Кабинет министров решил на следующий год сократить социальные расходы и увеличить военные затраты. Часть пенсий будут выплачивать
из стабилизационного фонда. А удвоения ВВП к 2010 году уже не ожидается. Таковы итоги обсуждения основных параметров бюджета-2005, которое состоялось 17 июня на заседании правительства.
Правительство одобрило только концепцию бюджета на следующий год. Окончательную версию министры будут разрабатывать еще два месяца и к 12 августа внесут в Госдуму. Оказалось, что кабинет министров не собирается выполнять указания президента, в последнее время борющегося с бедностью. Расходы на социальную сферу, образование, культуру, здравоохранение, спорт уменьшатся до 11,5% расходной части бюджета (в 2004 году на “социалку” отведено 13,3%). Зато на оборону и правоохранительную деятельность госказна потратит 31% - впервые со времен СССР (в нынешнем бюджете - 28%).
Согласно документу, внесенному в правительство Минфином, доходы в 2005 году запланированы в размере 3,103 трлн. рублей, расходы - 2,916 трлн. рублей. Профицит бюджета, согласно расчетам Минфина, составит 187 млрд. рублей. Причем если в прошлом бюджете казначеи рассчитывали, что цены на нефть будут не ниже 22 долларов за баррель, то теперь этот показатель установили в 26 долларов.
Еще одной проблемой для бюджета станет снижение ЕСН. Сейчас госфинансисты размышляют, как погасить будущий дефицит в Пенсионном фонде. Министр финансов Алексей Кудрин не исключает, что деньги на пенсии будут идти из стабилизационного фонда. Все бы хорошо, вот только его состояние (а значит, и выплачиваемые из него пенсии) напрямую зависит от мировых цен на черное золото. Минфин объявил, что намерен запустить руку в копилку, когда ее объем превысит установленные законом 500 млрд. рублей. А это произойдет уже в первой половине 2005 года. Брать будут только излишки.
Чтобы не растратить почем зря стабилизационный фонд, кабинет министров решил сократить почти все правительственные целевые программы. 30 из 38 программ предложил приостановить глава Минэкономразвития Герман Греф, ссылаясь на их неэффективность. С ним могли бы поспорить в Совете федерации. Недавно сенаторы разбирались, кто виноват в провале федеральной программы “Дети Севера”. Выяснилось, что никто. Ни одно из ведомств не несло обязанность контролировать расходование средств целевых программ.
А вот удвоения ВВП министры, как выяснилось, не ждут. Греф заявил, что темпы нынешнего роста никак не способствуют утвержденной программе роста. “По итогам этого года мы ожидаем рост ВВП на уровне 6%, однако в дальнейшие годы он будет неуклонно снижаться. В 2005 году при благоприятных условиях он составит 4 - 5%, а при неблагоприятных - 3 - 4%”, - сообщил на заседании министр. Для заветного же удвоения рост нужен как минимум 7 - 8%. Мало того, по словам Грефа, высокие показатели роста ВВП в январе - мае 2004 года, о которых сообщалось ранее, в действительности намного ниже: “Если раньше, по оценке Госкомстата, ВВП за первые пять месяцев вырос на 8%, то теперь, после пересчета и уточнения, этот показатель составил 7,3%”. Председатель правительства Михаил Фрадков потребовал от Грефа и Кудрина конкретных предложений по удвоению валового продукта. “Планка поставлена”, - отрезал премьер.
Заседание продолжалось более шести часов. Общий вывод кабинета министров: работа над проектом бюджета продолжается, и его параметры будут корректироваться с учетом потребностей министерств и нового прогноза экономического развития, который появится в июле. Если цены на нефть вырастут, прогноз по росту ВВП и по доходам бюджета может быть увеличен. В любом случае финансовый план на будущий год не станет революционным. По-прежнему на “социалку” направляют “сколько останется”, а расходы налогоплательщиков на оборону растут.
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский, комментируя параметры бюджета, сказал корреспонденту “Солидарности”, что, увеличивая оборонные расходы, министры действуют правильно: “У нас НАТО под боком, Южная Осетия. Армию надо приводить в порядок”. А вот с уменьшением соцрасходов либерал-демократ не согласился и пообещал, что его фракция предложит свои поправки в бюджет, как только он поступит в Госдуму.
“Этот бюджет вызывает у меня одни непечатные выражения”, - поделился переживаниями член фракции КПРФ Виктор Тюлькин. Депутат считает, что укреплять оборону страны нужно, но не согласен с социальной политикой государства: “Социалка” не должна быть уменьшена ни в коей мере”. Как сообщил коммунист, правительство боится “соединения голодной армии и нищего народа”. Даже не имея на руках проекта закона о бюджете, Тюлькин уверенно заявил, что его фракция будет голосовать против.
Депутат от “Родины”, первый заместитель председателя Росуглепрофа Рубен Бадалов, оценивая бюджет, больше всего боится грядущего социального взрыва. “Он будет непременно, если не в 2005-м, то в 2017-м, если правительство не изменит своей политики”, - считает профлидер. Он надеется, что у власти хватит ума не обострять ситуацию. Пока же у депутата создается впечатление, “что те, кто чиркает спичкой у бочки с бензином, не понимают всей опасности происходящего”.
В “Единой России” к единой точке зрения пока не пришли. Глава комиссии Госдумы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Геннадий Райков ничего неэтичного в превышении оборонных расходов над социальными не видит: “В США тоже госзатраты на оборону превышают расходы на социальную сферу, 6 и 5% соответственно. Это нормальное явление. А голодная армия не менее опасна, чем голодный народ”. Глава страхового подкомитета Госдумы Александр Коваль хочет, чтобы затраты госказны на социалку были больше, но отказался сообщать, одобрит ли он бюджет при голосовании. Честнее всех был заместитель председателя комитета ГД по труду и социальной политике Олег Еремеев: “Куда деваться-то? Будем голосовать. Да и армию после пятнадцатилетнего развала надо поднимать. Хотя столь малые социальные расходы бюджета - это несправедливо”.
Айдар БУРИБАЕВ
ОПРОС: НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ ТАКОЙ БЮДЖЕТ?
В проекте федерального бюджета-2005 запланировано очередное урезание расходов на социальные нужды при одновременном увеличении бюджетных ассигнований на оборону. Редакция провела опрос профактива, в ходе которого профлидеров спросили: “Как нам нужно делить наши деньги?”
Андрей ЧЕКМЕНЕВ, председатель профсоюза работников оборонной промышленности:
- Делить - дело всегда неблагодарное. Надо увеличить расходы и на социальные нужды, и, разумеется, на оборонные. А когда две эти статьи расходов пытаются как-то увязать и говорят, что расходы на оборонку - только за счет урезания социалки, душа против восстает. С другой стороны, я, как специалист в оборонной промышленности, знаю, насколько мы сегодня не подготовлены не то что к полномасштабной войне, а даже к локальным конфликтам типа кавказского. Вооружение в арсенале нашей армии - двадцатилетней давности. А наши оборонные заводы с давно сокращенными мощностями находятся вообще на грани выживания. И дают для нужд оборонной промышленности не более 2 - 10% своей загрузки. С одной стороны армии этого не хватает, а с другой - она не может больше заказать. Минобороны часто вынуждено тратить деньги, выделенные на закупку вооружений, что называется, на портянки...
Мы постоянно находимся в пиковом положении. Вот, например, в этом году наши предприятия до апреля не получали авансов на производство военной техники, хотя бюджет был утвержден еще в прошлом году. А сроки ставят жесткие: произвести к концу года. При этом деньги начинают перечислять только с середины года, и предприятия вынуждены отрывать эти деньги от зарплаты. У нас в отрасли есть предприятия, где зарплату не платят по полгода (точнее, долг по зарплате за 5 - 6 месяцев, его какими-то малыми долями гасят). Но наши люди при этом голодовок не объявляют, в отличие от шахтеров; у наших другой менталитет, допуск к работе с опасными материалами, отсюда - дисциплина.
Что надо делать? Давайте чуть-чуть финансовый резерв потрясем. Не будем создавать профицитный бюджет. А столкнуть социалку с оборонкой у нас так и пытаются: мол, и так уж напахались на это государство, оружие девать некуда... Но для утилизации этого старого оружия тоже нужны деньги. Нам нужна современно оснащенная армия, а средний возраст работников наших предприятий подходит к шестидесяти годам. Кому он передаст свой опыт? Надо экономику перестраивать и не зажимать зарплату, а поднимать ее. И эти деньги вольются в экономику, а не будут лежать мертвым грузом в резерве Центробанка.
Иван ГРАДОБИТОВ, заместитель председателя Российского профсоюза атомной энергетики и промышленности:
- На все, что связано с обороной, расходы нужно увеличивать. Мы уже довели армию... Вообще, как известно, в России два друга - армия и флот. А о друзьях надо заботиться.
Что до социальных нужд и их зависимости от расходов на оборону, то это палка о двух концах. Мне кажется, давно уже принято решение: те, кто родился в лаптях, должны в лаптях и умирать. Сейчас вот у пенсионеров и льготников отнимают последнее. Если не изменить сам подход, оборонку и социалку так и будут сталкивать.
Геннадий ШАНДАРИН, заместитель председателя Российского профсоюза химических отраслей промышленности:
- Социальные проблемы для нас должны стоять на первом месте. Из года в год говорят, что на армию выделяют все больше и больше денег, а вот что касается социалки, то этого не видно. Как справедливее делить расходы? Трудно сказать. Они там, в правительстве и Госдуме, вносят, рассматривают, а нам не показывают. А хотелось бы ознакомиться. Окончательные параметры бюджета мы видим только на выходе, когда уже все поделено.
То, что оборонку и социалку каждый год сталкивают лбами, - это точно. Обе сферы нуждаются в деньгах, но, как профсоюзнику, мне кажется, большее внимание надо оказывать социалке.
Анатолий БУНАРЕВ, заместитель председателя Общероссийского профсоюза авиационных работников:
- Для нас важнее, чтобы работники, и особенно бюджетники, получали больше. Их вообще уже загнали в угол. Вот Гидрометслужба, которую мы курируем, - она даже не вошла в перечень бюджетных отраслей, работникам которых повысят зарплату в 2005 году. На 20% повысят - власть снизошла, - но не всем. Наших там вообще нет. А ведь работники гидромета - тоже бюджетники. Хотим поднять этот вопрос на заседании Трехсторонней комиссии 25 июня.
Перераспределить бюджетные расходы необходимо, причем именно в сторону решения социальных проблем. Силовикам, конечно, деньги тоже нужны, но уж слишком много мы им сейчас внимания уделяем. А о людях просто забыли. Сейчас отменяют льготы - так вполне могли бы увеличить размер денежных компенсаций. Так что перекос очевиден, особенно в свете отмены всех социальных гарантий. Социалка сейчас важнее: борьбу с бедностью нам обещали, но никаких действий не видно.
Андрей ФЕФЕЛОВ, председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения:
- Урезание расходов на социалку - это ошибка правительства. Таких вещей делать нельзя. Надо предусматривать все возможные меры, чтобы и социальные проблемы решались, и промышленность работала, в том числе оборонная. Надо пересматривать подход, при котором оборонку и социалку все время сталкивают, а дыры в бюджете латают за счет людей.
Геннадий ПАРОШИН, председатель Российского профсоюза работников культуры:
- Там хитро сформулировано: в рублях вроде рост, а в относительных показателях - в долях - он ничтожный. Нас, бюджетников, повышение зарплаты на 20% не устраивает, потому что одновременно с этим запланированы реформы, которые это повышение съедят. Не выполняется требование профсоюзов об индексации зарплаты за первое полугодие. Поэтому нас это урезание социалки встревожило. Особенно волнует сброс ответственности из центра в регионы. Заложниками всех этих недоработок будут люди, из-за чего могут случиться социальные катаклизмы. От правительства мы не слышим никаких гарантий того, что люди не пострадают от реформ. Осенью этого года мы, бюджетники, намерены протестовать - готовимся ко второму этапу всероссийской акции протеста.
Опрос подготовил
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте