У нашего государства нет действенных несиловых рычагов регулирования миграционных процессов. Такой вывод можно сделать из прошедшего 17 декабря в Москве “круглого стола” на тему “Мигранты и их роль в жизни России”. Участвовали министр по национальной политике Владимир ЗОРИН и замначальника Федеральной миграционной службы (ФМС) МВД Михаил КРАВЧЕНКО. Они отметили, что иностранные рабочие не оказывают негативного влияния на российский рынок труда, а на демографический уровень России влияют положительно (восполняют потери от убыли населения). И де-факто признали: контроль над миграцией не очень-то эффективен, носит карательный характер, и законодательных послаблений приезжим ждать не приходится.
Министр по национальной политике Владимир Зорин констатировал, что “за последние годы Россия столкнулась с небывалым объемом миграционных процессов”. Только по официальным данным, с 1989 года в нашу страну въехало более 11 млн. человек, а выехало менее 6 миллионов. Получилось, что положительное “миграционное сальдо” равняется примерно 5,6 млн. человек. Внутренняя миграция также приняла масштабный характер: с 1989 года внутри России переместился каждый четвертый житель, при этом наиболее привлекательными районами для переселения являются центр и юг страны.
Ранее Россия рассматривалась как поставщик мигрантов в другие страны, а в последние 3-4 года вдруг оказалось, что мы - “страна миграционно привлекательная”. Теперь, как указал министр, для РФ характерна трудовая миграция (“к нам едет рабочая сила, чтоб заработать”), тогда как раньше львиную долю приезжих составляли беженцы и вынужденные переселенцы. Однако Зорин подчеркнул, что “трудовые мигранты составляют всего 0,7% занятого населения, и это не представляет никакой угрозы для экономики в масштабах страны”. Больше всего иностранцев - 30% - в строительстве, 24% - в бытовой сфере и торговле, 13% - в промышленности, 7,4% - в сельском хозяйстве и 2,4% - в транспортной отрасли.
Впрочем, не стоит и впадать в эйфорию от наплыва мигрантов, пусть даже они и восполняют потери от российской демографической катастрофы. Опасности известны: терроризм, наркотрафик, торговля людьми - то есть встает вопрос о национальной безопасности. “Другой проблемой является нелегальная трудовая миграция, объем которой в новой России доходит до 7 млн. человек!Потребовалось вывести наше миграционное законодательство на уровень мировых стандартов, и мы пошли на введение квот и миграционных карт”, - сказал Зорин. В результате, по его словам, начался выход мигрантов из тени. А такое пробуждение сознательности накладывает ряд обязательств и на власти. “Нужна защита самих мигрантов! - провозгласил министр. - Ведь согласно законодательству мигрант обладает всеми правами гражданина, кроме права избирать. Правда, это лишь в том случае, если он легализовался и зарегистрировался”.
Замначальника ФМС МВД Михаил Кравченко поведал, что “к легально находящемуся здесь человеку милиция не подойдет и не заберет. Ведь если будут неправомерные действия, он сможет обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию или суд. Позиция человека тем уязвимее, чем у него меньше нормальных документов”. Видимо, милицейский руководитель полагает, что как раз у террористов с наркоторговцами и не хватает денег, чтоб сделать себе хорошие документы, и предлагает в это поверить и нам... Кравченко подчеркнул тот факт, что его начальник, глава ФМС Александр Чекалин, в основе успешной миграционной политики “видит прежде всего ответственность недобросовестных работодателей за привлечение нелегальной рабочей силы, а вовсе не облавы на людей”. Дескать, с начальством нам, в общем-то, повезло, и надо это ценить. Правда, есть в этой работе и “чисто полицейский блок функций, связанных с миграционным контролем. Это и органы миграционного контроля, и посты миграционного контроля и миграционная инспекция, которую мы только начинаем создавать... Надо проработать вопросы выдворения и депортации, на что нужны большие средства. Демократия - вещь дорогая: в Евросоюзе на временное содержание одного выдворяемого тратится 4,5 тысячи евро в месяц. И нам нужны центры временного содержания для нелегалов, они уже строятся...” Ведь, как с печалью сообщил Кравченко, косвенные потери бюджета в 2003 году от недоплаченных налогов из-за незаконной трудовой миграции составили от 1 до 2 млрд. долларов. А по данным МВД, сейчас по стране бродит от 1,5 до 5 млн. лиц с неопределенным трудовым статусом, большинство которых - незаконные трудовые мигранты. Зато в 2003 году госпошлина от въезжающих в страну иностранных граждан дала бюджету страны около 1,5 млрд. рублей - в десятки раз больше, чем в 2002-м.
Как выяснилось, в 2004 году квота на привлечение иностранной рабочей силы составит 436 тыс. человек. Это почти на 100 тыс. меньше по сравнению с нынешним годом, когда официальное разрешение на работу было выдано 530 тысячам иностранцев. Вместе с тем миграционные квоты увеличат в 6 раз для Свердловской области, в 2,2 раза для Волгоградской области и почти в 2 раза для Якутии, что связано с развитием там производства и строительства. А в трех регионах (Чечня, Ингушетия и Корякский АО) не нуждаются в иностранной рабочей силе: “Нет заявок - нет и квот!” - подытожил Зорин.
Докладчиков спросили о роли и месте неправительственных и коммерческих организаций в упорядочении миграционных потоков. Зорин сказал: “Реализация миграционной политики без участия таких организаций будет неполноценной. Например, у нас сейчас действуют около трехсот объединений беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев...” Кравченко был более осторожен, особенно в отношении коммерческих структур: “В вопросах трудовой миграции место коммерческим структурам есть (помощь в адаптации, правовое консультирование) - ведь мало кто из мигрантов знает, что именно они нарушают, как им легализоваться, в чем их права. И этим пользуются и криминальные структуры, и, к сожалению, отдельные представители власти”.
Журналисты выразили опасение, что доминирование коммерческих структур в миграционной сфере приведет к злоупотреблениям и безудержной торговле людьми. Как оно уже и происходит - вспомним массу случаев, когда невесть откуда взявшиеся “модельные агентства” и “биржи трудоустройства” продают наших сограждан в рабство. Кравченко согласился: “Конечно, есть возможность обмана со стороны коммерческих структур. Но на то есть ответственность, предусмотренная уголовным законодательством”. Зорин добавил: “Если чисто по жизни, то роль этих коммерческих структур будет зависеть от взаимодействия с властями и от добропорядочности”. Такой оптимизм повеселил прессу, которая “по жизни” сталкивается с обратными примерами.
Госчиновникам предложили перехватить инициативу у негоциантов и ввести в миграционную госполитику принцип “одного окна” (сдают все справки и получают все документы единовременно и в одном органе). Ведь коммерсанты, промышляющие услугами типа “паспорт за три дня”, давно этот метод освоили. Кравченко помрачнел: “Нам законодательно запрещено создавать такие государственные организации... А вот коммерческим организациям законодательство разрешает заниматься такой деятельностью.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте