Top.Mail.Ru
Политика

Разрешить нельзя запретить

Президент внес свои поправки в закон “О митингах”

Президент обратил внимание на принятый месяц назад Госдумой Закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”. Он предложил депутатам разрешить митингующим протестовать у зданий органов власти, но не под президентскими окнами. Шествия можно будет проводить на центральных улицах. Однако теперь уж точно будет запрещено устраивать демонстрации у зданий судов, СИЗО, вредных производств. А проведение профсоюзных и родительских собраний не трудно перепутать
с митингами и демонстрациями.


Согласно внесенной в Госдуму поправке президента, собрание - это “совместное присутствие граждан для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте”. Первоначальный вариант законопроекта выводил собрания из категории публичных мероприятий, для проведения которых необходимо подавать уведомление. Напомним, что митинг (который нуждается в уведомлении), по законопроекту, есть “массовое присутствие граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных событий преимущественно общественно-политического характера”.

Однако из текста закона совершенно непонятно: каким образом представители власти смогут отличить собрание от митинга? То есть отличить “совместное присутствие” в спецместе от “массового присутствия”? По месту проведения? Но в законе об этом говорится так: “в специально отведенном или приспособленном для этого месте”. Кем отведенном? Каким образом приспособленным? В президентских поправках фактически повторяется фраза авторов скандального закона, согласно которой любые публичные мероприятия (а значит, и собрания) могут проводиться в местах, обеспечивающих безопасность граждан. Критерии безопасности - отсутствуют. Да и какие по нынешним временам места можно считать безопасными?

Зато президент предложил лишить органы власти права не принимать уведомления. Чиновник обязан принять документы, даже если текст уведомления или иные данные дают ему основания предположить, что цели акции будут противоречить положениям Конституции Российской Федерации либо административным или уголовным нормам. Организаторов подобных мероприятий просто предупредят под подписку о грозящем за нарушения наказании. А чиновник должен еще и дать свои рекомендации по устранению имеющихся недостатков при организации публичного мероприятия. Правда, так и не стало ясно, какого именно чиновника следует уведомлять о проведении акции. (В действующих нормах это расписано досконально.)

Однако “дыра” в проекте закона, относящаяся к трактовке публичного мероприятия (собрание или митинг?) может быть истолкована произвольным образом - как собравшимися, так и чиновниками.

Владимир Путин в своем заключении изменил самую одиозную норму думского варианта Закона “О митингах, шествиях и демонстрациях”, запрещающую протестовать рядом со зданиями органов власти. Однако если это предложение порадует политические партии и движения, то об экологах Путин как-то позабыл (или, наоборот, вспомнил?): лидер страны предложил оставить в списке запрещенных территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным объектам. Нельзя будет митинговать и рядом с резиденциями президента. Только сам глава государства может своим указом разрешить протестную акцию у себя под окнами.

Много нареканий вызвал пункт закона, запрещавший проводить акции на транспортных магистралях. Получалось, что участники шествия должны ходить с транспарантами по маленьким окраинным улочкам. Теперь этого пункта нет. Президент оставил лишь запрет на территории, находящиеся рядом с путепроводами, железнодорожными магистралями, нефте- и газопроводами. Однако жителям приграничной зоны все равно нельзя будет митинговать, что нарушает нормы Конституции, гарантирующие каждому право на публичное выражение собственной позиции.

Скандальные судебные процессы, по всей видимости, нашли отклик в сердце президента. В своем заключении он ввел новацию, до которой не додумались ни авторы закона, ни голосовавшие за него депутаты из “Единой России”. Владимир Путин предлагает депутатам ввести запрет на митинги у зданий судов и “учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы”. Кстати, к последнему пункту относятся не только исправительно-трудовые колонии, но и СИЗО. Так что организаторам акций надо быть трижды осмотрительными при выборе места.

Молодежь сможет организовывать свои митинги и шествия. По нормам старого варианта, организатором акции мог выступать лишь гражданин, достигший 18 лет. Президент предлагает снизить эту границу до 16 лет.

Как бы то ни было, о судьбе Закона “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” теперь можно не беспокоиться. Глава государства уже высказал свое мнение. А пропрезидентская фракция “Единая Россия” не замедлила поддержать его инициативу. Не обошлось и без кокетливого “покаяния”. Вице-спикер Госдумы “единоросс” Владимир Володин сообщил журналистам, что доля вины за недоработанный закон у депутатов, конечно, есть, но ведь плохого-то они не хотели...

Айдар БУРИБАЕВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика