На встрече председателя ФНПР Михаила ШМАКОВА со спикером Госдумы Борисом ГРЫЗЛОВЫМ, состоявшейся сразу после митинга профсоюзов у Дома правительства в Москве, лидер партии “Единая Россия” обнародовал сенсационную новость: минимальный размер оплаты труда, который сейчас составляет 600 рублей, может быть “превращен” в минимальную почасовую оплату. Корреспонденты “Солидарности” выяснили подробности.
Выяснилось, что в недрах “Единой России” разработано два законопроекта. Один вносит поправки в ст. 133 Трудового кодекса о МРОТе. Другой вводит в действие отдельный Закон “О минимальной часовой заработной плате”.
Поправки в ТК предусматривают, что федеральная власть ежегодно устанавливает минимальный размер почасовой оплаты труда. Этот показатель утверждается “с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии” вместе с законом о федеральном бюджете. Планируется прямо записать в Трудовой кодекс, что размер минимальной часовой заработной платы, помноженный на 168 (количество рабочих часов в месяц) не может быть меньше установленного за предыдущий квартал прожиточного минимума трудоспособного человека.
Час работы не может стоить меньше 15 рублей прямо записано в законопроекте “О минимальной часовой заработной плате”. Если умножить 15 рублей на 168, то выходит 2520 рублей в месяц, что как раз перекрывает нынешний прожиточный минимум. Получается, что не полностью занятые работники будут отрабатывать ровно то время, которое им будет оплачено. Под не полностью занятыми авторы законопроекта понимают работников с не полной продолжительностью рабочего времени и тех, чей месячный заработок меньше минимальной часовой оплаты, помноженной на 168. На самом деле, таких людей очень много: приходящие нянечки, уборщицы, да и многие другие.
Нередко бывает, что работник подписывает договор на ежедневную работу на 4 часа, а используют его фактически целый день. С принятием закона о минимальной часовой зарплате ситуация может измениться. Работодатель, привлекая к работе не полностью занятых за пределами их рабочего времени, будет обязан оплачивать сверхурочные часы. При этом сотрудник имеет полное право отказаться от возникших обязанностей. А его согласие должно фиксироваться в письменной форме. Между тем закон не расписывает процедуру оформления такого рода сверхурочных. Понятно, что не полностью занятого работника будут привлекать к сверхурочным гораздо чаще, чем обычного сотрудника. Однако Трудовой кодекс устанавливает только пять оснований для этого: аварийные или оборонные работы; общественно необходимые работы; ремонт, когда неисправность может вызвать длительный простой значительного количества работников; при неявке сменяющего; а также при необходимости закончить начатое. Понятно, что этим перечнем работодателю не обойтись.
Сейчас, по Трудовому кодексу, администрация обязана вести учет сверхурочных работ. В обоих законопроектах, устанавливающих почасовую оплату, не указано, как и кто будет вести учет рабочего времени. Многие считают, что введение почасовой системы вызовет всплеск безработицы. Работодатель, вынужденный теперь более эффективно использовать время своих работников, при прочих равных условиях, скорее всего, придет к сокращению штата. С другой стороны, подобная политика должна повысить реальную заработную плату оставшихся эффективных работников. Не зря почти все развитые страны установили у себя минимальную почасовую оплату труда.
Предполагается, что оба законопроекта вступят в силу с 1 января 2005 года. Это не первая попытка ввести почасовую оплату. Еще в 2002 году фракция ОВР выступила с предложением ввести минимальную почасовую оплату труда - 10 рублей. Тогда прожиточный минимум равнялся 1700 рублям, так что размер почасового МРОТа двухлетней давности фактически идентичен нынешнему. С подобными предложениями неоднократно выступали чиновники МНС. Сам Александр Починок в бытность свою министром труда и социального развития предлагал установить нижнюю планку стоимости часа рабочего времени. Возможно, теперь разговоры закончатся делом. Об этом говорит тот факт, что инициативу огласил перед журналистами лидер партии власти и глава Госдумы Борис Грызлов.
Айдар БУРИБАЕВ
КОММЕНТАРИЙ “СОЛИДАРНОСТИ”
Следует отметить, что инициатива “Единой России” неоднозначна. С одной стороны, для полностью занятых работников введение почасовой оплаты труда будет означать существенный рост легальной зарплаты. С другой - возможен скачок безработицы. (Впрочем, аналогичный скачок вызовет, по сути, любое повышение оплаты труда - что в виде нашего МРОТа, что в виде почасового.) На этом фоне вариант сохранения федерального МРОТа (естественно, вместе с принятием многострадального закона о его поэтапном повышении) представляется наиболее сбалансированным. Однако для этого необходимо, чтобы профсоюзы (и “Единая Россия”, которая заявляет о готовности поддержать требования профсоюзов) преодолели сопротивление правительства.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте