Журналистов для легкости общения с чиновниками поставили в одну очередь с обычными гражданами. Депутаты приняли пакет законов, которые фактически освобождают чиновников от обязанности отвечать на вопросы журналистов. О простых гражданах, как говорил один советский сатирик, и шутить кощунственно. Тянуть с ответом на их запросы слуги народа смогут по полтора месяца - на вполне законных основаниях...
18 апреля Госдума РФ поддержала в первом чтении три правительственных законопроекта, касающиеся доступности информации о деятельности госорганов. Их планируется ввести в действие с 1 июля этого года. По мнению экспертов, на практике эти “рамочные” документы повторят судьбу принятого в прошлом году закона об обращениях граждан в органы власти, который фактически никем толком не исполняется.
“ЭЛЕКТРОННОЕ” ПРАВИТЕЛЬСТВО
Представлял правительственные законопроекты замминистра экономики Андрей Шаронов. Заместитель Грефа поведал депутатам, что пока по уровню информационной открытости власти Россия занимает 40 место из 48 охваченных исследованием стран. Зато опережает небезразличную нам Нигерию, с которой нас и так весь мир постоянно сравнивает. Шаронов напомнил, что постановление правительства, которое предписывало всем органам федеральной и исполнительной власти публиковать информацию о своей деятельности в Интернете, вышло еще в 2003 г. Однако воз и ныне там: не налажено информационное взаимодействие граждан и СМИ с судебной, законодательной и местной властью, ну а “закрывать” информацию и “отшивать” граждан с их запросами можно чуть ли не автоматически.
Предполагается, что теперь нам общаться с чиновниками будет легче и приятней. Гражданам даже хотят разрешить присутствовать на заседаниях правительства, министерств и ведомств. Ну а если гражданин не найдет интересующей его информации на сетевом ресурсе госоргана, он вправе обратиться туда с запросом, причем мотивировать его не придется, а ответить чиновник может как в устной, так и в письменной форме. Открытыми предполагается сделать, в числе прочих, данные о вакантных должностях, о составе конкурсных комиссий по госзакупкам, хозяйственные договоры, решения судов о признании недействительными ведомственных актов, а также законопроекты, внесенные правительством в Госдуму.
Отказать имеют право лишь тогда, когда сведения относятся к гостайне, не входят в компетенцию ведомства или были ранее опубликованы в СМИ. Чиновники обязаны отвечать на запросы в течение 30 дней, но если у них туго с ответом, срок их мучений могут продлить до 45 дней. Если чиновник не ответит в срок, необоснованно откажет в информировании либо самостийно причислит информацию к гостайне, его оштрафуют на 1 - 3 тыс. руб.
Информацию о работе госорганов вообще-то полагается давать безвозмездно, но граждане будут вынуждены оплатить расходы по доставке и тиражированию информации. На предполагавшийся вопрос насчет обоснованности введения платы за накладные расходы Шаронов ответил заранее: “Это необходимо, чтобы исключить злоупотребление гражданами их правом на информацию. Иногда граждане запрашивают фактически целые грузовики информации”. Подразумевалось, видимо, что бить рублем - наиболее действенный способ защиты от “психических”. А также от шибко настырных индивидов, которых трудно смутить отказом. Сколько придется платить за информацию - пока неизвестно. Однако замминнстра экономики понадеялся, что правительство нас не ограбит и введет “небольшую пошлину - единый унифицированный платеж за предоставление информации” плюс “некую плату за одну страницу информации”.
НЕДОВЕРЧИВЫЕ ДЕПУТАТЫ
Председатель комитета ГД по информационной политике Валерий Комиссаров (“ЕР”) в содокладе отрапортовал, что гражданин “просто обязан получать достоверную информацию”, в особенности о том, что происходит рядом, будь то строящийся газопровод, теплотрасса или яма у дома”. И, конечно, поддержал правительство в его стремлении к свободе.
Другой единоросс - вице-спикер ГД Владимир Катренко, в целом поддержав проекты, был куда более критичен. Его обеспокоила норма об информации, доступ к которой ограничивается. “Очевидно, что государственная, коммерческая или банковская тайна, а также персональные данные не должны быть открыты для всех, - подчеркнул он. - Правительство посчитало, что сохранить секретную информацию можно, зафиксировав в законопроекте перечень данных, разрешенных для размещения в Интернете. Однако логичнее было бы законодательно закрепить не список общедоступных сведений (каким бы обширным и развернутым он ни был), а как раз исключения из правил, то есть перечень информации, которая не может быть предоставлена”. Согласился с ним и первый вице-спикер ГД Олег Морозов, который обратил внимание на то, что в РФ нет законодательно закрепленного механизма отнесения сведений к служебной тайне.
Депутат Борис Резник (“ЕР”) еще резче отреагировал на поправки в закон о СМИ, назвав их оскорбительными для прессы. Он полагает, что новые нормы ни к какому “повышению информационной открытости” не приведут и только усложнят работу журналистов: “Крайне негативные последствия будет иметь установление для граждан и СМИ единого порядка доступа к информации о деятельности госорганов”. Например, журналиста, который должен получить информацию у главы муниципалитета, поставят в одну очередь с местными жителями, пришедшими за справкой. “А сбор информации - профессиональный долг журналиста!” - напомнил Резник.
Независимый депутат Святослав Насташевский сообщил, что проект де-факто изымает порядок общения чиновников со СМИ из базового закона и передает в еще не существующий закон. Кроме того, пока журналист может взять устный комментарий непосредственно у “персоны”, а по проекту ему придется обращаться в уполномоченный орган (справочную службу). Шаронов отпарировал, что права журналистов в законопроекте совершенно не ущемляются. А депутаты, мол, видят в тексте то, что хотят видеть.
Независимый депутат Владимир Рыжков гневно заявил Шаронову, что по этому закону “порядок доступа и перечень информации будут определять сами ведомства. Информация станет еще более закрытой, чем сейчас!” - “Кошка написала правила игры для мышки”, - согласился коммунист Виктор Кузнецов. Независимый депутат Сергей Попов добавил: раз проект дает правительству право уточнять порядок и условия, на которых предоставляется доступ к информации, то кабинет министров получит “карт-бланш на изменение закона, поскольку границы тех особенностей, на которые может ссылаться правительство, никак не установлены”. Шаронов отозвался в том смысле, что “секретить” будут в основном сводки силовых ведомств и спецслужб.
Особенно возмутило Рыжкова намерение заставлять людей платить за информирование: “В стране и так 53% населения живет за чертой бедности, почему у нас граждане должны будут платить за все?..” Александр Кравец (КПРФ) подтвердил: “Дело упирается в систему связи и деньги. У нас далеко не все граждане и телефон-то себе поставить могут, а у многих муниципалитетов нет даже ксерокса, чтоб размножить документы”.
В общем, Шаронову с Комиссаровым пришлось буквально продавливать закон, потому что посланцы народа просто взбунтовались. И на условиях доработки ко второму чтению закон приняли: 341 депутат “за”, 31 “против”.
Вадим БАРАБАНОВ
“А”-СПРАВКА
По законопроекту “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” срок рассмотрения запроса - 30 дней, а если предоставление данных невозможно в течение этого времени, то срок продлевается не более чем на 15 дней. Сведения о деятельности госструктур могут предоставляться в устной форме или в виде официальной бумаги, а также содержаться в электронном документе, заверенном электронной цифровой подписью. Способы обеспечения доступа к информации: обнародование (опубликование) в информационно-телекоммуникационных сетях, размещение информации в общественно доступных местах - на стендах, досках объявлений и т.п., предоставление информации по запросу. (Закон допускает и присутствие граждан и представителей организаций на заседаниях коллегиальных органов властных структур.)
Информация может быть предоставлена: бесплатно - в устной форме, размещенная в СМИ либо в Интернете или общедоступных местах; за плату - если ее объем превышает размер, определенный правительством РФ, и включает в себя затраты на изготовление копий документа и (или) почтовые расходы. Законодательно устанавливается доступ к информации в электронной форме, для обеспечения которого госорганам и местным властям придется подключать свои информационные системы к Интернету, открыть свои официальные сайты для неограниченного доступа, выделить адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемых данных.
Два сопутствующих законопроекту документа - поправки в закон о СМИ и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Поправки в КоАП определяют ответственность чиновников за нарушение прав граждан на доступ к информации (штраф от 20 до 30 МРОТ); за несвоевременное предоставление информации (размещение ее в информационно-телекоммуникационных сетях) - от 20 до 30 МРОТ; за необоснованное отнесение сведений к служебным (от 10 до 20 МРОТ) или гостайне (от 20 до 30 МРОТ).
Поправки в закон о СМИ регламентируют порядок предоставления прессе данных о деятельности органов госвласти. Законопроект включает сведения о деятельности органов местного самоуправления в перечень информации, право на получение которой граждане имеют через СМИ, а также порядок предоставления информации редакциям СМИ по их запросам. Кроме того, законопроект имеет две статьи, в которых говорится: “организации и общественные объединения, их должностные лица”, а также “государственные органы и органы местного самоуправления” предоставляют “сведения о своей деятельности по запросам редакций СМИ в порядке, установленном Федеральным законом, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте