Top.Mail.Ru
Политика

Военно-патриотическое убийство не раскрыто

На прошлой неделе военный суд Сургутского гарнизона полностью оправдал начальника второго отделения военкомата Советского района Ханты-Мансийского АО подполковника Владимира ЗАВАДСКОГО. Этому чиновнику инкриминировали превышение полномочий и преступную халатность, повлекшие смерть 16-летнего Александра БОЧАНОВА. Именно Завадский руководил военными сборами, на которых погиб школьник. В одном из номеров “Солидарность” уже рассказывала об этой трагедии (“Военно-патриотическое убийство”, № 42, 2003).

В последний, пятый, день тренировок, 5 сентября 2003 года, детей сразу после ужина отправили на марш-бросок: 10 километров (по документам, на самом деле - 12) по пересеченной местности. После того как ребята преодолели 8 километров, прозвучала команда “надеть противогазы”. Следом ехала машина с работниками военкомата, подгонявшими отстающих. Уже на финише Саше Бочанову стало плохо. Одноклассники говорят, что ему не разрешили остановиться и снять противогаз, и мальчик захлебнулся рвотными массами. Суд сделал неожиданный вывод: не установлено никакой связи между гибелью школьника и физическими нагрузками во время марш-броска. Кроме того, выяснилось, что чиновники, предавшие историю военно-патриотического убийства гласности, лишились работы.

...В семье Бочановых было трое детей: старшей дочери, Ирине - 30 лет, среднему сыну, Евгению - 27. Младший, Саша, - самый любимый. “Старшие у нас родились один за одним, а младшего я родила для себя, в 30 с половиной лет, как утешение в старости”, - говорит его мама Людмила. Отец, Владимир Бочанов, частенько ругал жену: мол, нечего баловать парня. И со своей стороны старался дополнить мамину заботу мужским воспитанием - учил сына работать руками, брал с собой на рыбалку и на охоту. Александр никогда не выпивал и не курил, очень внимательно относился к своему здоровью, с удовольствием занимался спортом - сначала боксом, затем баскетболом. Был здоровым и рослым - “старшего, Женьку, по высоте догнал”. Немудрено, что родители не поверили в гибель Саши от обострения некой болезни, как первоначально сообщила судмедэкспертиза.

Сына похоронили на третий день, 8 сентября. Глава администрации Советского района Андрей Расковалов выразил семье соболезнование, но заявил, что сборы будут продолжаться. Уголовное дело по факту смерти Саши Бочанова местная прокуратура прекратила “за отсутствием состава преступления”. Ситуация осложнялась тем фактом, что военные лагеря для школьников - любимое детище главы администрации ХМАО Александра Филиппенко. Губернатор даже получил грамоту за успехи в военно-патриотическом воспитании - как раз после смерти Саши...

Самих родителей Саши никто не трогал, а вот с теми, кто выступал в их поддержку, происходило примерно одно и то же. Как утверждают “клеветники” на местные органы власти, самой первой, сразу же после отказа отправить старшеклассников в военный лагерь “Чайка”, которым продолжал руководить подполковник Завадский, уволили директора Алябьевской средней школы Татьяну Сидорову. Официально - по сокращению штатов. В образовательные учреждения ХМАО Сидорову потом принимать отказывались, в частных беседах объясняя отказ прямым указанием “властей”. Кроме того, бывшему директору позвонили домой и сказали, что если она еще будет контактировать с родителями Саши, то у ее сына, студента, будут большие неприятности. Другая знаменитость района, один из уважаемых чиновников Советского РОНО Виктор Багаев, как говорят, именно из-за своих выступлений в печати в поддержку Бочановых был “подведен под сокращение” и точно так же, как и Сидорова, получал категорический отказ в приеме на работу. С той же неофициальной мотивировкой.

Только после того, как обстоятельствами гибели парня заинтересовались журналисты и депутаты, родителям Александра удалось добиться нового расследования. Оно продолжалось полгода. Следствием занималась военная прокуратура, которая затем передала дело в суд. Постепенно интерес к процессу потеряли и политики, и журналисты, место дорогого столичного адвоката семьи Бочановых занял местный - “подешевле”... И вот - долгожданный суд.

Надо сказать, что обвиняемый, Владимир Завадский, свою вину не признавал с самого начала. И на суде просил вынести ему оправдательный приговор, заявив, буквально, следующее: “Смерть Саши является казусом, в котором нет виновных, потому что она носила необратимый объективный характер”. В суде Сургутского гарнизона с такой формулировкой согласились. Завадского и организаторов сборов оправдали, предложив лишь применить административное наказание к фельдшеру, работавшему на сборах. Рассказы одноклассников Бочанова о том, что военруки якобы издевались над ними, признаны бездоказательными. А показания родителей Александра Бочанова против военкома суд вообще не рассматривал, посчитав их необъективными.

- Гарнизонный суд отверг все доводы обвинения, - рассказал по телефону “Солидарности” адвокат семьи Бочановых Андрей Филатов. - Признаны допустимыми для одиннадцатиклассников 12-километровый марш-бросок, 4-километровая пробежка в противогазах. Суд не озаботился тем, что ребят, бегущих в противогазах, при этом заставляли петь. Гарнизонный суд посчитал нормальным и тот факт, что военные сборы, в нарушение закона, проводились в начале, а не в конце последнего учебного года. Однако юридически приговор сформулирован грамотно. Суд отверг доводы обвинения, потому что посчитал необоснованным заключение одной из трех судебно-медицинских экспертиз, а именно второй, которая проводилась Югорским межрайонным бюро СМЭ после возвращения дела о смерти Александра Бочанова на доследование. В нем сказано, что рвота, приведшая к тому, что школьник задохнулся, была вызвана физическим перенапряжением. Суд посчитал заслуживающими доверия данные первичной судмедэкспертизы, проведенной для следствия Советской районной прокуратуры. В первом медицинском заключении было сказано, что рвота, приведшая к смерти Александра Бочанова, наступила из-за хронической почечной недостаточности.
Тем не менее мы обязательно подадим кассационную жалобу в суд высшей инстанции - Окружной военный суд Приволжско-Уральского военного округа.

Сами обвинители не были столь разговорчивы. Так, заместитель прокурора Сургутского гарнизона Владимир Каплюк заявил только, что органы следствия не сомневаются в виновности подполковника Завадского. А за более подробными разъяснениями и рассказами об “обвинительских” планах на будущее он посоветовал обратиться к обвинителю, представителю окружной военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа подполковнику Шестакову, который сразу по вынесении приговора улетел обратно в Екатеринбург. Но и там, на рабочем месте, г-на Шестакова по телефону застать не удалось - мне сказали, что он отправился на учебу. Желание учиться похвально для прокурора, проигравшего дело...

Тем временем обвиняемый угрожает превратиться в обвинителя. Подполковник Завадский, который вернулся к исполнению служебных обязанностей, уже заявил о том, что готовит иск о защите своих чести и достоинства. Чиновник обещает предъявить обвинение журналистам, освещавшим трагедию в военном лагере. Особенно зол военрук на сотрудника газеты “Первое сентября” Сергея Лебедева, который первым написал о гибели подростка.

- После смерти Саши Бочанова о какой-либо совести, чести и достоинстве Владимира Завадского говорить невозможно, - считает Сергей. - Если Завадский хочет подавать на меня в суд, то пусть сделает это. Я суда не боюсь - мне и газете есть что сказать.

Родители погибшего ребенка, несмотря на подавленное душевное состояние и резкое ухудшение состояния здоровья, также готовятся к новым судебным процессам. Они намерены при поддержке военной прокуратуры опротестовать решение гарнизонного суда. Бочановы не согласны ни с одним его пунктом.

- Саша никогда не был слабым ребенком! - почти кричит в трубку мать Александра Людмила Бочанова. - Все эти разговоры о том, что он погиб из-за болезни почек - вранье! Он не болел ничем, кроме гриппа! Когда подошел призывной возраст, я ходила с ним по врачам, надеясь найти хоть какую-нибудь болячку, чтобы не пустить ребенка в армию. Не вышло - у него была первая категория, все врачи признали Сашу абсолютно здоровым!

Рабочий мужик (электромонтер) Владимир Бочанов объясняет свою позицию еще конкретнее и менее эмоционально:

- Ну этого и следовало ожидать. Я и раньше говорил, что не доверяю нашим окружным хантымансийским судам, особенно военным. А вот что я хочу сказать о данных первой судмедэкспертизы, по которым Сургутский суд и оправдал Завадского. Передо мной сейчас ихнее заключение. Читаю: “рост 176 сантиметров”. На самом деле рост Саши - 184 см! “Цвет волос - черный” - у нашего сына были русые волосы! “На ногах повреждений нет”. А у него все ступни были в кровавых мозолях! И таких нестыковок много. Здесь только одно - это взято с осмотра трупа совершенно другого человека! Может, у того и были больные почки! Мы будем обращаться в Генеральную прокуратуру, если понадобится, дойдем и до международного суда! Если суд по нашему делу будет не местный и не военный, то он решит по справедливости.

Госдума весьма своеобразно отреагировала на трагическую гибель Александра Бочанова: примерно через месяц после гибели Саши депутаты подавляющим большинством голосов приняли поправки к законам, которые сделали начальную военную подготовку в наших средних школах не факультативной, а обязательной. По расчетам экспертов, введение обязательного преподавания НВП создаст для военных отставников около 60 тысяч рабочих мест. Помимо принудительного характера занятий по НВП (они делятся на две части - теоретическая подготовка в классах и “те самые” военные сборы), у поправок есть еще один важный недостаток. Это - отсутствие ответственности за жизнь и здоровье детей. То есть на сборах 16 - 17-летние подростки попадают в руки Минобороны, при минимальном или полностью отсутствующем контроле со стороны педагогов. И ни военные, ни школы ответственности за жизнь и здоровье детей не несут.

Алексей ЧЕБОТАРЕВ

P.S. Вскоре студенты могут лишиться права на отсрочку от призыва в армию. Об этом заявил 28 марта замминистра экономического развития и торговли, бывший замначальника Генштаба генерал-полковник Владислав ПУТИЛИН. По его словам, эту идею российских военных поддерживают и в Минэкономразвития. В министерстве, по утверждению Путилина, убеждены: обучаться за счет государства имеет право только тот юноша, который уже отслужил в армии. При этом военные настаивают на том, чтобы в школах была введена дисциплина по основам военной службы. Ранее с аналогичной инициативой выступил экс-министр образования ФИЛИППОВ.

На минувшей неделе стало известно, что закон об альтернативной военной службе, формально вступивший в силу с 1 января 2004 года, фактически не действует, и в весенний призыв молодые люди будут лишены права служить без оружия. Дело в том, что пацифисты обязаны подать заявление о прохождении альтернативной службы за полгода до призыва, но до 1 января военкоматы таких заявлений не принимали, ссылаясь на то, что закон еще не вступил в силу.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика