Основным событием съезда было избрание нового председателя профсоюза. Им стал секретарь ЦК, руководитель правовой инспекции труда профсоюза Владимир ВАРЛАМОВ. Делегаты съезда надеются, что грамотное руководство со стороны нового профлидера позволит решить проблемы членов профсоюза, самой актуальной из которых является низкая зарплата гражданского персонала. В беседе с корреспондентом “Солидарности” профлидеры из регионов говорили о съезде и будущем профсоюза.
ОТЧЕТ
Судя по отчетному докладу, представленному в начале съезда бывшим председателем профсоюза Валентином Кошелевым, прошедшие пять лет работа велась активная. Приведу лишь некоторые достижения минувшего периода. Профсоюзу удалось воссоздать соцпартнерство на уровне Главного командования Сухопутных войск, добиться выплат заработной платы в основном в установленные сроки и повысить доход гражданского персонала в среднем с 1000 до 3568 рублей. В основном сняты проблемы медицинского страхования работников, сохранилась 25-процентная надбавка работникам сельской местности, дети гражданского персонала обеспечены отдыхом, а их родители льготными путевками в санатории и здравницы.
Только вот активные, по словам докладчика, действия, даже при поддержке Главкома Сухопутных войск, особых результатов не принесли. В последние пять лет уровень жизни гражданского персонала становится все ниже. Кошелев признался, что постепенно снижаются и отменяются ранее установленные льготы, падает уровень оплаты труда. Так, постановлением правительства в 2001 году гражданские потеряли 25-процентное повышение должностных окладов за особенности работы в ВС РФ. А с 2003-го сокращен и бюджет, планируемый на зарплату. Теперь его сумма рассчитывается не на полную штатную численность работников, а по фактически занятым должностям. Это исключает возможность оплачивать совмещение должностей и приводит к задержкам зарплаты. Несмотря на постоянное обсуждение на встречах лидеров армейских профсоюзов с министром обороны и руководящим составом военных округов, вопрос остался не решенным. А с начала 2005 года гражданские в армии лишились и 20-процентного повышения минимального размера оплаты труда, положенного им ранее наравне с бюджетниками.
В завершение выступления Валентин Тимофеевич выразил мнение, что изменить плачевное положение гражданского персонала в ВС РФ может объединение всех армейских профсоюзов в единый. Это предложение в очередной раз прозвучит на съезде Федерации армейских профсоюзов в начале декабря. Пока же практика объединения - создание координационных советов территориальных органов армейских профсоюзов (такой совет действует в Дальневосточном военном округе). И эта практика должна распространяться на все субъекты РФ. А в своей деятельности профлидерам нужно “ориентироваться на взаимодействие с ФНПР”.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ
Необходимость изменения структуры Федерации армейских профсоюзов признали все, с кем удалось побеседовать корреспонденту “Солидарности”. Так же единодушно поддержали делегаты и кандидатуру нового председателя ЦК Владимира Варламова, делая ставку на его желание работать, грамотность и энергичность. Профлидеры высказывали мнения и по другим, не менее значимым вопросам. Но все же начну с идеи создания единого армейского профсоюза. Председатель Совета профкома Казанского гарнизона Приволжско-Уральского военного округа Фарида Галимова предложила свой вариант будущей структуры его аппарата:
- Создание единого армейского профсоюза необходимо. Но нас поддерживают только ракетчики (профсоюз РВСН), и все. Остальные просто игнорируют или ссылаются на специфику войсковых проблем. Мы пытались говорить и о финансовой выгоде от объединения: ведь легче содержать один аппарат, а не восемь ЦК, где как минимум восемь председателей, замов и бухгалтеров в каждом. Думаю, мы бы гораздо эффективнее отстаивали наши позиции, работая единой организацией. А ее аппарат - заместители председателя, курирующие отдельные рода войск, единая бухгалтерия, юридическая служба, служба по охране труда. И тогда можно было бы взять грамотных специалистов на хорошую зарплату. А сегодня что получается? Везде - пенсионеры на полставки, и в итоге работы нет. Отсюда и проблемы.
- И все-таки пока вопрос с объединением не решен. Поэтому профсоюзу придется работать по своей программе и по своему уставу. Как вы оцениваете изменения в последнем?
- В уставе четко обозначены мера ответственности, обязанности и права каждого органа, от ЦК и до первички. Определено, что заместителя председателя будут избирать не на съезде, а на пленуме, по рекомендации председателя ЦК. То есть не придется ждать пять лет.
Надо сказать, что именно эти положения как основные выделило большинство собеседников корреспондента “Солидарности”, характеризуя новый устав как грамотно доработанный. Но были и другие мнения. Председатель Читинской областной организации профсоюза Елена Пушкарева считает, что мера ответственности, принятая в новой редакции устава, недостаточна. Особенно в вопросе использования членских взносов председателями первичек. Недобросовестного профлидера можно разве что пожурить. Зачастую профком для него - это общественная работа. А “поймали” - можно уволиться и не понести ответственности.
- Был случай, когда в профкоме домоуправления Сибирского военного округа по Чите профвзносы использовались не по назначению - тратились на личные нужды председателя, - рассказывает Пушкарева. - Когда все выяснилось, на общем профсоюзном собрании организации решили передать дело в суд. Читинский обком процессом занялся. Но устав нашего профсоюза не позволяет привлечь этого председателя к ответственности по суду - нет договора. Я вносила в проект нового устава пункт о заключении договора с руководителем первички, где была бы регламентирована его ответственность за использование взносов. Но предложение не поддержали. А если устав останется в таком виде, то мы всегда будем проигрывать в судах... Другое внесенное мной и тоже не вошедшее в устав предложение - это пункт об обязательной юридической регистрации первичек. Ведь если дело доходит до суда, то полномочия первички может подтвердить только законное свидетельство о регистрации...
О НАБОЛЕВШЕМ
Если профлидер из Читы говорила о недобросовестном в плане профзносов председателе профкома, то председатель объединенного профкома гарнизонов Приморского края Анатолий Ковалев рассказал, как командиры частей и финансисты попросту “обворовывают” гражданский персонал:
- Согласно 130-му приказу министра обороны зарплата гражданским состоит из двух частей: допустим, 100% - денежный оклад и 50% от него - материальное стимулирование. Последнее командир, согласно приказу, должен распределять с представителем выборного профоргана. Однако никого, кроме финансиста и командира, к распределению стараются не допустить. Дело доходит до того, что они этот фонд в конце месяца делят между собой. А бывает, что командиры даже не знают содержания приказа о распределении материального стимулирования. Где-то удавалось исправить эту ситуацию. В одной воинской части мы через командира заставили финансистов все деньги просто вернуть. Когда мы ему назвали сумму - 70 тысяч, что они распределили между собой, он был в шоке. А премии людям выписали просто издевательские: например кочегару, который вкалывает лопатой, - 10 рублей!
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ - “ДИТЯ МЕРТВОЕ”
Председатель объединенного комитета профсоюза Саратовской области Владимир Бирюков, положительно оценив новый устав, не поддерживает создание территориальных координационных советов. И объясняет почему:
- Я один их первых в нашей области создал координационный совет. И что в результате? Потратил очень много денег своей организации. На что? Я сначала на машине объехал все воинские части, относящиеся к ВВС, к ракетчикам, к военным строителям. Выступал на собраниях, убеждал людей. В итоге получил ответ: “Подождите, позвоним сначала своим в ЦК”. Позвонили. Те говорят: ни-ни-ни! Я обратился к председателю ФПВС Калмыкову. Он собрал председателей ЦК, те дали добро. В итоге координационный совет был создан (и опять я оплатил им проезд на собрание). В результате нажил головную боль, сняв ее с ЦК. Теперь ко мне обращаются профлидеры всех “армейцев” области за помощью, но часть профвзносов в совет перечислять не собираются. Все идет в ЦК, а “координация” осуществляется по сути дела за счет членов нашей организации профсоюза. Так получается на деле, и я считаю, что это мертвое дитя. Например, решили мы поддержать акцию протеста бюджетников. Я начал подготовку организованного выхода на акцию, но опять натолкнулся на ответ: “В нашем ЦК сказали, что нежелательно!”
- Значит, вы, в принципе, против объединения армейских профсоюзов?
- Наоборот. Мне объясняют, что обязательно нужна федерация, чтобы мы вошли в трехстороннюю комиссию. Хотя я считаю, нам нужна единая профорганизация, как бы она ни называлась. Ладно, пусть будет федерация. Ну зачем нам дублирующая организация - ЦК? Ведь у нас единый работодатель - министр обороны. И летаем ли мы на самолетах, ползаем ли на танках - разница-то какая? У нас главная проблема - зарплата и 80% проблем связано с обеспечением спецодеждой, спецпитанием, своевременной выдачей зарплаты, обеспечением жильем, медицинским обеспечением.
КАК И ВЕЗДЕ
Завершить повествование о съезде мне бы хотелось рассказом председателя территориальной профсоюзной организации СевероКавказского военного округа Владимира Крупенько. С акцентом на то, что округ расположен в горячей точке России, где большинство частей периодически ведут боевые действия, а гражданский персонал нередко рискует наравне с военными.
- Сегодняшняя структура Вооруженных сил такова, что без гражданского персонала боевых действий вести нельзя. Например, вертолетный полк: наземная подготовка машин к полету и содержание аэродрома - все на гражданских. Или базы по хранению вооружения и техники. Во-первых, охрана: на вышках стоят гражданские, уже пожилые женщины, молодежь не идет. Оплата труда - по 2 - 3 разряду плюс 15% за работу с оружием: в среднем получается около двух тысяч. В маленьком городке, где нет работы, человек соглашается и на это, чтобы хоть как-то содержать семью. Но все равно персонала не хватает. То же и в госпиталях. Губернатор Ростовской области медработникам из своего фонда доплачивает по 1000 рублей в месяц. И получается, что медики, работающие в военном госпитале, получают меньше, чем в муниципальной больнице. И от нас бегут люди. А в результате в военных госпиталях 30% недокомплект.
- И в чем же видите выход из создавшейся ситуации?
- У армейских профсоюзов должен быть единый центр, способный работать с аппаратом министра, с его главными управлениями. Мое мнение таково: если мы за год-полтора не проведем реорганизацию наших профсоюзов гражданского персонала Вооруженных сил и не наладим тесное взаимодействие с ФНПР, то не доживем до следующего съезда!
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте