Депутаты, инвалиды и ветераны довели до нервного срыва министра здравоохранения и социального развития Михаила ЗУРАБОВА. Он обещал уйти в отставку, если к концу года “не наведет порядок с лекарствами”. Об этом он заявил 21 июня на “круглом столе”, посвященном законопроекту о замене льгот денежными компенсациями и разграничению социальных обязательств между федеральными и региональными властями. Выяснилось, что льготники будут получать некую “дисконтную карточку”, дающую право на скидки при покупке лекарств, путевок в санаторий и оплате проезда. К другим изменениям Михаил Зурабов не готов.
Желающих попасть на “круглый стол” было в несколько раз больше, чем сидячих мест. Зал напоминал картины эпохи соцреализма, где взбунтовавшиеся рабочие и матросы плотными и недружелюбными рядами обступили министров временного правительства и депутатов Думы. Многим не хватало места, некоторые инвалиды сидели на подоконниках. Те, кому не хватало воздуха, стояли в коридоре. В одной комнате встретились чиновники из правительства, ветераны, инвалиды и депутаты. Стало понятно, что скандала не избежать.
ДЕПУТАТАМ ЗАКОН НЕ НРАВИТСЯ
Напряженность почувствовал и глава комитета по труду и социальной политике Госдумы Андрей Исаев. Он призвал участников не превращать обсуждение в митинг и не перебивать собеседников. Стало ясно, что целый ряд предложений не устраивает и самих депутатов. Андрей Исаев подготовил 28 страниц замечаний к четырехсотстраничному законопроекту. Особое внимание он обратил на ликвидацию федеральных гарантий оплаты труда и на льготы для приобретения лекарств. По его мнению, нельзя также допустить, чтоб социальной защитой репрессированных граждан теперь занимались регионы. И - одно из наиболее качественных возражений - Андрей Исаев резко выступает против предложения убрать из Трудового кодекса статью о МРОТ и его связи с прожиточным минимумом. Этот законопроект требует долгих обсуждений между депутатами и правительством. Причем договоренность должна быть зафиксирована в письменной форме, считает Андрей Исаев. Видимо, на слово правительственных чиновников, даже глава думского комитета не может положиться.
Глава комитета Госдумы по делам ветеранов Николай Ковалев поддержал коллегу и обратил внимание, что в законопроекте пропали целые категории инвалидов. Оглядываясь на суровые лица инвалидов и ветеранов, депутат сказал, что рад такой резкой реакции общества: “Это беспрецедентный случай. Давно страна так не бурлила”. Николай Ковалев сообщил, что буквально завален возмущенными обращениями своих избирателей. “Такого я за свою депутатскую практику не припомню”, - рассказал он.
“Переход на денежные компенсации - вынужденная мера. А полномочия регионов и центра надо разграничивать”, - умиротворял присутствующих глава думского комитета по вопросам местного самоуправления, член “Единой России” Владимир Мокрый. Он считает, что инвалидов и ветеранов просто унижают “мифическими льготами”. Многие требуют предоставления льгот, записанных на бумаге, но не оплаченных, пишут письма, обращаются в органы, но все равно не получают желаемого результата. А отмена дотаций на проезд даже полезна, считает депутат. Так государственные статистики узнают, сколько именно денег не хватает транспортникам.
“НЕТ” СОЦИАЛЬНОМУ ПЕРЕВОРОТУ
“Закон принимать нельзя”, - считает Олег Смолин из КПРФ. Тот, кто считает, что правительственная инициатива его не коснется, сильно ошибается. Выяснилось, что законопроект вторгается даже в жизнь избранников народа. Олег Смолин поделился личными подробностями. Его мама, труженица тыла, инвалид второй группы, после реформы будет получать на лекарства не больше одной тысячи рублей. А ей нужно в два раза больше, сообщил парламентарий. Он успокоил общественность: “Не беспокойтесь, мои родственники без лекарств не останутся. Но ведь не у всех есть родственник - депутат Госдумы”. Правительство предпринимает попытку “социального переворота”, как называет готовящуюся реформу Олег Смолин. К примеру, 22 миллиона семей останутся с мизерным детским пособием, 15 миллионов работников лишатся федеральных гарантий заработной платы, а 3,5 миллиона студентов, учащихся на платной основе, должны приготовиться к повышению стоимости обучения из-за отмены налоговых льгот для вузов.
Реформаторы из Белого дома хотят под шумок сократить большинство федеральных программ. Депутат обратился к прибывшему министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову и заместителю министра финансов Татьяне Голиковой: “Чем вам помешала программа развития образования, благодаря которой были компьютеризированы сельские школы?” Представители правительства по регламенту должны были выступать самыми последними, так что они не стали отвечать на этот вопрос. Олег Смолин обратил внимание на то, что законопроект прямо ухудшает положение граждан, а значит - противоречит Конституции. Например, предлагается отмена традиционных групп инвалидности: инвалидов будут сортировать по “степени утраты трудоспособности”. Между тем инвалидом можно быть и не утратив трудоспособности, считает Олег Смолин. В следующем году профицит бюджета составит 190 миллиардов рублей. Почему правительство не хочет отдавать эти деньги депутату - непонятно. Народный избранник предложил отклонить или хотя бы отложить законопроект подальше. В конечном счете, реформа затрагивает 3/4 семей, а значит, принимать проект должны не в стенах Госдумы, а на референдуме, считает Олег Смолин.
Екатерина Лахова, глава комитета Госдумы по делам семьи, снизила градус обсуждения и сообщила, что на ее взгляд, поддержка семьи на федеральном уровне должна быть. Никто с этим острым заявлением спорить не решился. Да к тому же поддержка есть - 70 рублей ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Депутат от Красноярского края Вера Оськина рассказала, что в родном крае ей уже не верят. “Существует негативное отношение ко всему, что мы делаем. Люди не разбираются, где плюсы, а где минусы”. Доверие к себе государство подорвало в 1991, 1993 и в 1998 годах. Теперь, что-то объяснять людям бессмысленно, заявила избранница красноярцев. Правительственные чиновники очень внимательно ее выслушали, а замминистра финансов Татьяна Голикова даже что-то пометила у себя в блокноте. (Наверное, так и написала: “Объяснять что-то людям - бессмысленно”).
“АВТОРОВ ЗАКОНА - В ОКОПЫ!”
Профсоюзы внесут свои поправки к законопроекту, сообщил заместитель председателя ФНПР Алексей Суриков. С некоторыми из них он познакомил участников “круглого стола”. Этот закон вносит значительные изменения в социальные нормы, прямо регулируемые Конституцией. А значит, проект должен приниматься как федеральный конституционный закон, считает профлидер. Термины, используемые в законе, нигде законодательно не установлены, а значит, потребуют особых пояснений. Например, “социальная поддержка” или “максимальное пособие по безработице”. Правительственная инициатива противоречит многим нормам Конституции. Например, статья 7 Основного закона прямо указывает, что в России устанавливается минимальный размер оплаты труда. Тем не менее министры хотят ликвидировать понятие МРОТ в Трудовом кодексе. А по статье 55 в РФ не должны приниматься законы, уменьшающие права граждан. В то же время, после принятия закона зарплаты северян могут уменьшиться на 50%. Это произойдет в результате предусмотренной правительством отмены северных коэффициентов и ликвидации государственных гарантий по оплате труда. Проект кабинета министров также входит в противоречие со 144 статьей Конституции, по которой законы, предусматривающие новые расходы бюджета, должны выноситься на рассмотрение вместе с соответствующим финансово-экономическим обоснованием.
Свои предложения есть и у инвалидов. Председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев предложил допустить к работе над законопроектом заинтересованные общественные организации. По крайней мере, у общества инвалидов уже готова 41 поправка к закону, сообщил Ломакин-Румянцев. А еще он обратился к отсутствовавшему на обсуждении руководству “Единой России” с просьбой разрешить каждому из членов проправительственной фракции голосовать самостоятельно, невзирая на партийную дисциплину. Андрей Исаев назвал такую постановку вопросов правильной.
“Вам бы один день на войне прожить”, - советовал Михаилу Зурабову и Татьяне Голиковой представитель Московского совета ветеранов войны и правоохранительных органов Виктор Азаров. Увешанный орденами и медалями ветеран не предлагал чего-либо конкретного, а обращался к совести министерских чиновников и депутатов: “Нас всего-то 85 тысяч человек осталось, из них 50% лежачих. А вы лишаете 80-летних стариков права даже на бесплатные зубные протезы, что уж говорить об установке телефона или проезде на транспорте. Я думаю, мы в долгу у Родины не остались и вправе рассчитывать на нормальное к себе отношение”. Короткое выступление ветерана вызвало бурю положительных эмоций. Зал загудел и разразился аплодисментами. За спиной у корреспондента “Солидарности” кто-то громко свистнул от восторга.
Правительство само не знает, сколько в стране льготников, считает председатель Союза ветеранов Афганистана Владимир Вшивцев: “В Белом доме считают, что ветеранов боевых действий 147 тысяч, а по нашим данным их не меньше 600 тысяч”. В Думе, в правительстве, в Администрации президента - везде разные цифры, сказал воин-интернационалист. “Это будет отличный подарок президенту, когда миллионы льготников обнаружат, что не имеют никаких прав”, - отметил он.
МИНИСТРА ОБИДЕЛИ
Вопросов к Михаилу Зурабов накопилось много, а времени на ответы осталось мало. Видимо, поэтому он решил убеждать присутствующих цифрами. “Вот смотрите, мы ежегодно получаем 770 тысяч заявок на санаторно-курортное лечение, а реально можем отправить в санатории только 220 тысяч”, - сообщил министр. Министр пояснил, как будет работать в будущем “социалка”. Оказывается, цены на лекарства, транспорт и санаторные путевки останутся льготными. Но чтобы купить их со скидкой, надо “приобрести специальное право”. Вот на это государство выдает деньги. “Это как дисконтная карточка в магазине”, - сообщил Михаил Зурабов.
Чиновник признался, что в правительстве действительно не знают, сколько именно льготников в стране. Однако пообещал к осени завершить их подсчет, а результаты занести в специальный реестр. Но в министерстве уже знают, сколько надо тратить на лекарства. В Москве льготники получают лекарств на 95 рублей в месяц, заявил Зурабов. Повисла театральная пауза, после чего зал взорвался. Кто-то смеялся, кто-то хотел ответить. За спиной корреспондента “Солидарности” вместо свиста раздалось: “Вы врете, Зурабов!” Министр пытался объяснить, что есть отчетность в больницах и аптеках, по которой и можно проверить его слова. Затем, махнув рукой, он пошел на уступки: “Есть разные методики. По другому варианту в Москве на лекарства для льготников тратится 190 рублей”.
Обидевшись на реакцию зала, министр попытался было покинуть заседание, но затем опять сел. Окончательно психику Зурабова сломал вопрос: “Как быть с постоянно растущими ценами на лекарства?” - “Если я не наведу порядок с этим вопросом до конца года, то уйду в отставку”, - негромко сказал чиновник. Но его услышали все. Многие предложили Михаилу Зурабову покинуть пост сейчас же. После окончания обсуждения, корреспондент “Солидарности” подошел за разъяснениями к министру. “Пишите что хотите. Мне уже все равно. Я готов уйти хоть сейчас”, - сообщил чиновник. Что это за порядок с лекарствами, которого надо достигнуть, он пояснить отказался.
Выйдя из зала, министр дал волю нервам. Увидев знакомое лицо главы комитета по труду и социальной политике, Зурабов сказал ему: “Андрей, я на х...р в отставку уйду. Андрей, ты как тут все организовал, что это такое?” Депутат был спокоен: “А по-моему, все нормально прошло. Только вот с отменой МРОТ вы точно не правы”.
Айдар БУРИБАЕВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте