Независимый депутат Государственной думы, специалист по жилищному законодательству Галина ХОВАНСКАЯ рассказала “Солидарности” о том, как нижняя палата парламента собирается решать жилищный вопрос в стране. Выяснилось, что бесплатная приватизация жилья завершается, новый налог на недвижимость заберет у стариков половину пенсии, а настоящая ипотека появится не скоро.
- Как продвигается работа по проекту нового Жилищного кодекса?
- Проект, разработанный в Госстрое (опубликован в № 7 “Солидарности” - прим. ред.), на днях претерпел значительные изменения. Этот вариант был основным, но теперь его объединили с проектом ЖК, который разрабатывался под руководством председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова. В целом законопроект стал более либеральным. Я думаю, в таком виде он и поступит на рассмотрение в Госдуму. По моим оценкам, это произойдет не раньше июня. И, скорее всего уже к началу следующего года новый Жилищный кодекс вступит в силу. Думаю, что законопроект пройдет все три чтения без проблем. По крайней мере, в “Единой России” уже дана команда продвигать его. Правда, есть еще и вариант Совета федерации. Но видение жилищных проблем в верхней палате несколько наивное, сенаторский вариант слишком “социальный”. На мой взгляд, предложение Совета федерации так и останется просто инициативой.
- И какие изменения нам готовит проект Жилищного кодекса?
- Наконец-то он не противоречит конституционной норме неприкосновенности жилища - а ведь раньше предусматривалось право работников системы ЖКХ на проверку квартир без согласия жильцов. Кроме того, теперь не будет перечисления категорий очередников на получение жилья. За жильем будет только одна очередь и внеочередники. К последним будут относиться только те, кто выезжает из непригодных для проживания домов, либо потерявшие свое жилище в результате катастрофы, аварии или теракта. Туберкулезники, чернобыльцы и другие лица, получившие право на внеочередное получение квартир не по нормам ЖК, а по другим законам, тоже будут считаться внеочередниками.
Вообще-то, Кодекс отличает большая внутренняя неразбериха. Целые главы зачем-то отвели нормам размеров служебных помещений и регулированию деятельности жилищно-строительных кооперативов, хотя эта организационная форма практически не используется. Зато практически ничего не написали про коммунальные услуги. Кстати, по нынешнему Жилищному кодексу право на социальный найм жилья из бедных слоев населения будут иметь только малоимущие. Я же предлагаю ввести такое понятие как “нуждающийся”. Государство называет малоимущим того гражданина, который имеет доход ниже прожиточного минимума. Это чуть больше двух тысяч рублей. Получается, что если в семье доход на каждого составляет, например, три тысячи рублей в месяц, то эти люди уже не имеют права на получение жилья из социального фонда. Мне кажется, что для получения жилья эту планку действительно надо повысить, а тех, кто под нее подпадает, назвать “нуждающимся”.
- И как высоко надо поднять эту планку?
- Думаю, нуждающимся следует признать того гражданина, чей ежемесячный доход не превышает двух прожиточных минимумов. Но этим ограничиваться не стоит. Надо еще и учесть наличие у гражданина имущества, подлежащего государственной регистрации (машины, гаражи, квартиры).
- 2 апреля депутаты приняли поправки к пока действующему Жилищному кодексу. Согласно им, планируется разрешить выселение лиц, проживающих в квартирах Минобороны “без права на получение жилого помещения для постоянного проживания”.
- Я толкую это так: Минобороны просто хочет решить проблемы своих служащих за счет тех, кто уже отслужил. За счет людей, отдавших армии десять и более лет, они пополняют категорию “бомж”. Ведь выселять военных будут на улицу. Я на заседании Думы задала вопрос представителю Минобороны: “Куда вы денете миллионы офицеров, которые уволились или собираются уволиться из рядов Вооруженных Сил?” но ответа так и не получила. Даже за неуплату коммунальных услуг людей переселяют из квартир в общежития. Хотя и без этих поправок армия сильно унижает своих офицеров. Когда военный увольняется со службы, ему выдают особый жилищный сертификат. Предполагается, что по этому документу офицер сможет получить квартиру. Зачастую бывает так, что он осуществляет свое право только через несколько лет. А все это время военный с семьей мыкается без прописки по родственникам. Когда я работала в Мосгордуме, у меня в округе был такой случай. Офицер, ветеран чеченской войны, уволившийся из воинской части, расположенной в столице, 5 лет жил в Москве без прописки. И даже после вмешательства депутата городской думы дело не сразу решилось. Теперь чиновники хотят, чтобы все военные побывали в шкуре того офицера. Что интересно: все наши думские вояки проголосовали за принятие этих поправок. Чисто ведомственный подход - тот, кто уволился, их уже не интересует. В министерстве обороны хотели, чтобы закон вступил в действие с 1 января 2004 года, что противоречит Конституции. Согласно основному закону нормы, ухудшающие положение граждан, не могут вступать в силу “задним числом”.
- В последнее время в коридорах власти стали поговаривать о запрете приватизации квартир. Месяц назад об этом во всеуслышание заявил тогдашний заместитель председателя Госстроя Сергей КРУГЛИК. Уже есть какие-то конкретные новости?
- Сейчас в Думе обсуждается вопрос: либо приватизацию закончат к концу 2005 года, либо к концу 2006. Эту норму, скорее всего, запишут в закон о введении в действие нового Жилищного кодекса. На мой взгляд, такой короткий срок ущемляет права граждан. Сейчас только в Москве в очереди на жилье стоят сотни тысяч людей. Наверняка кто-то будет переезжать из аварийных домов. Получается, что все эти люди не смогут получить право собственности на свои квартиры.
- В Госдуму поступил законопроект, вводящий новый налог на недвижимость. Ожидается, что граждане будут вынуждены платить непомерные суммы. Зачем он нужен?
- Идея этого законопроекта в том, чтобы дать местным бюджетам новые источники доходов. Налог на имущество объединяют с земельным налогом. Сумма платежа будет рассчитываться от рыночной стоимости недвижимости, которая находится в собственности налогоплательщика. Федеральным законом будет устанавливаться диапазон ставки от 0,1 до 1%, по которой местные власти станут исчислять налог. Вот и все что написано в законе! Органы местного самоуправления сами будут определять, как рассчитывать эту рыночную стоимость и какой процент гражданин должен уплатить в местный бюджет. Понятно, что подобная невнятность федерального закона породит множество злоупотреблений. В том, что ставку поднимут до верхнего предела, сомневаться не приходится. В законе записано, что органы местного самоуправления должны производить переоценку не реже одного раза в 5 лет. Естественно, при постоянном повышении цен на недвижимость ее будут переоценивать гораздо чаще. Ну а если цены резко упадут? Гражданам придется потом еще 5 лет уплачивать налог из задранной и несуществующей рыночной стоимости? Все эти вопросы я задала разработчикам закона. Они же от них просто отмахнулись, для них это лишь “детали”. Но самое интересное, что в законе не предусматривается практически никаких льгот. Записали только право граждан, живущих в стесненных условиях, уменьшить облагаемую налогом площадь на пять метров из расчета на каждого жильца. Да что это за льгота такая? Даже в общежитии норма площади шесть метров на человека. У нас немало одиноких пенсионеров, живущих в собственных квартирах. На них никакие льготы не распространяются. Получается, что половину своей пенсии старики будут вынуждены отдавать местным бюджетам. Так что действительно этот закон вряд ли поможет правительству в его борьбе с бедностью. Вопрос по принятию этого закона можно считать решенным. По моим сведениям, в руководстве “Единой России” уже есть положительное мнению по поводу этой инициативы.
- Аналитики отмечают, что цены на недвижимость, растущие небывалыми темпами не первый год, скоро должны достигнуть своего максимума, а затем либо остановиться, либо упасть. На ваш взгляд, как сложится ситуация на этом рынке?
- Думаю, в Москве этот пузырь если и лопнет, то очень не скоро. Проблема строителей в том, что они не могут удовлетворить растущий спрос: в Москве закончилась земля для массового строительства. Резерв из незастроенных промзон и “хрущевок” тоже скоро кончится. Расширяться столице некуда. Разве что покупать землю у Московской области, но эта мера тоже негативно отразится на стоимости жилья. Строительство небоскребов может быть выгодно для создания офисных комплексов, но для жилых домов эта ситуация не подходит. Так что цены будут только расти.
- Как вы оцениваете ход нынешней реформы ЖКХ?
- Я считаю, что пока граждане не перейдут на стопроцентную оплату коммунальных услуг, ничего не изменится. Частникам просто невыгодно работать. А когда придут частники - тарифы на ЖКХ несомненно увеличатся.
- В интервью “Аргументам и фактам” вы говорили о грядущем тотальном выселении людей за неуплату коммунальных услуг. Затем ряд информагентств опровергли эти сведения. Так в чем там было дело?
- Эта газета напечатала заявление, которого я не делала. Дело в том, что за неуплату коммунальных услуг власти могут выселить с 1994 года, когда вступил в силу Закон “Об основах федеральной жилищной политики”. Просто раньше органы власти могли продлить срок проживания при смягчающих обстоятельствах. С 11 апреля нынешнего года такого права теперь у них нет. Думаю, что с введением новых норм людей никто выселять не станет. До сих пор статья о выселении применялась крайне редко. Не отселяли во многом из сострадания, да и так называемые отселенческие фонды существуют пока только в Москве и Санкт-Петербурге.
- Президент на встрече с лидерами думских фракций 9 апреля назвал одним из приоритетных направлений для работы парламентариев разработку законов по ипотеке. Как вам кажется, думцы смогут оправдать президентские ожидания?
- В Госдуму сейчас пришел большой блок законопроектов на эту тему. Могу сказать одно, почти все там - лишь имитация деятельности. Та псевдоипотека, по которой сейчас получают жилье, с настоящей ипотекой имеет мало сходства. Это форма социальной помощи, а не взаимовыгодные отношения между гражданином, банком и застройщиком. Да в ближайшие три-четыре года базы для ипотеки быть не может! Банки выдают сейчас в виде ипотечного кредита мало денег под большие проценты. Дело в том, что банкам никто не может гарантировать возврат средств. Например, существующее законодательство не позволяет банку забирать квартиру должника в качестве обеспечения выданного кредита. Такие поправки надо внести. Сейчас в Думу поступил закон, по которому банки смогут на льготных условиях страховать свои риски при выдаче ипотечного кредита. Если депутаты примут эти проекты, то может быть дело и сдвинется с мертвой точки.
Беседовал
Айдар БУРИБАЕВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте