С 1 июля в столичном метро по решению руководства метрополитена будет запрещена торговля печатной продукцией с рук. Об этом “Солидарности” сообщила президент Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП) Ольга НИКУЛИНА. А председатель Общественной организации распространителей печатной продукции в метрополитене Ольга ФРОЛОВА рассказала, что чиновники посоветовали продавцам идти на биржу труда.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Напомним, что весной текущего года министр внутренних дел Рашид Нургалиев обратился к мэру Москвы с предложением рассмотреть возможность вынесения за пределы столичного метро всех объектов торговли. На основании этого письма Межведомственная антитеррористическая комиссия Москвы в апреле пришла к выводу, что ради безопасности торговлю под землей необходимо ликвидировать. На основании рекомендаций комиссии вице-мэр Валерий Шанцев дал распоряжение о разработке соответствующего постановления.
Следует отметить, что с 1977 года столичная подземка шесть раз подвергалась терактам. Из них лишь один связан с торговлей: 8 августа 2000 года была взорвана бомба в подземном переходе на Пушкинской. В результате взрыва погибли 13 человек (семеро скончались на месте, еще шестеро - в больнице), 118 человек, в том числе шестеро детей, получили ранения. Большинство из них пострадали от осколков торговых павильонов, расположенных в подземном переходе. Тогда впервые в СМИ был поднят вопрос о безопасности подземной торговли. Эксперты напоминали, что широкие переходы строились специально для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Однако тогда московские власти в лице вице-мэра Шанцева решительно заявляли, что торговля сохранится, поскольку не только дает городу солидный доход, но и украшает мрачные московские подземелья. Порядок выдачи разрешений был пересмотрен, палатки обзавелись специальным стеклом. На Пушкинской они расположились на прежнем месте, неподалеку от мемориальной плиты в память о жертвах терактов. Остальные же взрывы к торговле никакого отношения не имели. Бомбы взрывались в вагонах и на платформах.
По мнению президента Союза издателей и распространителей печатной продукции Ольги Никулиной, нынешняя борьба с торговлей в метро никакого отношения к борьбе с терроризмом не имеет: “Ведь под угрозой террористических актов находятся все объекты, где есть массовые скопления народа. А значит, торговлю следует запретить и на стадионах, и в концертных залах, и в аэропортах, и на вокзалах, да и вообще в любом торговом центре, в магазинах”.
Само постановление московских властей еще находится в стадии разработки, а чиновники на местах уже начинают выдавать распоряжения. Так, префект Южного административного округа столицы Петр Бирюков 8 июня принял распоряжение “О мерах по упорядочению торговой деятельности на территориях, прилегающих к станциям метрополитена ЮАО г. Москвы”. Согласно этому документу все точки продажи печати должны находиться за пределами 25-метровой зоны от сооружений метро.
Вслед за г-ном Бирюковым и руководство метрополитена принялось раздавать указания. Так, 21 июня первый заместитель начальника метрополитена Игорь Ермоленко разослал в адрес службы контроля, службы движения и УВД Московского метрополитена телефонограммы, в которых с 1 июля запрещает в метро торговлю прессой с рук. И в первом, и во втором случаях чиновники опираются на решение заседания Межведомственной антитеррористической комиссии.
- Налицо грубейшее нарушение закона, - считает Ольга Никулина. - В статье 25 Федерального закона “О средствах массовой информации” четко указано, что противодействие законному распространению периодической печати недопустимо. Поскольку нет соответствующего постановления правительства Москвы, действия чиновников явно попадают под статью Уголовного кодекса о превышении служебных полномочий.
Однако, есть все основания полагать, что действия чиновников продиктованы отнюдь не заботой о безопасности и даже не чрезмерным служебным рвением. Дело в том, что, по плану властей, живых торговцев прессой собираются заменить автоматами.
- Это нелогичное предложение антитеррористической комиссии, потому что в пункте 1 они пишут “Ликвидировать все игровые автоматы”, а в пункте 2 - “Заменить лотки и киоски (то есть человека) торговыми автоматами”. Но автоматы и в том, и в другом случае - все равно автоматы. Получается: в одном случае ликвидировать, а в другом создать, - отметила Никулина.
На некоторых станциях метро уже появились автоматы по продаже газет и журналов. Корреспондент “Солидарности” ознакомилась с периодикой, представленной в них, и обнаружила только шесть - семь различных изданий. По мнению Никулиной, автомат по продаже газет является одновременно и цензором, и фактом начавшегося передела рынка.
Кроме того, по мнению экспертов, как раз в подобный аппарат не сложно подложить взрывное устройство...
БЕЗРАБОТНЫЕ ПРОДАВЦЫ
Как заявила “Солидарности” председатель Общественной организации распространителей печатной продукции в метрополитене Ольга Фролова, изгнание торговцев-“ручников” - удар по социально незащищенным слоям общества. Дело в том, что в рамках поддержки инвалидов и пенсионеров торговцы печатной продукцией с рук были освобождены от арендной платы. Естественно, и цены у них были существенно ниже. По словам Фроловой, они рассчитаны на средний класс: “7 дней”, которые везде продают по 17 - 20 рублей, с рук можно купить за 14, а дорогой журнал можно приобрести за 50 рублей вместо 80. “Теперь пострадаем не только мы, пострадают и простые люди, которые ездят в метро и могут позволить себе купить только дешевую газетку”, - отмечает Фролова. Запрет на работу в метро с 1 июля стал для многих торговцев с рук настоящей катастрофой.
- Люди остались без работы, - рассказывала Ольга Фролова. - Только в нашей организации насчитывается 500 человек, но это ведь не все торговцы СМИ с рук. Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Валентина Варфоломеева предложила нам идти получать пособия по безработице, а нашим пенсионеркам - идти за социальной поддержкой. Кроме того, люди потеряли деньги - они заранее оплатили товар в магазинах оптовой продажи, а реализовать его теперь негде.
Что только не предпринимали “ручники”, борясь за свое право работать. По словам Фроловой, писали и мэру Лужкову, и Шанцеву, и к депутатам обращались, и даже к президенту Путину.
- Путину я сама лично писала, - говорит Фролова, - со всех распространителей подписи собирала. А когда мы около мэрии митинговали, ни один чиновник не вышел, никто из представителей власти не пожелал встретиться с нами.
Ольга Фролова, так же как и Ольга Никулина, считает, что никакого отношения к борьбе с терроризмом акция московских властей не имеет - речь идет о переделе рынка, в результате которого продавцы остаются без работы, а средства массовой информации - без читателей. По мнению президента СИРПП Ольги Никулиной, в результате распространение печатной продукции сократится на 70%. На вопрос “Солидарности”, что делать людям, лишившимся работы из-за действий столичных властей, Никулина посоветовала на следующих выборах голосовать правильно. Сама она уже на компромиссы с властями не надеется: “Союз издателей и распространителей печатной продукции выступил с предложением не выгонять торговцев СМИ из метро и с прилегающих территорий, а научить их выявлять признаки возможных террористических действий”. То есть, сделать из “ручников” и лоточников еще и народных дружинников - по совместительству. Предложение было направлено в правительство Москвы в июне, но ответа пока не последовало.
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте