Митинги, демонстрации, шествия, пикеты и даже публичные собрания в столице теперь должны проводиться по строгим правилам. Уведомлять городские власти о планирующемся мероприятии положено за две недели до начала акции, предоставив полные сведения об организаторах и четко прописав программу предстоящего действа. Мало того, необходимо еще измерить площадку, где планируется провести акцию, чтобы собрать на ней не больше двух человек на квадратный метр. Эти и прочие новшества прописаны в новом городском законе, принятом Мосгордумой.
“ЧЕЛОВЕКО-МЕТРЫ”
Право граждан “собираться мирно” установлено Конституцией РФ. Проведение публичных мероприятий регулируется федеральным законом “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”, который действует вот уже два года. 4 апреля Мосгордума приняла в последнем чтении городской закон, призванный полностью упорядочить проведение акций в столице. Законопроект впервые был рассмотрен депутатами в декабре прошлого года и с тех пор претерпел ряд редакций и вызвал шквал эмоций - как у депутатов, так и в СМИ.
Дело в том, что закон вводит необходимость предварительного уведомления о проведении почти любых собраний и строго регламентирует численность участников. Согласно ему количество участников митинга рассчитывается исходя из количества квадратных метров городской площади - не более двух человек на метр. В помещениях же может собираться столько людей, сколько там посадочных мест. Подавать уведомление на проведение публичного мероприятия надо будет за 10 - 15 дней до предполагаемой даты его начала (для проведения пикета - за 3 дня). Если планируется собрать до пяти тысяч человек, уведомление необходимо подавать в префектуру того административного округа, где будет проходить митинг. Если же участников будет больше или мероприятие намечено на территории нескольких округов, уведомить надо правительство Москвы. Кроме того, правительство будет определять заполняемость территорий памятников истории и культуры. Говоря проще, процедура усложнена, а число участников акций ограничено.
ДЛЯ НАШЕГО БЛАГА?
Главный аргумент сторонников закона (25 депутатов против шести) - безопасность мирных жителей. Именно на безопасность - детей и пожилых людей, от пожаров и терактов - уповала в своих выступлениях ответственная за законопроект депутат Татьяна Портнова (фракция “Единая Россия”):
- Превышение этих норм небезопасно! Если люди не умещаются на той территории, на которой заявлен митинг, могут произойти опасные для жизни граждан инциденты. Необходимо, чтобы чувствовали себя безопасно как участники мероприятия, так и люди, которые просто могут оказаться рядом.
Отвечая на один из многочисленных вопросов оппонентов, Портнова разволновалась и сказала, что этим законом власть “разрешает митинги”. Как потом призналась - оговорилась: ведь каждый гражданин РФ имеет конституционное право “открыто выражать свое мнение и предъявлять требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, участвуя в публичных мероприятиях”. А отменить Конституцию даже московские власти пока не в силах. Поэтому речь идет лишь об уведомительном характере закона в случае публичных собраний общественно значимого характера. Закон “не касается собраний профсоюзных, собраний на предприятиях, в школах, родительских собраний”.
Портнова также заявила, что закон направлен на то, чтобы научить общество цивилизованно высказывать и формировать различные мнения. Это при коммунистах, сказала она, были плановые мероприятия, которые нельзя считать свободным волеизлиянием. Сейчас, дескать, не то время...
Депутат Михаил Антонцев (фракция “Единая Россия”, заместитель председателя Московской федерации профсоюзов на общественных началах), проголосовав за принятие законопроекта, заявил, что уличные акции - это не просто высказывание мнений по тем или иным политическим соображениям. Должны быть обеспечены гарантии безопасности для людей, которые там собрались. Закон, родившийся в результате бурных обсуждений, как раз и позволит проводить такие мероприятия цивилизованно, считает депутат.
ЧИНОВНИЧЬИ ПОДНОЖКИ
Фракция “Яблоко - Объединенные демократы” на протяжении всего года упорно голосовала против законопроекта. Как отметил руководитель фракции Сергей Митрохин, хоть закон и претерпел улучшение на стадиях рассмотрения и самые одиозные положения были из него изъяты, в нем остается много препятствий для проведения публичных мероприятий.
- Это многочисленные бюрократические препоны. Ведь любая справка - это возможность придраться и не допустить проведения мероприятия по “бумажной” причине, - заявил Митрохин. - Мы считаем, что это не должно являться причиной конфликтов на улицах Москвы с использованием милиции, которая должна ловить преступников, а не в количестве десятков тысяч подавлять горстку из пятисот митингующих, что сейчас происходит каждый день. А закон еще больше развязывает чиновнику руки для препятствования гражданам в реализации их конституционных прав!
Кроме того, закон позволяет властям вмешиваться в проведение собраний. Если оговорено количество посадочных мест, которое должно быть равно количеству людей, то кто-то должен прийти и все сосчитать? И если окажется, что людей больше, чем стульев, может закрыть собрание?.. По мнению Митрохина, эти положения закона являются реакционными, препятствуют проведению массовых мероприятий.
Возможна и неоднозначная трактовка документа, что может привести к чиновничьему произволу, добавил депутат Владимир Лакеев (фракция “КПРФ”). А кто-то из “Объединенных демократов” напомнил оппонентам случай в прошлом году, когда “московские власти просто унизили тысячи ветеранов войны, запретив демонстрацию 7 ноября под надуманным предлогом”...
ВОТ В ТАКОМ РАЗРЕЗЕ...
Закон Москвы вступит в силу через три месяца. В качестве заметки на его полях - пару слов.
Под публичным мероприятием закон подразумевает “акцию... с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики”. На собраниях, проводимых именно с этими целями, людей не должно быть больше двух на квадратный метр или больше, чем посадочных мест.
Любопытно, что столь трогательная забота законодателей о нарушении личного пространства москвичей не касается, например, общественного транспорта в час пик... Как не касается и мест предварительного заключения, где люди, чья вина перед обществом еще не доказана, а нередко и вовсе отсутствует, бывает, что и спят по очереди. Или депутаты уверены, что никогда туда не попадут? А в храмах, скажем, на праздник Пасхи - как обстоит дело с соблюдением этих нормативов? Или там пожары и теракты невозможны, а детей и старушек туда не пускают? Видимо, все дело в том, что с политическими требованиями к богу не обращаются...
В трехмесячный срок со дня вступления закона в силу правительство Москвы должно принять нормативный акт, регламентирующий порядок проведения публичных мероприятий на территориях памятников истории и культуры и норму предельной заполняемости этих территорий. Интересно, будет ли сделана разница в “человеко-метрах” между православным праздником в церкви и пикетом у памятника Пушкину?..
СПИРАЛЬ ИСТОРИИ
...Веком ранее, в начале 1906 года, были изданы “Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий”, которые фактически стали первым российским законом о профсоюзах. Целью издания Правил была попытка поставить независимые тогда профсоюзы под контроль государственной власти.
Было оговорено, что публичные собрания не могут проводиться без ведома полиции, а обо всех своих действиях правление союза должно сообщать властям. Если правила не соблюдались или нарушались, виновный наказывался арестом на срок до трех месяцев или штрафом до 300 рублей. Если же мероприятие преследовало политические цели, то виновный подлежал заключению в крепости или тюрьме на срок до года. В законопроекте особо оговаривалось, что профессиональные общества не могут ставить перед собой политические задачи.
Известный профсоюзный деятель Виктор Гриневич в своих статьях гневно порицал царское правительство за издание “крепостного закона”. Смысл Правил он видел в том, чтобы изолировать рабочих от “посторонних лиц, преследующих политические цели”. А также в том, чтобы наложить на профессиональные рабочие организации узду, установить самый строгий полицейский и предпринимательский надзор за всеми проявлениями их деятельности, за составом их правлений. А между тем профсоюзы должны быть свободны в своей деятельности.
В том же году в резолюции II Всероссийской конференции представителей профсоюзов отмечено, что профсоюзам нужна полная политическая свобода, “необходимыми элементами которой являются свобода собраний, союзов, печати, неприкосновенность личности и жилища, право каждого гражданина, без различия пола, национальности и религии, принимать участие в законодательной власти”. И главное - для нормального развития профсоюзы нуждались в полной свободе стачек и коалиций.
4 марта 1906 года “Временные правила” вступили в силу и фактически получили статус закона. В это время в России было введено военное положение и усилены охранные службы...
Марина ЮРШИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте