Top.Mail.Ru
Политика

Гильдия олигархов не хочет быть профсоюзом

30 июня, накануне новой встречи с главою государства, правление РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) провело в Москве расширенное заседание, на которое пригласило и прессу. РСПП принял мужественное решение поддержать президентскую “стратегию развития страны” и по возможности выполнять поставленные руководителем державы задачи. Поговорили и о социальной ответственности бизнеса, потому как эту тему уже затрагивал лично В.В. ПУТИН. “Профсоюз олигархов” также отказался объединяться с гильдиями малого и среднего бизнеса (“ОПОРой России” и “Деловой Россией”) – не тот уровень, хотя интересы и схожи.

Заседание в зале фешенебельного “Президент-отеля” началось с того, что у главы РСПП Аркадия Вольского заглох микрофон. “Тут у вас что-то не работает”, - иронически заметил вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Начальник развернулся к заму всем корпусом и внушительно посоветовал “так не шутить”. Когда технику наконец починили, Вольский выступил с докладом об участии РСПП в реализации основных положений послания президента РФ Федеральному собранию.

“Главная программа, как подчеркнул президент, одна: нас не устраивает уровень жизни людей! - с выражением произнес глава РСПП. - Потенциал роста, связанный с сырьевой ориентацией, исчерпан!” – помимо президента процитировал Вольский и премьер-министра Фрадкова. (В качестве отрицательного примера глава российских магнатов упомянул московский завод “Рубин”, который свернул с производства телевизоров на сомнительную дорожку строительного бизнеса.) Таким образом народ узнал, что по базовой общественной проблеме есть две линии: главная (она же генеральная) - и альтернативная. Конструктивность дискуссии обеспечена…

Ответственность бизнеса перед обществом РСПП понимает так: “Производить конкурентоспособную продукцию, выплачивать налоги в бюджет, создавать рабочие места и обеспечивать достойный уровень оплаты труда”. Как подчеркнул Вольский, бизнес делает даже больше, чем от него требуют: “На социальные нужды расходуется до 18% прибыли предприятий, или ежегодно более 90 млрд. руб., то есть с прошлого года эта цифра возросла более чем вдвое – с 7% до 18%!”

Тут же Вольский рассказал о результатах недавнего соцопроса, по которым “треть россиян попросту не видит реальных усилий со стороны экономической элиты страны по решению социальных проблем”. И объяснил такую слепоту неблагодарных сограждан… их “недостаточной информированностью”. При этом благотворительность и меценатство российских купцов, по Вольскому, никуда не делись: “Недавно вернулся я из Петербурга, и там они через меня благодарность объявляют – вот театр Гергиева “Система” финансирует, Русский музей тоже “Система” финансирует…” - “Одних только питерских, что ль, финансирует?..” - негромко спросил один из журналистов, и пишущая братия непочтительно захихикала.

Глава РСПП призвал власть не стремиться заткнуть все дыры только за счет бизнеса и отмел всяческие попытки “заставить бизнес максимально финансировать многочисленные социальные инициативы как региональных и муниципальных властей, так и некоммерческих организаций”. Потому как они “в лучшем случае” сиюминутны, да и основная причина этих инициатив – сугубое корыстолюбие инициаторов...

После непродолжительных прений у участников заседания появились претензии к итоговому документу. Один делегат счел, что называть РСПП “наиболее представительным объединением” бизнеса нескромно и “попахивает саморекламой”. – “Кто считает РСПП не самой представительной организацией?..” - вопросил Вольский, и тот же делегат примирительно сказал, что “вновь поднимать перед президентом вопрос о плате за земельные участки под предприятиями – это попахивает намеком на забывчивость”. То есть на забывчивость власти либо на чрезмерную назойливость бизнеса. Тут уж не выдержал один из соседей благоразумного и предложил проголосовать за то, чтоб убрать опасные места и “лечь под эту страусиную политику”. Так и решили. После этого благоразумный делегат вдруг сказал, что ему не нравится фраза о “добровольном согласии бизнеса на решение общественно значимых задач” - и гордо поинтересовался: мол, а разве тут нам могут что-то навязать? Решили принять и это замечание.

Потом из правления РСПП с болью в сердце вывели министра экономики Грузии Каху Бендукидзе – по личной просьбе, в связи с новым назначением и приобретением гражданства иной страны. На его место, по предложению Вольского, взяли “другого грузина” - Давида Якобашвили, главу пищевого гиганта “Вимм-Билль-Данн”. В итоге было решено, что в ноябре РСПП проведет свой очередной (четырнадцатый) съезд, на коем произойдут какие-то важные организационные и кадровые подвижки.

Вадим БАРАБАНОВ


В кулуарах я попросил участников заседания оценить возможность объединения РСПП с гильдиями малого и среднего бизнеса – “ОПОРой” и “Деловой Россией”. Кроме того, я предложил им оценить перспективы и силу региональных предпринимательских объединений в свете грядущего сброса государственных социальных обязательств из Центра на уровень регионов. Вот что мне ответили.

Игорь ЮРГЕНС, вице-президент РСПП:


- Нет, объединения не будет, а вот координационный совет создан. Будет ли это первым этапом будущих процессов консолидации – я не знаю, трудно сказать. Если будет дальнейшая централизация общества, может, и структура станет пожестче. А если так, как сейчас (“ОПОРа” нам рассказывает о своих проблемах, “Деловая Россия” – о своих, различны формы и размеры бизнесов) – это пока что обуславливает совершенно разную повестку дня для этих объединений. Но координироваться по ряду вопросов можно и нужно. Точки соприкосновения, безусловно, есть: законодательство, внешние связи; решение споров хозяйствующих субъектов до суда (то есть досудебные разбирательства); этика бизнеса… “Мотивация профчленства” в “профсоюзе олигархов”?.. Такая же, как и у трудящихся - коллективная защита прав. Хотя, конечно, название некорректное: профсоюз – это имя по праву принадлежит трудящимся. А у нас просто ассоциация бизнеса (хотя мотивация примерно та же). Гильдия?.. Ну, своего рода, если хотите – с этого начиналось… Как защищаем?.. Забастовок у нас нет. Да, обижают – ну так надо отстаивать права, идти в суды, вести диалог с правительством, президентом; публичное представительство интересов бизнеса – вот наши инструменты. А на региональном уровне трехсторонние комиссии пускай разбираются: где работодательские и профсоюзные организации будут сильно работать, там и губернатор как “командир” только выиграет. Но трехсторонность для нас – основа основ. Есть в регионах и сильные, и слабые объединения работодателей – так же, как и профсоюзы. Таково состояние гражданского общества – оно везде одно.

Аркадий ВОЛЬСКИЙ, президент РСПП:

- Да, у нас на правлении вот Борис Титов от “Деловой России” и Сергей Борисов от “ОПОРы” присутствуют, представляют интересы этих объединений – дальше, по-моему, и объединяться-то некуда!.. Есть координационный совет - это не объединение, а просто форма нашей совместной работы: нам придется вместе работать и над проектами законов, и с правительством…

Александр ШОХИН:

- Координационный совет существует – это мягкая форма, не предполагающая каких-либо организационно-юридических последствий. Речь идет просто о координации действий там, где организации предпринимателей уже работают совместно…


ОПРОС: УВАС В РЕГИОНЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ СИЛЬНЫЕ?

Петр БРЕКОТНИН, председатель Федерации профсоюзных организаций Томской области:


- У нас нет областного объединения работодателей. У нас есть отраслевые объединения предпринимателей, они с нами и администрацией области и подписывают трехстороннее соглашение. Каждое из объединений подписывает соглашение за свою отрасль. Этих объединений у нас уже одиннадцать. Большая часть из них сильные, реально представляющие интересы предпринимателей. Ну, может, аграрии выбиваются из этого ряда – объединились, потому что так надо. Или вот образовался Союз предпринимателей Томской области, который вроде бы претендует на то, чтобы объединить всех, но он слабенький.

Михаил КИВАЦКИЙ, председатель Тюменского областного совета профсоюзов:

- У нас в области целых четырнадцать отраслевых организаций работодателей, которые не объединены. И даже в таком количестве они не охватывают все предприятия. Отраслевое соглашение подписывается всеми этими объединениями и ассоциациями. Мы у себя уже подготовили проект закона об объединениях работодателей. Четыре года назад у нас был принят такой закон, два года он работал, а потом начали областные законы приводить в соответствие с федеральными. И прокуратура тогда предложила: раз нет всероссийского закона, отменить и областной. Теперь новый законопроект в четвертом квартале должен быть принят. А в будущем году должна пройти конференция работодателей, на которой либо будет создана единая структура, либо какая-то одна организация или человек будут уполномочены на подписание этого документа. А эти отраслевые объединения у нас достаточно сильные, реально представляют интересы предпринимателей, имеют уставы, все процедуры соблюдены. И если их удастся объединить, структура должна получиться неплохая.

Владимир АРГУЧИНСКИЙ, председатель Алтайского краевого совета профсоюзов:

- У нас есть десять объединений работодателей, с которыми мы подписываем краевое трехстороннее соглашение. В одну структуру они не объединены, да и как их объединишь? У них разные интересы. Они, конечно, вполне дееспособны и реально представляют крупные базовые отрасли – промышленность, аграрный сектор… Они планомерно работают, очень плотно сотрудничают с законодательной властью, с краевой администрацией взаимодействуют. Это сильные объединения. Мы постоянно с ними работаем. А если их попытаться объединить в одну структуру, проще, я думаю, не будет уже потому, что это нереально. При такой разнонаправленности всех этих отраслей.

Олег ВЫДРИН, председатель Федерации профсоюзных организаций Кировской области:

- Можно сказать, что оно достаточно сильное – по крайней мере для механизма социального партнерства. Есть единая структура, которая называется Советом хозяйственных руководителей. В него входит порядка ста пятидесяти предприятий. Я член президиума у них, так что мне легче с ними решать вопросы. В рамках взаимодействия нам удается вырабатывать нормальные решения по злободневным социальным темам. Так что как “третья сторона” они нас устраивают.

Анатолий СОЛДАТОВ, председатель федерации профсоюзов республики Мордовия:

- Что очень сильные, этого я бы не сказал, но все-таки мы с ними находим общий язык по большинству вопросов. Есть единая структура, недавно там нового председателя избрали – руководитель крупного завода, он человек порядочный. Нормальный социальный партнер.

Александр ГЛУХОВ, председатель Федерации профсоюзов Пензенской области:

- Есть такое объединение, включающее около сорока пяти средних и крупных предприятий. Они представляют интересы предпринимателей и подписывают с нами соглашение, как положено. Мы с ними контактируем.


Опрос подготовил Вадим БАРАБАНОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика