трагедии в центре столицы побывал корреспондент “Солидарности”Айдар БУРИБАЕВ
Милиционер Сергей этим утром нес службу на посту у отеля “Националь”, на углу Тверской и Моховой улиц. В беседе с корреспондентом “Солидарности” он изложил подробности происшедшего.
Приблизительно в 10.50 постовой услышал взрыв за зданием гостиницы, со стороны Моховой улицы. Подбежав, он увидел развороченный “мерседес”, стонущих раненых, трупы людей. “Куча мяса была там, понял? Голова женская лежит, все в крови, чьи-то оторванные ноги перелетели через всю улицу и упали возле Манежа”, - так он описывает увиденное. Шестеро погибших, в том числе две женщины. Брюнетке лет двадцати оторвало взрывом голову. Труп другой женщины, 35-40 лет, лежал рядом. От ранения в живот умер пожилой прохожий. У машины находились тела двух молодых парней, вероятно, пассажиров. “Все, кто были в момент взрыва у стены дома, либо погибли, либо получили очень тяжелые повреждения”, - считает сотрудник милиции.
Сергей сразу вызвал подмогу, тем временем помощь раненым оказывал проходивший мимо врач. Он достал где-то веревку и, как жгутом, перетягивал ею конечности пострадавших. Подошли офицеры службы охраны из Госдумы. Сирену “скорой помощи” люди услышали через 10 минут после происшествия. А уже затем подтянулись практически все силовые службы.
Корреспондент “Солидарности” заметил на месте взрыва автобусы МЧС, ГУВД Москвы, подъехали два оранжевых фургонах взрывотехников из ФСБ. “В общем, неправильно все это, и детишек жалко”, - сказал напоследок уже посиневший от холода Сергей. Его поставили в оцепление отгонять журналистов и зевак.
В фешенебельной гостинице “Националь” выбиты стекла на первых двух этажах. Пресс-секретарь отеля Анна Амосова сообщила “Солидарности”, что среди раненых и убитых их постояльцев нет. В самой гостинице паники и больших разрушений не было, а ущерб от взрыва только начали подсчитывать. Двое германских бизнесменов - постояльцев отеля заявили прибывшим на место трагедии журналистам, что в Москве попросту страшно находиться.
Сразу после взрыва милиция перекрыла всякое движение по Моховой улице: от метро “Александровский сад” до пересечения с Тверской. А когда собаки-“саперы” залаяли на вещи, раскиданные по улице, толпу из соображений безопасности вообще оттеснили метров на 400, к гостинице “Москва”. Через час к прессе вышел представитель ГУВД Москвы Кирилл Мазурин. Он сообщил, сколько обнаружено погибших и пострадавших и что проводится осмотр места происшествия, опрос свидетелей. Позже, в 13.40, он уточнил: ранены при взрыве тринадцать человек, из них двенадцать - граждане России и одна девушка, судя по имени и фамилии, возможно, имеет китайское гражданство.
Основная часть пострадавших - молодые люди. Рядом с местом теракта находятся два института - Первый медицинский и МГУ, и в утренние часы там должно было быть много студентов. (Потом выяснится, что пострадали граждане в возрасте от 15 до 66 лет.) Характер ранений одной из двух погибших женщин говорит о том, что взрывное устройство располагалось на ее теле. К этому времени Генеральная прокуратура уже возбудила уголовное дело по статьям “терорризм” и “убийство”.
На место взрыва прибыл мэр Москвы Юрий Лужков. Пресс-секретарь московского градоначальника Сергей Цой сообщил журналистам, что взрыв рассматривается уже точно не как криминальная разборка, а как теракт. Террористок было две, возможно, есть и сообщники. Они направлялись в Госдуму и, по его словам, собирались взорвать бомбу в ее здании. Сергей Цой считает, что они приурочили свое мероприятие к прошедшим выборам депутатов парламента.
P.S. Взрыв у Кремля произошел через четыре дня после ставропольского теракта. По словам заместителя председателя Федерации профсоюзов Ставропольского края Николая Лауты, после взрыва электрички в Ессентуках меры безопасности в регионе были незамедлительно усилены. С субботы закрыты все рынки. Ставропольские профсоюзы оказывали помощь жертвам терорристов вместе с администрацией края: “Наши люди в “неотложке” и группа врачей из объединения “Ессентуки-курорт” сразу после теракта там работали - перевозили жертв, оказывали помощь, места в учреждениях здравоохранения подготовили”. Насчет материальной помощи жертвам и их семьям сведений из администрации пока нет. “Люди в крае до сих пор насторожены. С другой стороны, как ездили - так и ездят, работать надо, куда им деваться-то”, - сказал Николай Лаута.
Фото Павла ГОРШКОВА
ОПРОС: От кого ждать компенсации жертвам терактов и их семьям?
Теракты в Ессентуках и Москве вновь заставили задуматься о том, несет ли государство какую-либо ответственность за безопасность своих граждан - и готово ли вообще признать за собой подобную ответственность. “Солидарность” провела опрос профактива. Профлидерам задали вопросы: от кого и какую компенсацию должны получать жертвы терактов, и каким порядком выделение этой помощи должно происходить?
Юрий СЫРЕЙЩИКОВ, председатель профсоюза работников органов безопасности РФ:
- Компенсацию жертвы таких трагедий должны получать от государства, раз уж оно взялось гарантировать безопасность граждан. Каков должен быть размер - трудно сказать. Каким порядком? Вот в Ессентуках - там и денег-то в крае не найдут... Профсоюзы могут в такой помощи участвовать, почему нет: если деньги у кого-то есть и некую сумму они могут отстегнуть... А где, собственно, у профсоюзов деньги-то?
Юрий БЕЗЗУБОВ, заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания:
- Компенсация должна быть от государства - оно ведь обязано охранять своих граждан. Какие суммы - не знаю, но ведь должны быть какие-то методики расчетов, на основании которых определяется, кому и сколько.
Борис АДОХИН, председатель Московской горорганизации общероссийского профсоюза военнослужащих:
- От правительства РФ! Но ни в коем случае не от правительства Москвы. Потому что войну в Чечне давно уж можно было закончить - если заниматься ею серьезно. Размер компенсации должно определить государство. Помощь должна выделяться на федеральном уровне - ведь и зачистки, и амнистии осуществляют федеральные ведомства...
Опрос провел
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте