Решение переизбрать на очередное пятилетие председателем профсоюза Виктора МОХНАЧЕВА было единогласным. Но в некоторых вопросах единодушия не было. Основным камнем преткновения стал вопрос о предоставлении большей свободы региональным организациям и первичкам. А кроме достижений профсоюза, определились и явные проблемы: снижение численности и старение профактива.
ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ
Съезд начался с отчетного доклада. Председатель профсоюза Виктор Мохначев сначала туманно высказался о пресловутом 122-м законе (дескать, есть положительные и отрицательные аспекты...), о ценах на нефть (растут), о государственных автотранспортных компаниях (разваливаются). Потом перешел к делам профсоюзным. Социальное партнерство - развивается: на 90,4% предприятий есть колдоговоры, ОТС на 2005 - 2007 годы охватывает 92% работников. Протестные действия против повышения цен на топливо - активны: более 500 тысяч членов профсоюза поучаствовали в акциях протеста (но не все, и это плохо). Информационная политика - в действии: выпускается газета “Единство”. Рассказал Виктор Иванович и о приятных заботах профсоюза, например, об организации детского отдыха (49 оздоровительных лагерей) и проведении елок.
И о недоработках Мохначев умалчивать не стал - подчеркнул, что, несмотря на все усилия ЦК по вовлечению автотранспортников в профсоюз, ряды его членов постоянно редеют. Вот и за последние пять лет их стало меньше на 310 423 человека. А виноваты в этом, по словам профлидера, не только экономические процессы: банкротство предприятий, их ликвидация или реорганизация, - но и теркомы профсоюза, которые вопросами мотивации занимались мало. ЦК на “недодел” им указывал, но поняли не все, один предпрофкома даже получил крайнюю меру наказания - выговор. Отмечались и случаи нарушения устава, снижения исполнительской дисциплины и ответственности... И это, говорил руководитель профсоюза, надо искоренять.
Лишь одна проблема не прозвучала в докладе - старение кадров. А ведь только четыре делегата съезда были моложе 35 лет...
ИНИЦИАТИВЫ С МЕСТ
Председатель профкома Тольяттинского пассажирского транспортного предприятия № 3 Виталий Крючков рассказывал корреспонденту “Солидарности”: “Если работодатель нарушает права работников, мы указываем ему на это. К мнению профсоюза прислушиваются”. Сам Крючков молод и полон сил, поэтому констатирует со знанием дела: “У нас очень мало уделяется внимания работе с молодежью. Буду предлагать создать при ЦК постоянную комиссию по молодежной политике. Это нужно, чтобы решить проблему с профсоюзным обучением молодежи, чтобы привлечь в профсоюз молодежь в регионах”.
В ходе прений Крючкову долго не давали слово. “Это потому, что я молодой”, - смеется он. Потом выделили пять минут, хотя предыдущие ораторы высказывались до получаса. Свое предложение Крючков, однако, огласить успел. Тут же проголосовали - единогласно. Возглавлять комиссию предложили... самому же Крючкову. А через несколько часов его ввели и в состав ЦК. На поздравления Виталий грустно улыбнулся: “Да я и так эту работу делал. Мне от ЦК помощники нужны, а не поручения...”
“ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА...”
Наталья Джуманян, делегат из Саратовской области, руководством профсоюза очень довольна. Структуру ее профорганизация сохранила, и членство стопроцентное. По ее рассказу, у них и с работодателем полный “ажур”. Он поддерживает профсоюзы во всех вопросах, уделяет внимание созданию условий труда, не задерживает перечисление членских взносов... “Которые мы используем на оказание матпомощи и культмассовые мероприятия”, - с гордостью подчеркнула профлидер. Споров почти нет, говорит она, поскольку почти нет нарушений прав рабочих. А если споры и бывают, то обычно решаются в пользу рабочих.
“У нас серьезных проблем нет”, - вторит ей Валерий Еремеев, член ЦК из Тамбова, неосвобожденный предпрофкома Управления автомагистрали Москва - Волгоград. “Зарплата у нас стабильна, нас устраивает”, - говорит он. Социальные вопросы тоже решаются. Правда, лет десять назад на это выделялись бюджетные средства, а сейчас многое - за счет профсоюза.
УСЛОВИЯ ВЫЖИВАНИЯ
Но не все делегаты настроены так благостно - трудностей в жизни автотранспортных и дорожных рабочих предостаточно. Ольга Арапетян, председатель объединенной профорганизации ОАО “Пермьавтодор”, говорит, что работодатели и профсоюзы часто не находят точек соприкосновения, особенно по социальным вопросам. И непросто дается профсоюзу включение соцпакета в колдоговор. “На предприятии было большое сокращение. За 4 года из 5000 рабочих осталось 2500... Причин много: и дорожная отрасль плохо финансируется, и конкуренция есть... Но мы стараемся защитить людей”, - рассказывает Арапетян. А протестные действия... В 2005 году в забастовке автобусников Перми участвовало много членов профсоюза, но положительного результата акция не принесла: государственный автобусный парк перешел в частные руки, муниципальный транспорт сохранить не удалось. Поздно спохватились? Потеря городского автопарка сопровождалась, соответственно, потерей членов профсоюза.
Конкурентная борьба - дело сложное, а когда еще и нечестная... Евгения Яцута, председатель профкома ГУП “Читинское областное дорожное управление”, рассказывает, что сеть федеральных дорог финансируется Федеральным дорожным агентством. Но заказ на содержание, ремонт, реконструкцию дорог можно получить лишь на торгах. В читинском облуправлении 35 дорожных организаций, где работают почти 3 тысячи человек (все - члены профсоюза). Четыре организации несколько лет подряд получали заказ на ремонт дорог. А в этом году Яцуту почему-то исключили из комиссии по торгам. Торги выиграло АО “МТСО”, хотя управление готово было выполнить работы на 8% дешевле, да и техника у него лучше. Теперь четыре организации остались без финансирования, под угрозой сокращения 500 человек. Яцута пишет жалобы по инстанциям, а в ответ - тишина...
СОЦПАРТНЕРСТВО ГЛАЗАМИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Две трети выступавших говорили об успехах в социальном партнерстве. Но тут на трибуну вышел представитель работодателей - гость съезда гендиректор “Приморавтотранса” Вячеслав Мартыненко. “Работодатель всегда заинтересован выколачивать из рабочих прибавочную стоимость в возможно большем объеме, ни перед чем не останавливаясь”, - так он начал свою речь. Он рассказал историю создания профсоюза на его предприятии и объяснил, почему он смирился с этим.
Компания “Приморавтотранс” состоит из маленьких автотранспортных предприятий, где работают 4600 человек. По словам гендиректора, администрации АТП сопротивлялись появлению профорганизаций более чем жестко. Мартыненко подчеркнул, что “руководство маленьких АТП - криминальное” и можно лишь гадать, что для них значит “жестко”. Рабочие, отчаявшись защитить свои права законным путем, стали прибегать к услугам “братков”. Конец “разборкам” положила дирекция “Приморавтотранса”, административными мерами заставив руководство подчиненных предприятий соблюдать закон. Не успели легализовать профсоюз, как появилась новая напасть: администрации АТП попытались превратить первички в “карманные”, внедряя в профкомы “верных людей”. Дирекцию компании это не устраивало - ясно же, что “карманные” профсоюзы не будут защищать интересы рабочих, а те опять пойдут под защиту криминала. Однако “желтению” профсоюза дирекция компании ничего противопоставить не могла...
Эта история - с хорошим концом. Рабочие “Приморавтотранса” сами очистили профсоюз от “засланных казачков”. Сегодня в объединенной профорганизации состоят 4400 человек. Профком, решительный и грамотный, не боится спорить с дирекцией. “По четыре месяца бьемся над заключением колдоговора, - жалуется Мартыненко, но все же заявляет: - Боевой профсоюз выгоден работодателю, потому что удерживает от соблазна нарушить закон”. Увы, далеко не все работодатели такие сознательные...
С похожими проблемами в свое время столкнулся и Виктор Лапанский, замдиректора ООО “Южно-Сахалинское АТП” компании “Сахалинавтотранс” и одновременно - председатель объединенной профорганизации. Он считает, что председатели профкомов должны быть освобожденными, тогда они не будут зависеть от работодателя. Но на это нужны деньги. И еще, по мнению Лапанского, силен тот профсоюз, который при необходимости может вывести рабочих на забастовку. Соответственно, нужна страховая касса, а денег, увы, нет. Можно, конечно, увеличить членские взносы, но тогда должна быть полная финансовая прозрачность, чтоб люди знали, сколько, куда и зачем.
А бороться профсоюзу “Сахалинавтотранса” есть за что. Среди проблем на первом месте зарплата и невостребованность автотранспорта - из-за большой конкуренции. Раньше люди работали “на коротком плече” (20 - 30 км от базы), и это считалось далеко, а теперь они “разбросаны” по территории до 1000 км от базы. Рабочие оторваны от семьи, возникают проблемы с питанием. Задержки зарплаты - до полутора месяца. Аванса на большинстве предприятий нет, зарплата - раз в месяц.
СТЕПЕНЬ ДЕМОКРАТИИ
Как видим, многие проблемы на региональном уровне худо-бедно решаются. Оно и понятно, на месте разобраться легче. Логично, что некоторые делегаты предложили внести в устав профсоюза поправки, дающие низовым профорганизациям чуть больше самостоятельности. Почему-то это вызвало бурю негодования в президиуме, а Виктор Мохначев вообще обвинил авторов поправок в... сепаратизме. “Мы строим структуру, а не непонятно что!” - возмущался председатель профсоюза. Только никто необходимость структуры как таковой не отрицал. “Сепаратистские” поправки не прошли двумя третями голосов.
А дальше, по традиции, работу предыдущего ЦК признали удовлетворительной. Новый ЦК избрали по предложенным спискам, плюс Крючков - за “молодежную комиссию”. Председателем профсоюза остался Мохначев. Впрочем, других кандидатур все равно не было. Программу действий и различные постановления приняли “единогласно” (в том смысле, что “против” - не было, большинство во время голосования дремало). Словом, все прошло гладко, как и ожидалось.
А могло ли быть иначе? Трудно сказать. Хотя еще до начала съезда делегатка, пожелавшая оставшаяся неизвестной, сказала: “Все уже решено, все посты поделены. Будет тотальный “одобрямс”. На вопрос, как она такое допускает, женщина лишь махнула рукой...
Галина ДМИТРИЕВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте